|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СП 141.13330.2012. Свод правил. Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения
Сведения о своде правил
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
5. Расчет учреждений социального обслуживания
5.1. Общие принципы и нормы расчета
5.2. Сетевой расчет
5.3. Пообъектный расчет
6. Определение вместимости, полезной площади и мощности системы социального обслуживания
7. Размещение учреждений социального обслуживания
7.1. Общие положения
7.2. Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания
7.3. Земельные участки учреждений социального обслуживания
Приложение А. Список принятых сокращений
Приложение Б. Типология учреждений социального обслуживания МГ
Приложение В. Типы и виды учреждений социального обслуживания МГ
Таблица В.1. Классификация учреждений по срокам обслуживания
Таблица В.2. Расчет численности нуждающихся в социальном обслуживании, чел/1 тыс. МГ
Приложение Г. Нормы и расчетные показатели
Таблица Г.1. Нормы расчета учреждений социального обслуживания
Таблица Г.2. Определение площади помещений для учреждений обслуживания при минимальной (базовой) обеспеченности, м2 общей площади учреждений на 1 тыс. МГ
Таблица Г.4. Система социального обслуживания сельского муниципального района (пример расчета сети учреждений)
Таблица Г.5. Ориентировочные расчетные показатели центров социального обслуживания и их структура в городах разной величины
Таблица Г.6. Структура и оценка центров социального обслуживания
Таблица Г.7. Пример расчета сети учреждений и ЦСО для двух жилых районов города - нового и сложившегося
Таблица Г.8. Укрупненные расчетные показатели вместимости и числа учреждений социального обслуживания по группам поселений
Таблица Г.9. Нормативы расчета блоков надомного и дневного пребывания МГ в городе (при минимальной обеспеченности учреждениями)
Приложение Д. Размещение центров и учреждений социального обслуживания на территории города
Приложение Е. Определение ресурсов системы социального обслуживания
Таблица Е.1. Штатное расписание учреждений социального обслуживания, приведенных к 100 единицам вместимости, численность специалистов социальной службы
Таблица Е.2. Ориентировочная численность работников социальной службы для поселений различной величины
Таблица Е.3. Примерное соотношение групп специалистов в учреждениях социального обслуживания, %
Таблица Е.4. Структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания
Библиография
Приказом Федерального
агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
от 27 декабря 2012 г. N 121/ГС
СВОД ПРАВИЛ
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
ПРАВИЛА РАСЧЕТА И РАЗМЕЩЕНИЯ
Social service institutions persons with reduced
mobility regulations of calculation and allocation
СП 141.13330.2012
ОКС 01.040.93
ОКП 74.20
Дата введения
1 июля 2013 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
1. Исполнители ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство".
3. Подготовлен к утверждению Управлением градостроительной политики.
4. Утвержден Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 N 121/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
5. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Госстандарта в сети Интернет.
Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г.
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства.
В нормативном документе реализованы также требования федеральных законов [1] - [4].
Свод правил разработан:
ООО "Институт общественных зданий" - руководитель работы - канд. архит., проф. А.М. Гарнец, ответственный исполнитель свода правил - канд. архит. А.М. Базилевич; исполнитель - д-р мед. наук, проф. Н.Ф. Дементьева (ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России), канд. тех. наук. А.И. Цыганов (компьютерная графика); при участии ОАО "ЦНИИЭП жилища" - канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин.
1.1. Настоящий свод правил устанавливает:
правила определения нормативных потребностей маломобильных граждан (МГ) в сфере социального обеспечения;
нормы расчета учреждений для различных видов обслуживания (социально-бытового, социально-медицинского, социально-реабилитационного, социально-консультативного, социального жилища);
правила подсчета сетевой (общей по сети) вместимости и пообъектной (количество единиц, шт) потребности в учреждениях и центрах социального обслуживания для данного количества и структуры МГ;
правила размещения объектов и центров на территории городской и сельской застройки.
1.2. Свод правил распространяется на учреждения: долгосрочного (преимущественно стационарного) пребывания МГ; среднесрочного (включая пятидневного) обслуживания; краткосрочного (разового) обслуживания; специального обслуживания.
1.3. Свод правил не распространяется на обслуживание МГ в учреждениях: федерального уровня (специализированных центрах диагностики, реабилитации, лечения и отдыха); НИИ и экспертных центрах по проблемам геронтологии; учебных заведениях по подготовке специалистов социального обслуживания.
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения
СП 142.13330.2012 Здания центров ресоциализации. Правила проектирования
Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети в Интернете или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем своде правил приняты термины и определения, установленные в ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880 и СП 59.13330.
4.1. Настоящий свод правил детализирует СП 42.13330 и применяется при проектировании муниципальных образований, развитии застроенных территорий, а также при разработке схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры. Состав учреждений соответствует СП 136.13330.
4.2. При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:
различный состав и характеристики городских и сельских МГ;
наличие существующей сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;
ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;
градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;
наличие у существующих учреждений земельных участков.
4.3. Нормы расчета учреждений обслуживания в настоящем документе учитывают:
особенности демографической и физиологической структур МГ;
существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;
основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.
4.4. Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1000 маломобильных граждан.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
4.5. Расчет сети учреждений социального обслуживания МГ рекомендуется производить для двух видов территориального планирования муниципальных образований:
в составе схем территориального планирования муниципального района или городского округа (выявляется пропорция в развитии сети стационарных учреждений центрального и остальных поселений района, округа);
в составе генерального плана поселения определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер участка, местоположение социальных учреждений в пределах элементов планировочной структуры - квартал, микрорайон и др.
4.6. При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГ к самообслуживанию согласно таблице 1.
Таблица 1
Классификация МГ по степени самообслуживания
-------T-------------------------------------------T----------------------¬
¦Индекс¦ Характеристика МГ по степени ¦ % к итогу ¦
¦ ¦ самообслуживания +-----------T----------+
¦ ¦ ¦в городских¦в сельских¦
¦ ¦ ¦поселениях ¦поселениях¦
+------+-------------------------------------------+-----------+----------+
¦ МГ-1 ¦Способные к полному самообслуживанию ¦ 55 ¦ 35 ¦
¦ МГ-2 ¦Способные к частичному самообслуживанию ¦ 37 ¦ 54 ¦
¦ МГ-3 ¦Не способные к самообслуживанию ¦ 8 ¦ 11 ¦
L------+-------------------------------------------+-----------+-----------
4.7. Маломобильные граждане по семейному статусу разделяются на:
одиноких, не имеющих родственников или отдельно проживающих, а также семьи из двух пенсионеров. Процент данной группы МГ составляет в среднем в городских поселениях 45, в сельских - 70;
семейных, проживающих совместно с другими родственниками и имеющих возможность получать от них частичную социальную поддержку (55 и 30% соответственно).
4.8. Потенциальными клиентами системы социального обслуживания при отсутствии конкретных обследований согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [5] и ООО ИОЗ можно считать 70% МГ (т.е. 700 чел. на 1 тыс. МГ) в городских поселениях и 55% МГ (т.е. 550 чел. на 1 тыс МГ) - в сельских.
4.9. Маломобильные граждане с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 Приложения В.
5.1.1. Для расчета учреждений социального обслуживания МГ требуются следующие исходные материалы:
удельный вес МГ от численности населения - для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);
группировка МГ по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);
перечень и перспективы сохранения и использования существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг;
территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры).
5.1.2. Нормы расчета учреждений обслуживания определяются по формуле
где
![]() ![]() ![]() Потребность МГ в услугах учреждений социального обслуживания
![]() Коэффициент пребывания МГ в учреждениях принимается на основе стандартов или статистики фактической оборачиваемости единиц вместимости учреждений.
5.1.3. Для укрупненных расчетов рекомендуется учитывать следующие сроки пребывания в учреждениях клиентов
![]() учреждения долгосрочного обслуживания - пребывание МГ от 3 до 12 мес. в году
![]() учреждения среднесрочного обслуживания - пребывание МГ от 1 до 3 мес. в году
![]() учреждения краткосрочного обслуживания - обслуживание МГ менее 1 раза в месяц
![]() Примечание. Особую группу составляют учреждения специального обслуживания граждан без определенного места жительства со сроком пребывания от 1 раза в сутки до 6 месяцев в году
![]() 5.1.4. Нормы расчета учреждений социального обслуживания для городских и сельских поселений, полученные по формуле (5.1), приведены в таблице Г.1 Приложения Г.
5.1.5. Расчет потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания приведен в [7], часть из которых приведена в таблице Е.1 Приложения Е.
5.1.6. В зависимости от задач и вида градостроительной документации применяется один из двух методов расчета сети учреждений социального обслуживания:
метод сетевого расчета - определение вместимости сетей учреждений (на стадии разработки схемы генерального плана города);
метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений (на стадии проекта планировки и проекта застройки).
5.2.1. При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания:
социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание;
медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);
социально-реабилитационное, оздоровительное и досуговое обслуживание;
социально-консультативное обслуживание;
специализированное жилище;
обслуживание лиц без определенного места жительства.
5.2.2. После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в:
1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры - на базе стационарных учреждений;
2) центры территориального (дневного) социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) - на базе нестационарных учреждений.
5.2.3. Ориентировочный перечень учреждений социального обслуживания в центрах крупных муниципальных районов приведен в таблице Г.3 Приложения Г.
5.2.4. Расчет системы обслуживания в муниципальном районе зависит от размера и конфигурации территории, от степени развития транспортной системы. В случае превышения расстояния 50 км от поселений до административного центра района, что соответствует зоне двухчасовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) в существующих поселениях предусмотреть размещение подцентров социального обслуживания.
5.2.5. В центральном поселении муниципального района располагается основной комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием.
5.2.6. Вместимость сети стационарных учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания, социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений (отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле
![]() где
![]() Л - общая численность МГ района, тыс. чел.;
а - расчетный показатель обеспеченности учреждениями, ед. изм. вместимости на 1 тыс. МГ согласно таблице Г.1 Приложения Г.
5.2.7. Вместимость сети нестационарных учреждений надомного обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует определять по формуле
где
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 5.2.8. Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты при амбулаторно-поликлинической системе здравоохранения) подсчитывается по формуле
![]() где
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 5.2.9. Вместимость прочих учреждений социального обслуживания (специализированное жилище, учреждения досуга) следует определять по формуле
![]() Пример расчета системы социального обслуживания МГ сельского муниципального района приведен в таблице Г.4 Приложения Г.
5.2.10. Расчет системы социального обслуживания МГ города включает:
расчет стационарной и полустационарной сетей учреждений;
расчет нестационарной сети учреждений.
5.2.11. Нестационарные учреждения рассчитываются одним из двух вариантов:
по нормативам обеспеченности, с определением необходимого числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и в периферийных районах с низкой плотностью жилой застройки;
в виде мини-центров (блоков) с неполным набором учреждений (так называемым блок-модульным способом) дневного пребывания и надомного обслуживания - в исторических и других частях городов с плотной застройкой, с относительно сложившейся системой обслуживания.
5.2.12. Для городов различной величины (классификация и численность населения - по [4]) число центров социального обслуживания (ЦСО) составляет:
малые города (10 - 50 тыс. чел.) ..................... 1 - 3
средние города (50 - 100 тыс. чел.) .................. 3 - 6
большие города (100 - 250 тыс. чел.) ................. 6 - 9
крупные города (250 - 1000 тыс. чел.) ................ 9 - 16
крупнейшие города (св. 1,0 млн. чел.) ............... 16 - 24.
Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6 Приложения Г. При этом численность обслуживаемых МГ одним центром составляет:
1 - 5 тыс. МГ - для малых и средних городов;
10 - 30 тыс. МГ - для больших, крупных, крупнейших городов.
5.2.13. Для анализа эффективности центров социального обслуживания (ЦСО) можно применять качественно-количественную оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя методику, приведенную в таблице Г.6 Приложения Г.
Пример расчета сети учреждений социального обслуживания нового района города с использованием ЦСО приведен в таблице Г.7 Приложения Г.
5.3.1. Пообъектный традиционный расчет учреждений осуществляется в соответствии с результатами сетевого расчета и предельной вместимостью учреждений, установленной в таблице В.1 Приложения В.
5.3.2. Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на стадии сетевого расчета согласно таблице Г.5, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.8 Приложения Г.
5.3.3. Блок-модульный метод рекомендуется применять в малых городах и в сельских поселениях или при высокоплотной жилой застройке крупных городов с недостаточно сформировавшейся системой социального обслуживания. Метод характеризуется специализацией социальных работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.
5.3.4. К основным типам блоков надомного обслуживания (БНО) относятся:
БНО.1 - для социальных работников, обеспечивающих доставку товаров и услуг в жилище МГ;
БНО.2 - для социальных работников, оказывающих помощь МГ по домашнему хозяйству;
БНО.3 - для социальных работников, осуществляющих сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и пр.);
БНО.4 - для услуг посреднического характера (медицинских работников, правоведов, психологов, педагогов).
Для функционирования перечисленных блоков необходимо создание:
БОО (блок организационного обеспечения) - для административных работников и методического аппарата (руководителей, заведующих отделениями, инструкторов, социальных работников).
5.3.5. Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.9 Приложения Г. Блок БОО.О формируется согласно таблице Е.2 Приложения Е.
5.3.6. К основным типам блоков дневного пребывания (БДП) относятся:
БДП.1 - для занятия досугом (любительская и просветительская деятельность, физкультура, активный и спокойный отдых и т.п.);
БДП.2 - для культурно-зрелищных мероприятий, медико-реабилитационных консультаций, медицинских процедур;
БДП.3 - для бытового и медико-оздоровительного обслуживания.
Нормы расчета блоков дневного пребывания приведены в таблице Г.9 Приложения Г.
5.3.7. С учетом идентичности профиля задействованных специалистов (социальных работников) целесообразно объединение блоков дневного обслуживания и дневного пребывания в следующие модули:
модуль сервисного и досугового обслуживания -
![]() модуль доставочного и дневного обслуживания -
![]() модуль медико-посреднических услуг -
![]() и мощности системы социального обслуживания
6.1. По итогам расчета сети учреждений социального обслуживания определяется общая вместимость учреждений, выраженная в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники, посадочные места и пр.
6.2. Общая полезная площадь системы обслуживания определяется суммой площадей учреждений. При базовой (минимальной) обеспеченности общая площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2 Приложения Г.
Удельный показатель общей площади на 1 тыс. МГ для города и села с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания приведен в таблице 2.
Таблица 2
Удельный показатель общей площади объектов
социального обслуживания на 1 тыс. МГ
6.3. Для определения мощности системы социального обслуживания рекомендуется применять показатель (технологического) ресурса системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы.
Перечень кадров обслуживающего персонала учреждений обслуживания приведен в таблице Е.1 Приложения Е.
6.4. Удельный показатель мощности системы социального обслуживания ориентировочно составляет:
30 работников социальных служб на 1 тыс. МГ городских поселений;
60 работников социальных служб на 1 тыс. МГ сельских поселений.
6.5. Для каждой типологической группы поселений предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. МГ согласно таблице Е.2 приложения Е.
основные специалисты - социальные работники и специалисты по социальной работе;
медицинские работники (врачи и сестры);
консультанты в области психологии, юриспруденции;
инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии;
дополнительные работники - по организации питания, культработники, подсобные рабочие;
административный аппарат.
Структура работников учреждений социального обслуживания приведена в таблице Е.3 Приложения Е, а структура групп специалистов при базовой обеспеченности учреждениями социального обслуживания - в таблице Е.4 Приложения Е.
7.1.1. Размещение учреждений социального обслуживания следует осуществлять по итогам расчета, приведенного в настоящем своде правил. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации, вместимости, частоты посещения и времени пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует учитывать:
для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений;
для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети;
для нестационарных учреждений дневного обслуживания и специализированного жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений; природные и планировочные факторы.
7.1.2. К учреждениям обслуживания федерального уровня (потребность и вместимость которых определяется специальными решениями) относятся:
специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и отдыха);
научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам геронтологии;
учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров - специалистов социальной службы.
Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями.
7.1.3. Учреждения социального обслуживания муниципальных образований распределяют по зонам:
- жилой (с размещением специализированных жилых домов, домов-интернатов, центров социального обслуживания, досуговых центров);
- общественно-деловой (лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры, центры реабилитации, учреждения органов соцзащиты, дома для лиц, не имеющих постоянного места жительства);
- рекреационного назначения (хосписы, дома-интернаты).
7.1.4. Принципы размещения в жилой застройке специализированных жилых домов для МГ изложены в [8]:
расстояние до торгово-бытовых предприятий, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м;
на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта.
7.1.5. Дома-интернаты для маломобильных граждан следует размещать на жилой территории населенных мест.
Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях производственных объектов.
Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с городом.
7.1.6. Организацию поселка для персонала, обслуживающего дом-интернат, следует решать в соответствии с СП 42.13330.
7.1.7. При размещении геронтологического центра в черте города в его составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение 5-дневного пребывания. Правила изложены в [9]. Размещение центра в пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении.
Во всех случаях размещения геронтологического центра следует учитывать его связь с научно-методическими учреждениями.
7.1.8. Хосписы и дома сестринского ухода следует размещать в жилой или рекреационной зоне на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и их родственников, а также близость к действующим больницам.
7.1.9. При выборе радиуса доступности учреждения обслуживания учитываются следующие правила:
для уникальных геронтологических центров - удаленность не регламентируется;
для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения медико-социального обслуживания) - временная удаленность не более 2 ч;
для нестационарной сети:
для учреждений надомного обслуживания - до 1500 м в городских поселениях и до 5000 м в сельских;
для учреждений дневного пребывания - до 500 м и до 1500 м соответственно;
для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и до 3 км соответственно.
7.1.10. Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8 Приложения Г.
и блоков социального обслуживания
7.2.1. При определении места размещения учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании консультативной помощи и проведении профилактических осмотров МГ специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания требует минимизации передвижений социальных работников в системе "квартира (пост) - учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение".
7.2.2. Центры социального обслуживания (ЦСО) следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном Постановлением Минтруда России [10].
Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе показан на рисунке Д.1 Приложения Д.
7.2.3. Для сельских поселений рекомендуется (мини)ЦСО-V, рассчитанный на обслуживание 0,5 - 1 тыс. МГ, с числом постов надомного обслуживания 50 - 100 единиц, с малым отделением дневного обслуживания (10 - 25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и консультаций.
7.2.4. Для развивающихся территорий рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений с соблюдением следующих радиусов доступности:
- для БОО - доступность может Достигать до 3000/5000 м соответственно для городских и сельских поселений;
- для БО.1 и БНО.3 - 1500 - 3000 м;
- для БО.2 и БНО.4 - 500 - 1000 м.
Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений обслуживания в районе со сложившейся застройкой и достаточно развитой системой общественного обслуживания приведен на рисунке Д.2 Приложения Д.
7.2.5. При размещении блоков дневного пребывания МГ следует придерживаться радиусов доступности:
- для БДП.1 - до 1500 м;
- для БДП.2 и БДП.3 - до 500 м.
7.3.1. Площадь земельных участков домов-интернатов, центров социального обслуживания рекомендуется принимать по показателям таблицы 3.
Таблица 3
Удельная площадь участков домов-интернатов
и центра социального обслуживания
7.3.2. Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений) сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Удельные размеры участков учреждений
медико-социального назначения
7.3.3. Размеры земельных участков медико-социальных, лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на 1 объект.
Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать:
при расположении стационара и лечебно-консультативного отделения в одном здании - 150 м2 на 1 койку;
при расположении лечебно-консультативного отделения в отдельно стоящих зданиях - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект.
7.3.4. Размеры участков домов жилищного фонда социального использования следует принимать в соответствии с таблицей 5.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация таблиц дана в соответствии с официальным текстом документа.
Таблица 8
Площадь участков домов жилищного фонда
социального использования
-------------------------------------------------T------------T-----------¬
¦ Тип специализированного жилища ¦ Расчетный ¦ Площадь ¦
¦ ¦норматив, м2¦земельного ¦
¦ ¦ на 1 чел. ¦участка, га¦
+------------------------------------------------+------------+-----------+
¦Специализированный жилой дом с обслуживанием ¦ 100 ¦ 0,5 - 1,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 125 ¦1,25 - 1,5 ¦
+------------------------------------------------+------------+-----------+
¦Жилой комплекс для МГ ¦ 125 ¦ 2,5 ¦
L------------------------------------------------+------------+------------
Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых домов изложены в [11].
7.3.5. Площадь участка для учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства следует принимать по таблице 6.
Таблица 6
Удельные показатели площади участка
учреждений обслуживания бездомных
(обязательное)
ДИ + ОВП - дома-интернаты + отделения временного проживания
УМСО - учреждения медико-социального обслуживания
ОСОД - отделение социально-бытового обслуживания на дому
ОСМО - отделение социально-медицинского обслуживания на дому
СИДО - служба индивидуального договорного обслуживания на дому
СЖ - специальное жилище
ОДП, О5П - отделение дневного и временного (5-дневного) пребывания
СРО - социально-реабилитационное отделение
СОЦ - социально-оздоровительный центр
СС - социальные столовые
СДУ - социально-досуговые учреждения
ОССО - отделение (центр) срочного социального обслуживания
КО - консультационное отделение
УСОБ - учреждения социального обслуживания бездомных (лиц без
определенного места жительства)
ЦСО - центр социального обслуживания
КЦСО - комплексный центр социального обслуживания
Соц. раб. - социальный работник
С.с.р. - специалист по социальной работе
Соц. конс. - социальный консультант
Раб. с.с. - работник социальной службы
Мтд - минуты транспортной доступности
МГ - маломобильные граждане
(рекомендуемое)
ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МГ
-----------T--------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Функция ¦ Технология обслуживания ¦
¦учрежде- +-------------------------------------------T--------------------T---------------------------------+
¦ний ¦ В нестационаре (или на дому) ¦ В полустационаре ¦ В стационаре ¦
¦ +------------T------------------------------+ ¦ ¦
¦ ¦Специальное ¦ Собственное жилище ¦ ¦ ¦
¦ ¦ жилище ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----T------+------------------------------+---------T----------+----------T----------------------+
¦Бытовая, ¦ ¦ ¦ ОСОД - отделение ¦ ¦ УСОБ ¦ УСОБ ¦ДИ Пансионат ветеранов¦
¦посредни- ¦ ¦ ¦ социально-бытового ¦ ¦Социальная¦ Центр ¦ труда ¦
¦ческая ¦ ¦ ¦ обслуживания на дому ¦ ¦гостиница ¦социальной¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦адаптации ¦ ¦
¦ +-----+------+------------------------------+---------+----------+----------+----------------------+
¦ ¦ СЖ - ¦ ОСМО - отделение ¦ ¦ УСОБ ¦ УСОБ ¦ ДИ Дом-интернат ¦
¦ ¦специальное ¦ социально-медицинского ¦ ¦ Дом ¦ Социаль- ¦ общего типа для ¦
¦ ¦ жилище ¦ обслуживания на дому ¦ ¦ ночного ¦ ный ¦ престарелых и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пребывания¦ приют ¦ инвалидов ¦
¦ +------------+--------------------T---------+---------+----------+----------+----------T-----------+
¦ ¦ ЦСО ¦ ОДП - отделение ¦ ¦О5П ¦ ¦УСОБ ¦ ОВП - ¦ ДИ - ¦
¦ ¦ (филиал) ¦ дневного ¦ ¦Отделение¦ ¦Специаль- ¦отделение ¦ отделение ¦
¦ ¦ Блоки ¦ пребывания ¦ ¦пятиднев-¦ ¦ный дом- ¦временного¦милосердия ¦
¦ ¦ бытового, +--------------------+ ¦ного ¦ ¦интернат ¦пребывания¦ ¦
¦ ¦медицинского¦ СС - социальная ¦ ¦пребыва- ¦ ¦для лиц из¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания¦ столовая ¦ ¦ния ¦ ¦мест ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заключения¦ ¦ ¦
¦ +------------+--------------------+---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ ¦ ОССО - отделение срочного социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------T---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ ¦СРО - социально-реабилитационное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ отделение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----T------T----------T---------+---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СИДО - служба ¦ ¦ ¦ СОЦ - социально- ¦ПНИ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуально- ¦ ¦ ¦ оздоровительный ¦психоневро-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ договорного ¦ ¦ ¦ центр ¦логический ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦интернат ¦
+----------+-----+------+----------+---------T---------+---------+----------+---------------------+-----------+
¦Лечебная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УМСО - хоспис ¦
¦ +-----+------+----------+---------+---------+---------+----------+---------------------T-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦УМСО ГЦ-7¦ ¦ ¦УМСО ¦ УМСО - ¦УМСО - дом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отделение¦ ¦ ¦ГЦ-4 ¦гериатрический центр,¦(отделение)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дневного ¦ ¦ ¦отделение ¦ отделение ¦сестрин- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пребыва- ¦ ¦ ¦пятиднев- ¦ ¦ского ухода¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ного +---------------------+-----------+
¦ +-----+------+----------+---------+---------+---------+пребывания¦ УМСО - геронтологический центр: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦УМСО - ¦УМСО - ¦ ¦ ¦ ГЦ-1 - стационар, ГЦ-2 - отд. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦гериатри-¦отдел ¦ ¦ ¦ "Милосердия", ГЦ-3 - реабилит. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческий ¦гериатри-¦ ¦ ¦ отд., ГЦ-5 - психологический ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кабинет ¦ческой ¦ ¦ ¦ центр, ГЦ-7 - восстановительное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦при поли-¦помощи на¦ ¦ ¦ отделение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦клинике ¦дому ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+---------+----------+----------T----------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГЦ-6 - ¦ УМСО - госпиталь ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦консульта-¦ участников ВОВ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ционный ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кабинет ¦ ¦
+----------+-----+------+----------+---------+---------+---------+----------+----------+----------T-----------+
¦Досуговая,¦ ¦ ¦СДУ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦консульта-¦ ¦ ¦социально-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивная ¦ ¦ ¦досуговое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----+------+----------+---------+---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ ¦ КО - консультативное отделение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-----T------T----------T---------T---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ ПС ¦ ЧС ¦ ПС ¦ ЧС ¦ НС ¦ ПС ¦ ЧС ¦ПС - ¦ЧС - ¦НС - не ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦способные ¦способные ¦способные к¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к полному ¦к ¦самообслу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самообслу-¦частичному¦живанию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦живанию ¦самообслу-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦живанию ¦ ¦
+-----+------+----------+---------+---------+---------+----------+----------+----------+-----------+
¦ Категории обслуживаемых маломобильных граждан (МГ) ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------
(рекомендуемое)
ТИПЫ И ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МГ
обслуживании <*>, чел/1 тыс. МГ
------------------T--------------------------------------------------------
Категории МГ по ¦ Городские поселения
степени +--------------------------------------------------------
самообслуживания ¦ Группы МГ по семейному статусу
------------------+--------------------------------------------------------
![]() ![]() --------------------------------------------------------------------------
55% МГ с полным
![]() ![]() самообслуживанием = 247 - 100 (н/ж) = 147 = 303 - 200 (н/ж) = 103
37% МГ с
![]() ![]() частичным
самообслуживанием
8% МГ, не
![]() ![]() способные к
самообслуживанию
---------------------------------------------------------------------------
350 350
ВСЕГО 700 чел/на 1 тыс. МГ
нуждающихся в
обслуживании
---------------------------------------------------------------------------
Сельские поселения
---------------------------------------------------------
Группы МГ по семейному статусу
---------------------------------------------------------
![]() ![]() ---------------------------------------------------------------------------
35% МГ с полным
![]() ![]() самообслуживанием = 245 - 200 (н/ж) = 45 = 105 - 100 (н/ж) = 5
54% МГ с
![]() ![]() частичным = 162 - 150 (н/ж) = 12
самообслуживанием
11% МГ, не
![]() ![]() способные к
самообслуживанию
---------------------------------------------------------------------------
500 50
ВСЕГО нуждающихся 550 чел/на 1 тыс. МГ
в обслуживании
---------------------------------------------------------------------------
Примечание. Сокращение н/ж - маломобильные граждане, не
желающие обслуживаться в учреждениях.
---------------------------------------------------------------------------
(обязательное)
при минимальной (базовой) обеспеченности, м2
общей площади учреждений на 1 тыс. МГ
в центрах межселенного значения
![]() района (пример расчета сети учреждений)
Исходные данные
Численность района 30 тыс. чел., из них - 9 тыс. МГ. В центральном поселении, а также в зоне его 30-минутной транспортной доступности проживают 7,9 тыс. МГ, в зоне 30 - 60-минутной транспортной доступности (МТД) - 0,8 тыс., за пределами 60 МТД - 0,3 тыс. МГ.
и потенциала системы социального обслуживания
--------T--------T---------------------T--------------------T-----------T-------¬
¦Учреж- ¦Ед. ¦ Расчетные ¦ Потребность по ¦ Работники ¦Мобиль-¦
¦дение ¦измере- ¦ показатели ¦ расчету ¦ соц. ¦ное ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ службы ¦обслу- ¦
¦ ¦вмести- +-------T-------------+-----T--------------+-----T-----+жива- ¦
¦ ¦мости ¦ а - ¦ для зон ¦Всего¦В том числе по¦ На ¦Всего¦ние, ¦
¦ ¦ ¦базовый¦ ¦ ¦ зонам ¦ 100 ¦ ¦работ- ¦
¦ ¦ ¦ +---T----T----+ +-----T----T---+ ед. ¦ ¦ников ¦
¦ ¦ ¦ ¦а ¦ а ¦ а ¦ ¦ Л ¦ Л ¦Л ¦изм. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Всего ¦тыс. чел¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9,0 ¦ 7,9 ¦0,8 ¦0,3¦ ¦ ¦ ¦
¦ МГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Стационарные и полустационарные учреждения ¦
+-------T--------T-------T---T----T----T-----T-----T----T---T-----T-----T-------+
¦ ДИ + ¦ место ¦ 2,3 ¦2,3¦2,3 ¦2,3 ¦20,7 ¦18,2 ¦1,8 ¦0,7¦ 42 ¦ 8,7 ¦ 0 ¦
¦ ОВП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦УМСО(с)¦ " ¦ 1,0 ¦1,0¦1,0 ¦1,0 ¦ 9,0 ¦ 7,9 ¦0,8 ¦0,3¦ 70 ¦ 6,3 ¦ 0 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ СОЦ ¦ " ¦ 0,7 ¦0,7¦0,7 ¦0,7 ¦ 6,3 ¦ 5,5 ¦0,6 ¦0,2¦ 41 ¦ 2,6 ¦ 0 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ О5П ¦ " ¦ 2,5 ¦2,5¦2,5 ¦2,5 ¦22,5 ¦19,8 ¦2,0 ¦0,7¦ 38 ¦ 8,6 ¦ 0 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ ОССО ¦ соц. ¦ 0,2 ¦0,2¦0,2 ¦0,05¦ 1,8 ¦ 1,6 ¦0,1 ¦0,1¦32,5 ¦ 0,6 ¦ 0 ¦
¦ ¦ раб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Нестационарные учреждения (надомного обслуживания) ¦
+-------T--------T-------T---T----T----T-----T-----T----T---T-----T-----T-------+
¦ ОСОД ¦ место ¦ 89 ¦89 ¦44,5¦22,3¦727,8¦ 703 ¦ 18 ¦6,8¦28,3 ¦ 198 ¦ 73,2 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ ОСМО ¦ " ¦ 25 ¦25 ¦12,5¦6,3 ¦213,2¦197,5¦13,8¦1,9¦56,1 ¦ 111 ¦ 11,8 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ СИДО ¦ " ¦ 1 ¦ 1 ¦0,5 ¦0,25¦ 8,9 ¦ 8,5 ¦0,4 ¦0,1¦ 33 ¦ 2,7 ¦ 0,1 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Нестационарные учреждения (дневного пребывания) ¦
+-------T--------T-------T---T----T----T-----T-----T----T---T-----T-----T-------+
¦ ОДП ¦ место ¦ 0,4 ¦0,4¦0,2 ¦ 0 ¦ 3,4 ¦ 3,2 ¦0,2 ¦ - ¦ 33 ¦ 1 ¦ 0,2 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ СРО ¦ " ¦ 0,1 ¦0,1¦0,05¦ 0 ¦ 0,9 ¦0,87 ¦0,1 ¦ - ¦ 41 ¦ 0,3 ¦ 0 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ КО ¦ конс. ¦ 0,3 ¦0,3¦0,15¦ 0 ¦ 2,5 ¦ 2,4 ¦0,1 ¦ - ¦ 31 ¦ 0,7 ¦ 0,2 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Нестационарные (медико-социального обслуживания при поликлиниках) учреждения ¦
+-------T--------T-------T---T----T----T-----T-----T----T---T-----T-----T-------+
¦ УМСО ¦ пос/см ¦ 5 ¦ 5 ¦2,5 ¦ 0 ¦41,5 ¦39,5 ¦2,0 ¦ - ¦ 20 ¦ 8,6 ¦ 3,5 ¦
¦ (н/с) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Прочие учреждения ¦
+-------T--------T-------T---T----T----T-----T-----T----T---T-----T-----T-------+
¦ СЖ ¦квартира¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 8,7 ¦ 7,9 ¦ - ¦ - ¦ 17 ¦ 10 ¦ 1,1 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ СДУ ¦ место ¦ 6 ¦ 6 ¦ 0 ¦ 0 ¦52,2 ¦47,4 ¦ - ¦ - ¦ 10 ¦ 4,7 ¦ 7,4 ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ СС ¦ пос. ¦ 1,8 ¦1,8¦ 0 ¦ 0 ¦15,6 ¦14,2 ¦ - ¦ - ¦ 11 ¦ 0,4 ¦ 2,0 ¦
¦ ¦ мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего¦364,2¦ ¦
+-------+--------+-------+---+----+----+-----+-----+----+---+-----+-----+-------+
¦ Примечания. ¦
¦ 1. Полное наименование учреждений - см. Приложение А. ¦
¦ 2. Определение потенциала учреждений на 100 ед. вместимости - см. ¦
¦таблицу Е.1 Приложения Е. ¦
¦ 3. а , а , а составляют: для стационаров = а; для надомного ¦
¦ 1 2 3 ¦
¦обслуживания соответственно а, 0,5а, 0,25а; для дневного пребывания - а, ¦
¦0,5а, 0; для прочих учреждений - а, 0, 0. ¦
L--------------------------------------------------------------------------------
Ресурс системы социального обслуживания
Согласно расчету (см. таблицу выше) из общего потенциала системы социального обслуживания 93% (337,4 работника социальной службы) приходится на нестационарную сеть.
Расчет центров СО и кадровое обеспечение
их административно-методических отделов
Поскольку в районе (при минимальной обеспеченности) необходимо обслужить 51% желающих (или 550 x 0,51 = 283 чел/тыс. МГ), то из 9 тыс. МГ обслуживанию подлежат 2,55 тыс. Для них потребуется создать 4 ЦСО с нагрузкой по 0,5 - 0,75 тыс. ГПВ на каждый центр. Соответственно потребуется 24 x 4 = 96 штатных единиц для административных отделов.
В методических отделах специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих 9 x 0,55 = 4,95 тыс. чел. Учитывая норматив (2,5 тыс. на одного социального работника) для района потребуется 2 социальных работника, а также 15 - 20 чел. (в зависимости от числа ЦСО) других сотрудников методических отделов.
обслуживания и их структура в городах разной величины
(классификация по [4])
СТРУКТУРА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
![]() ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Для оперативной оценки центров социального обслуживания необходимо соизмерение различных по содержанию отделений, составляющих эти центры. Итогом соизмерения ЦСО являются ранги, базирующиеся на качественных и количественных показателях.
Оценка качества ЦСО
К качественным показателям ЦСО относятся:
соответствие структуры центров директивной [1];
соответствие состава форм обслуживания нормативному [2];
соответствие состава комплекса услуг нормативному [10];
соответствие перечня услуг регламентированному федеральным законом [3].
Количественные показатели качественных критериев
Оценка центров социального обслуживания
Первый критерий - (функциональная) структура ЦСО, выраженная в составе подразделений (отделений). За оптимальную структуру следует принимать структуру комплексного центра социального обслуживания согласно [10]. В ЦСО могут быть развернуты дополнительные подразделения (отделения) в зависимости от местных и градостроительных условий.
Рекомендуется следующая балльная оценка по данному критерию:
10 баллов - ЦСО, имеющий в своей структуре 6 подразделений и более;
8, 6, 4, 2 балла - ЦСО, имеющий соответственно 5, 4, 3, 2 подразделения.
Второй критерий - число форм обслуживания. В соответствии с [10] отделения ЦСО оказывают четыре формы социального обслуживания: социально-бытовое, социально-медицинское, консультативное, социально-экономическое.
В целях последующего ранжирования ЦСО следует принять следующую градацию числа форм и балльную оценку:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 4 формы социального обслуживания;
4 и 3 балла - ЦСО, оказывающий соответственно 3 и 2 формы обслуживания.
Третий критерий - число комплексов услуг (видов обслуживания). Оптимальное нормативное число - 12 комплексов. Рекомендуемая балльная оценка:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 9 - 12 и больше комплексов услуг;
4 балла - то же, 7 - 8 комплексов услуг;
3 балла - то же, 5 - 6 комплексов услуг;
2 балла - то же, 4 комплекса услуг и менее.
Четвертый критерий - максимальное число услуг, оказываемых ЦСО, гарантированное в федеральном законе [3] - 60.
Рекомендуемая балльная оценка:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 60 услуг и более;
4 балла - ЦСО, оказывающий 50 - 59 услуг;
3 балла - то же, 40 - 49 услуг;
2 балла - то же, 30 - 39 услуг;
1 балл - то же, менее 30 услуг.
Качественно-количественная оценка
Используя балльную оценку составляющих структурных элементов центров социального обслуживания, рекомендуется следующее их ранжирование:
ЦСО 1 ранга - с общим числом 25 баллов: с нормативным составом подразделов (не менее 6), нормативным составом форм социального обслуживания (4), нормативным составом комплексов услуг (9 - 12), нормативным перечнем услуг (60).
ЦСО 2 ранга - с суммой баллов 16 - 20 и имеющих: 4 подразделения, 3 формы социального обслуживания, 5 - 8 комплексов услуг, 40 - 59 услуг.
ЦСО 3 ранга - с суммой баллов 8 - 11 и имеющих: 2 - 3 подразделения, 2 формы социального обслуживания, 4 комплекса услуг, 39 услуг и менее.
районов города - нового и сложившегося
Исходные данные
Численность населения административного района крупного города составляет 157 тыс. жителей, из них 37,7 тыс. - МГ. В районе имеются два обособленных жилых района: N 1 (новый) - 24 тыс. МГ и N 2 (сложившийся) - 13,7 тыс. МГ.
Расчетные показатели сети учреждений
социального обслуживания
Общий (кадровый) ресурс системы социального обслуживания
По расчету ресурс должен составить 807 работников социальной службы. При этом распределение ресурса по подрайонам пропорционально числу проживающих в них МГ. Однако при размещении учреждений возможно изменение пропорций в пользу первого подрайона в связи с размещением здесь общегородских объектов СО.
Расчет центров социального обслуживания
При минимальной обеспеченности учреждениями охвачено 20% желающих МГ (или 140 чел/тыс. МГ). Следовательно потребуется ежегодно обслуживать 37,7 x 140 = 5,3 тыс. МГ. Рекомендуется в районе N 1 предусмотреть два ЦСО, в районе N 2 - один ЦСО. При 24 штатных единицах на административный отдел центра общая потребность для трех ЦСО составит 72 штатные единицы.
Специалисты по социальной работе методических отделов ЦСО ведут работу с общим числом потенциальных клиентов, т.е. с 37,7 x 0,7 = 26,4 тыс. чел. При нормативной нагрузке 3,5 тыс. МГ на 1 специалиста социальной работы (с.с.р) потребность для района составит 11 с.с.р. Кроме того, в каждом методическом отделе требуется по 5 других сотрудников или 15 ед. в трех ЦСО. Всего в методических отделах требуется 26 штатных единиц для административно-методической работы.
учреждений социального обслуживания по группам поселений
![]() МГ в городе (при минимальной обеспеченности учреждениями)
(справочное)
РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА
![]() ![]() Существующие учреждения:
![]() Новые учреждения СО:
Нестационарные учреждения:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Стационарные учреждения:
![]() ![]() ![]() Учреждения здравоохранения:
![]() ![]() ![]() обслуживания маломобильных граждан в новом районе города
![]() А. Существующие учреждения:
![]() ![]() Б. Новые учреждения СО:
Б-1. Нестационарные учреждения:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Б-2. Стационарные учреждения:
![]() ![]() ![]() В. Учреждения здравоохранения:
![]() ![]() ![]() социального обслуживания в сложившемся жилом районе города
(рекомендуемое)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
приведенных к 100 единицам вместимости, численность
специалистов социальной службы
для поселений различной величины
в учреждениях социального обслуживания, %
учреждениями социального обслуживания
[1] Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (Собрание законодательства РФ, N 32, 1995, ст. 3198).
[2] Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства РФ, N 50, 1995, ст. 4872).
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными органами социального обслуживания" имеет номер 1151, а не 1151-ФЗ.
[3] Постановление Правительства РФ "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными органами социального обслуживания" N 1151-ФЗ от 25 ноября 1995 г. (Собрание законодательства РФ, N 49, 1995, ст. 4798).
[5] Методические рекомендации для работы органов и учреждений соцобеспечения/Под ред. Н.Ф. Дементьевой. - М.: ЦИЭТИН, 1989.
[6] Методические рекомендации по определению потребностей в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста. - М.: ЦИЭТИН, 1998.
[7] Комплексный центр социального обслуживания населения: Приложение к Постановлению Минтруда России N 32 от 27 июля 1999 г.
[8] Примерное положение о специализированном жилом доме для одиноких престарелых: Приказ Минсоцзащиты России от 11 апреля 1994 г. N 1-1138-18.
[9] Организация работы геронтологических центров. Серия: Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов/Минтруд России. - М., 1998, вып. 2.
[10] Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Приложение к Постановлению Минтруда России от 8 июля 1997 г. N 36.
[11] Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 2. Градостроительные требования/Минстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1994.
Руководитель организации-разработчика:
Открытое акционерное общество
"Центральный научно-исследовательский и
проектный институт жилых и общественных
зданий",
руководитель разработки:
Директор по научной деятельности,
канд. арх, профессор _____________ А.А. Магай
Исполнитель:
Руководитель отдела архитектуры жилых
и общественных зданий,
канд. арх, доцент ___________ Н.В. Дубынин
Руководитель организации-соисполнителя
ОАО "Институт общественных зданий",
руководитель разработки:
Заместитель генерального директора по науке,
канд. арх, профессор ____________ А.М. Гарнец
Документ предоставлен КонсультантПлюс
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|