Найдётся всё! Скачать бесплатно! !!База документов ежеквартально обновляется!!

НОВИНКА! Протоколы заседания Нормативно-технического совета ДНД МЧС России

ВСЕ ГОСТы (29596 шт.) ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОДНОМ МЕСТЕ
Самая полная база документов во всем интернете !!!НОВЫЕ СВОДЫ ПРАВИЛ МЧС РОССИИ!!!
Для поиска по странице нажмите на клавиатуре CTRL+F
Нормы ГОСТ СП СНиП ФЗ ВНТП ВСН НПБ Приказ РД
ГН ГОСТ ИСО ГОСТ Р ЕН ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р МЭК Кодекс Пособие к СНиП Постановление Распоряжение Рекомендации
ВРД ГОСТ Р ГЭСН Инстpукция МДС Методические рекомендации МРР МУК ОСТ Письмо
Главная
 
СНиП по пожарной безопасности 50-80 годов (new)
 
Типовые проекты
 
Дополнительные материалы (по пожарной безопасности)
 
Помощь сайту
 
Актуализированные редакции СНиП (СП) (new)
Книги по пожарной безопасности (new)
 
Документы Департамента надзорной деятельности МЧС России (new)
 
Письма и заключения ВНИИПО МЧС России (new)
 

Приказ Федерального космического агентства от 2 июля 2010 г. N 107

Об утверждении Положения о порядке экологического контроля и мониторинга на территории комплекса "Байконур"

В целях совершенствования работ по обеспечению соблюдения норм природоохранного законодательства, действующего на территории комплекса "Байконур" при эксплуатации объектов космодрома Байконур, с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по экологии и природопользованию на территории комплекса "Байконур" в условиях его аренды Российской Федерацией от 2 июня 2005 г.

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке экологического контроля и мониторинга на территории комплекса "Байконур" (далее - Положение) и ввести его в действие с 1 ноября 2010 г.

2. Руководителям организаций ракетно-космической промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории комплекса "Байконур", организовать изучение Положения и принять меры по выполнению его требований.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роскосмоса В.П. Ремишевского.

Руководитель

А.Н. Перминов

Положение
о порядке экологического контроля и мониторинга на территории комплекса "Байконур"

Содержание

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке экологического контроля и мониторинга на территории комплекса "Байконур" (далее - Положение) разработано в целях обеспечения выполнения требований статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по экологии и природопользованию на территории комплекса "Байконур" в условиях его аренды Российской Федерацией от 2 июня 2005 г. и обязательств Роскосмоса, определенных договорами с субъектами Российской Федерации на использование участков территории в качестве районов падения (далее - РП) отделяющихся частей ракет-носителей (далее - ОЧ РН) при запусках с космодрома Байконур.

1.2. Положение распространяется на организации Роскосмоса, эксплуатирующие объекты комплекса "Байконур", включая районы падения отделяющихся частей ракет-носителей (далее - организации).

Работы, выполняемые организациями на основании Положения, проводятся в рамках функционирования ведомственной системы экологического мониторинга ракетно-космической деятельности (далее - РКД) в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан (далее - природоохранное законодательство) с учетом территориальной принадлежности объектов комплекса "Байконур", включая РП ОЧ РН (далее - объекты комплекса "Байконур").

1.3. Экологический контроль и экологический мониторинг на территориях объектов комплекса "Байконур" (далее - экологический контроль и экологический мониторинг) проводится путем решения задач:

контроля источников загрязнения и соблюдение согласованных в установленном порядке нормативов предельно-допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду;

наблюдения за состоянием природной среды, включая мониторинг сопредельных территорий (размеры сопредельных территорий, подлежащих мониторингу, определяются головным исполнителем с учетом текущих результатов мониторинга);

анализа характера и оценка уровня воздействия РКД и иных факторов на окружающую природную среду;

прогнозирования изменения экологической ситуации с учетом перспективных планов запусков космических аппаратов (далее - КА) и развития РКД;

контроля соблюдения норм природопользования и требований природоохранного законодательства при реализации планов мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;

формирования статистической отчетности по охране окружающей среды.

1.3.1. Экологический контроль обеспечивается проведением работ по программам производственного экологического контроля, выполняемых в соответствии с природоохранным законодательством, в целях:

контроля выполнения мероприятий по охране окружающей среды;

проверки соблюдения нормативов качества окружающей среды;

обеспечения соблюдения требований экологического законодательства;

сведения к минимуму воздействия производственных (технологических) процессов на окружающую среду.

Экологическая оценка эффективности производственного процесса в рамках производственного экологического контроля осуществляется на основе измерений и (или) на основе расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов.

1.3.2. Экологический мониторинг состояния окружающей среды (далее также - экологический мониторинг) проводится с целью получения объективных данных с установленной периодичностью в соответствии с ежегодными планами проведения ведомственного экологического мониторинга окружающей среды в зоне влияния космодрома Байконур, которые разрабатываются федеральным государственным унитарным предприятием "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (далее - ФГУП "ЦЭНКИ") и утверждаются Роскосмосом.

Экологический мониторинг включает:

систематические наблюдения за состоянием компонентов природной среды, а также за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду;

оценку состояния природной среды (с точки зрения устойчивости биологических циклов);

прогноз изменения состояния природной среды с учетом планируемых техногенных нагрузок.

1.4. Контроль источников загрязнения и соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ), предельно допустимых сбросов (далее - ПДС) и проектов нормативов обращения с отходами, мониторинг состояния окружающей среды, анализ и оценка воздействия на окружающую среду осуществляются с помощью целевых исследований, инструментальных измерений, расчетов, визуальных обследований, информации по аналогам и экспертных оценок.

II. Содержание работ при осуществлении экологического контроля и мониторинга

2.1. При осуществлении экологического контроля и мониторинга проверяются:

2.1.1. Источники загрязнения, в которых контролируются:

характеристики выбросов (химический состав и объем) загрязняющих веществ в атмосферу от специального технологического оборудования и оборудования обслуживающей инфраструктуры, в том числе при подготовке к пускам и пусках ракет космического назначения (далее - РКН), а также межконтинентальных баллистических ракет (далее - МБР);

характеристики сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности от специального технологического оборудования и оборудования обслуживающей инфраструктуры;

условия размещения отходов производства и потребления на территории космодрома;

концентрации загрязняющих веществ в атмосфере при падении отделяющихся частей РКН (МБР);

концентрации загрязняющих веществ в поверхностных и подземных водах, почве, снеговом покрове, растительности в пределах санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ).

2.1.2. Объекты окружающей среды, подверженные воздействию РКД, подлежащие экологическому мониторингу:

2.1.2.1. Приземная атмосфера в части:

характеристик ее состояния, переноса воздушных масс;

концентрации загрязняющих веществ в атмосфере в репрезентативных точках в периоды между пусками РКН (МБР).

2.1.2.2. Почва в части:

концентрации загрязняющих веществ в почвенном покрове в репрезентативных точках;

физико-химических и биологических характеристик почв;

концентрации загрязняющих веществ в снеговом покрове в репрезентативных точках.

2.1.2.3. Растительный мир в части:

концентрации загрязняющих веществ в растительной массе в репрезентативных точках;

характеристик растительных сообществ.

2.1.2.4. Поверхностные и подземные воды в части гидрологических, гидрогеологических, санитарно-эпидемиологических характеристик.

Для контроля состояния природной среды при осуществлении экологического мониторинга определяются репрезентативные точки (точки мониторинга, по результатам обследования которых можно сделать вывод об общем состоянии (изменении состояния) объектов окружающей среды на данной территории).

2.2. Выбор объектов для осуществления экологического контроля и мониторинга на конкретный период производится в соответствии с нормативно-технической документацией.

III. Требования к выполнению работ

3.1. Экологический контроль и мониторинг осуществляются путем выполнения следующих работ:

операционный мониторинг, осуществляемый должностными лицами, ответственными за эксплуатацию технологического оборудования;

мониторинг эмиссий и мониторинг воздействия, осуществляемые аккредитованными лабораториями организаций;

внутренние проверки соблюдения природоохранных норм и правил;

ведомственные проверки соблюдения природоохранных норм и правил;

обеспечение работ, связанных с осуществлением государственных инспекторских проверок соблюдения природоохранных норм и правил Республики Казахстан.

3.2. Операционный мониторинг (мониторинг производственного процесса) включает в себя наблюдение за параметрами технологического процесса для подтверждения того, что показатели деятельности природопользователя находятся в диапазоне, который считается целесообразным для его надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологического регламента данного производства.

3.3. Мониторинг эмиссий в окружающую среду включает в себя наблюдение за эмиссиями у источника для слежения за производственными потерями, а также лабораторно-инструментальному контролю количества и качества эмиссий и их изменения.

Рассматриваются эмиссии загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников выбросов в атмосферный воздух и на рельеф (водные объекты) в виде сточных вод (далее - эмиссии), а также образование и размещение отходов производства и потребления.

3.3.1. Эмиссии в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов контролируются в соответствии с годовыми планами, согласованными с уполномоченными государственными органами.

Контролю подлежит также эмиссии от передвижных источников, к которым относятся автомобильный и железнодорожный транспорт.

3.3.2. Контроль сточных вод осуществляется:

в местах сброса на рельеф (водные объекты);

на уровне подземных вод верхнего горизонта.

3.3.3. В местах размещения отходов производства и потребления контролируется загрязнения почвенного покрова (грунта) и подземных вод верхнего горизонта.

3.4. Мониторинг воздействия включает в себя наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения объектов организации и динамикой ее изменения в следующих случаях:

когда деятельность организации затрагивает чувствительные экосистемы и состояние здоровья населения;

на этапе введения в эксплуатацию объектов;

после аварийных эмиссий в окружающую среду.

Мониторинг воздействия проводится на всех объектах, где проводятся работы, связанные с КРТ.

3.4.1. Мониторинг атмосферного воздуха на границе СЗЗ.

Во время проведения заправочных работ (работ по подготовке топлива, нейтрализации паров и промышленных стоков КРТ) пробы атмосферного воздуха отбираются по направлению ветра на границе СЗЗ (1000 м от периметра для объектов 1-го класса по санитарной классификации).

Во время заправки проводятся отбор проб и инструментальные измерения в устьях дымовых труб подвижных агрегатов нейтрализации окислителя и горючего. Пробы в устьях дымовых труб отбираются одновременно с отбором проб атмосферного воздуха.

3.4.2. Мониторинг воздействия на почву.

При контроле загрязнения почв организациями промышленности пробные площадки намечают вдоль векторов "розы ветров" по периметру СЗЗ.

Отбор проб почвы для проведения химического анализа выполняется не менее одного раза в год.

Периодичность контроля концентрации загрязняющих веществ в почве на границе СЗЗ определяется Планом проведения ведомственного экологического мониторинга окружающей среды в зоне влияния космодрома Байконур на год и зависит от количества проведения операций по заправке изделий, но не реже одного раза в год.

3.4.3. Мониторинг воздействия на воды осуществляется путем установки на территории соответствующего объекта комплекса "Байконур" пунктов контроля вод, оснащенных двумя створами: первый створ - на входе, второй - на выходе вод с территории объекта.

В каждом створе устанавливается одна вертикаль на стрежне водотока с горизонталью 0,3 м от поверхности воды (зимой - у нижней поверхности льда).

IV. Объекты экологического контроля и мониторинга

4.1. В зависимости от характера воздействия на окружающую среду объекты комплекса "Байконур" разделены на две группы: обеспечивающие объекты и объекты, участвующие в операциях по подготовке и осуществлению пусков РКН и МБР (далее - технологические объекты).

4.2. Воздействия на окружающую среду обеспечивающих и технологических объектов контролируется на основании нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

4.3. Группа обеспечивающие объекты включает: кислородно-азотный завод, железнодорожное депо, автомобильные гаражи, складские сооружения, котельные, объекты энергетики, строительные базы, объекты связи, ремонтные мастерские, гостиницы, предприятия общественного питания, аэродром.

4.4. Группа технологические объекты включает: стартовые комплексы, технические комплексы по подготовке ракет-носителей и космических аппаратов, заправочные станции и хранилища ракетных топлив, телеметрические станции.

4.5. Воздействие на окружающую среду технологических объектов контролируется с учетом:

специфики продуктов сгорания КРТ по траектории движения РКН;

интенсивности использования технологических объектов;

специфики КРТ при возникновении нештатных ситуаций, связанных с работой технологических объектов.

V. Распределение функций при осуществлении экологического контроля и мониторинга

5.1. При осуществлении экологического контроля и мониторинга Роскосмос:

определяет единую политику по экологическому контролю и мониторингу;

осуществляет общее руководство, координацию и контроль деятельности организаций при выполнении работ по экологическому контролю и мониторингу;

утверждает планы экологического контроля и мониторинга;

обеспечивает финансирование работ по экологическому контролю и мониторингу на основании утвержденных планов;

обеспечивает взаимодействие по вопросам экологического контроля и мониторинга с Минприроды России, Минобороны России, уполномоченными органами Республики Казахстан и администрацией г. Байконура;

устанавливает порядок и форму представления организациями отчетности о результатах выполнения работ.

5.2. При выполнении работ по экологическому контролю и мониторингу:

5.2.1. ФГУП "ЦЭНКИ":

обеспечивает реализацию единой политики по ведомственному экологическому контролю и мониторингу на комплексе "Байконур";

обеспечивает взаимодействие с уполномоченными органами Республики Казахстан по вопросам экологического контроля и мониторинга на комплексе "Байконур" в рамках определенных Роскосмосом полномочий;

формирует, согласовывает и обеспечивает контроль выполнения планов работ по ведомственному экологическому контролю и мониторингу на комплексе "Байконур";

привлекает на договорной основе специализированные организации для выполнения работ, в том числе для реализации российско-казахстанских программ по изучению влияния РКД комплекса "Байконур" на окружающую среду;

формирует сводный план природоохранных мероприятий на основе планов природоохранных мероприятий организаций, осуществляющих РКД на комплексе "Байконур";

включает в состав совместного расчета на подготовку и пуск РКН (МБР) расчеты по ведомственному экологическому контролю и мониторингу на стартовых, технических и заправочных комплексах и в РП ОЧ РН на территории Республики Казахстан;

обобщает и проводит анализ данных статистической отчетности по охране окружающей среды;

обобщает данные о начислении и оплате организациями платежей за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

контролирует работы по проведению природоохранных мероприятий на космодроме.

5.2.2. Комплекс "Служба экологического контроля и мониторинга" филиала ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Южный" проводит экологическое обследование территории объектов комплекса "Байконур" с участием представителей заинтересованных организаций, обобщает данные, получаемые от организаций.

5.2.3. ОАО "ВПК "НПО машиностроения" осуществляет в РП ОЧ РН инструментальные измерения концентраций загрязняющих веществ, а также сбор и обобщение данных по экологическому мониторингу, расположенных в Республике Казахстан.

5.2.4. Организации:

обеспечивают проведение мониторинга источников загрязнения и объектов окружающей среды, размещенных на закрепленных за ними территориях, собственными силами и силами специализированных организаций, привлекаемых ими к работам на договорной основе;

представляют данные экологического мониторинга объектов в Комплекс "Служба экологического контроля и мониторинга" филиала ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Южный", а также данные статистической отчетности (по установленной форме) в ФГУП "ЦЭНКИ".

VI. Требования к отчетным материалам

6.1. Отчетность по экологическому контролю и мониторингу включает в себя:

отчеты по выполнению программ производственного экологического контроля организации;

акты внутренних и ведомственных проверок соблюдения природоохранных норм и правил на объектах организации;

статистическую отчетность по утвержденным формам;

отчеты по реализации планов природоохранных мероприятий.

6.2. Отчеты по выполнению программ производственного экологического контроля оформляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

В выводах отчета должны быть приведены качественные и количественные результаты оценки воздействия на окружающую среду РКД на комплексе "Байконур" в рамках проводимой работы по экологическому контролю и мониторингу, а также предложения по порядку и способам дальнейшего проведения мониторинга.

6.3. Акты внутренних и ведомственных проверок соблюдения природоохранных норм и правил на объектах комплекса "Байконур" должны включать в себя:

дату проверки;

цель проверки;

проверяемый период;

наименование организаций, специалисты которых участвовали в проверке, фамилии и должности специалистов;

результаты проверки;

выводы и рекомендации;

подписи участвовавших в проверке лиц;

подпись представителя проверяемой организации.

6.4. ФГУП "ЦЭНКИ" обобщает отчетные материалы по экологическому контролю и мониторингу комплекса "Байконур" и результаты анализа представляет в годовом научно-техническом отчете в Роскосмос.

Срок представления годового научно-технического отчета по экологическому контролю и мониторингу комплекса "Байконур" - I квартал года, следующего за отчетным.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6.6. ФГУП "ЦЭНКИ" обеспечивает ведение базы данных по экологическому контролю и мониторингу комплекса "Байконур" и по запросам организаций предоставляет им информацию в части, их касающейся.

 

http://norm-load.ru/

2010-2015г.г.

По вопросу размещения рекламы на сайте обращаться сюда


Нормы ГОСТ СП СНиП ФЗ ВНТП ВСН НПБ Приказ РД
ГН ГОСТ ИСО ГОСТ Р ЕН ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р МЭК Кодекс Пособие к СНиП Постановление Распоряжение Рекомендации
ВРД ГОСТ Р ГЭСН Инстpукция МДС Методические рекомендации МРР МУК ОСТ Письмо
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика