СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
<Письмо> МЧС России от 04.02.2013 N 14-7-513
<О направлении Рекомендаций по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности>

<Письмо> МЧС России от 04.02.2013 N 14-7-513
<О направлении Рекомендаций по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности>

Оглавление
Направляем в Ваш адрес Рекомендации по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности (прилагаются).

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2013 г. N 14-7-513
Прошу организовать изучение и использование при планировании действий и в ходе выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.
Директор Департамента
гражданской защиты
генерал-майор
С.Л.ДИДЕНКО
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ
ПОЖАРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящие рекомендации разработаны Департаментом гражданской защиты МЧС России в целях выработки единых подходов по учету сил и средств, привлекаемых к тушению лесных пожаров.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основными задачами по предупреждению и тушению лесных пожаров являются:
недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
предотвращение распространения лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики, а также недопущение возникновения лесных пожаров из-за пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.
Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "Об утверждении правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций".
Организация охраны лесов от пожаров включает выполнение следующих основных функций:
1. Обеспечение пожарной безопасности:
а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:
разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;
регулирование посещаемости лесов;
благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;
контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;
б) снижение пожарной опасности:
регулирование состава древостоев;
очистка мест рубок;
ликвидация внелесосечной захламленности;
санитарные рубки;
в) предупреждение (ограничение) распространения огня:
создание противопожарных разрывов (барьеров);
создание минерализованных полос;
создание противопожарных опушек;
г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;
д) обнаружение лесных пожаров:
дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;
наземное патрулирование, авиационное патрулирование;
оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;
прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
е) подготовка к работам по тушению:
дежурство пожарных команд;
перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.
2. Непосредственное тушение лесных пожаров - разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.
К работам по тушению лесных пожаров относятся ( письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"):
разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;
организационно-технические мероприятия;
локализация очага пожара;
окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.
Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.
Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.
Авиационный способ - комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.
К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:
доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);
обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;
организация питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;
проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;
текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;
подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;
обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоемов;
составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.
Основными стадиями локализации лесного пожара являются:
остановка распространения кромки пожара - это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;
непосредственно локализация пожара - это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;
дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища - это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.
К тушению лесных пожаров допускаются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющие физических недостатков, предварительно прошедшие медицинский осмотр по месту своей работы и по состоянию здоровья признанные годными к выполнению этой работы.
К выполнению вспомогательных работ при борьбе с лесными пожарами (бытовое обслуживание, приготовление пищи, несение дежурств и т.д.) могут привлекаться женщины в возрасте от 18 до 55 лет (кроме беременных и кормящих), по состоянию здоровья пригодные для выполнения этих работ (работы на кромке пожара исключаются).
II. ГРУППИРОВКА СИЛ И СРЕДСТВ
Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из сил и средств, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности и участвующих в тушении лесных пожаров. Силы и средства, участвующие в тушении лесных пожаров подразделяются на силы и средства, участвующие непосредственно в тушении пожара и силы и средства, обеспечивающие тушение пожара.
2.1. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности относятся:
а) силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
подразделения МЧС России (подразделения Федеральной противопожарной службы, обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, авиация МЧС России, привлекаемая к проведению авиационного патрулирования, ОГ региональных центров, ОГ главных управлений МЧС России по субъектам РФ, подразделения надзорных органов, ОДС НЦУКС, ОДС ЦУКС территориальных органов, отделы по работе со СМИ, Центры мониторинга и прогнозирования ЧС РЦ, территориальные Центры мониторинга и прогнозирования ЧС);
подразделения лесопожарных формирований, находящиеся в ведении Рослесхоза, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, в том числе строительство противопожарных дорог, прокладку просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос, подготовку маршрутов наземного патрулирования, подготовку пожарно-наблюдательных вышек, мачт и наблюдательных пунктов, осуществление мониторинга пожарной безопасности в лесах, организацию авиационного обнаружения лесных пожаров, контроль и патрулирование лесов, контроль за противопожарным состоянием лесов;
подразделения Министерства обороны Российской Федерации: пожарные команды, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (в том числе из состава инженерных подразделений); авиация для ведения воздушной разведки (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО);
подразделения МВД РФ (дежурные службы: экипажи, диспетчерские службы ППС и ГИБДД, привлекаемые к проведению ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, авиация для ведения воздушной разведки);
подразделения пограничной службы ФСБ России, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки);
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), в том числе организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом);
подразделения Росатома (специальные пожарные части, обеспечивающие пожарную безопасность на территории объектов Росатома) на территории федерального органа;
оперативные группы, личный состав и техника территориальных подразделений ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности.
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
координационные органы и органы повседневного управления;
силы и средства гарнизонов пожарной охраны (кроме Федеральной противопожарной службы МЧС России), обеспечивающие прикрытие населенных пунктов;
личный состав и техника органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, производящих работу по подготовке к пожароопасному периоду;
авиация ОМСУ в соответствии с заключенными договорами для проведения разведки и мониторинга;
добровольная пожарная охрана;
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ);
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению пожарной безопасности (на основании решений соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности).
2.2. К силам и средствам, предназначенным для тушения лесных пожаров ("Рекомендации по заполнению сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации" (письмо Рослесхоза от 11 января 2013 г. N АЖ-09-54/116)) относятся:
а) силы и средства лесопожарных формирований, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
При этом в состав пожарной техники и оборудования, а также в состав сил пожаротушения включаются только силы и средства, которые планируется непосредственно задействовать в работах по тушению пожаров. В силы пожаротушения лесопожарных формирований включаются:
руководители тушения лесных пожаров;
летчики-наблюдатели;
парашютисты-пожарные;
десантники-пожарные;
инструктора авиапожарных служб;
постоянные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров;
временные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров.
б) силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
в) силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и не имеющих лицензию на тушение лесных пожаров. При этом учитывается только техника и оборудование, которое может быть использовано для проведения работ по тушению лесных пожаров.
К лицам, осуществляющим использование лесов ( п. п. 2.2 и 2.3 ) относятся, в том числе, и организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом).
г) силы и средства гарнизонов пожарной охраны (подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований (федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 69-ФЗ, Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240)), спасательных воинских формирований и авиации МЧС России, привлекаемые к тушению лесных пожаров в установленном порядке.
При этом в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации включаются только те силы и средства, гарнизонов пожарной охраны, которые определены соответствующими соглашениями ( п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров").
Привлечение сил и средств гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров".
К силам гарнизона пожарной охраны, воинских спасательных формирований и авиации МЧС России относится личный состав, который планируется непосредственно задействовать в работах по тушению лесных пожаров:
осуществляющий работы по обследованию очага лесного пожара (сотрудники, осуществляющие обследование наземным способом, водным транспортом, летчики-наблюдатели, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), личный состав оперативных групп всех уровней, задействованных в контроле за выполнением работ по тушению пожаров);
обеспечивающий доставку: рабочих к месту лесного пожара и обратно; средств пожаротушения; горюче-смазочных материалов; воды; продуктов питания; таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара (водители, водители-механики, члены экипажей водного транспорта, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ));
выполняющий организационно-технические мероприятия;
выполняющий работы по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации (осуществляющий работы по непосредственному воздействию на кромку пожара, сотрудники парашютной и десантно-пожарной службы, летчиков-наблюдателей, членов летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), сотрудники, задействованные на создании (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения).
д) силы и средства организаций, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, не осуществляющих использование лесов и привлекаемые в установленном порядке к тушению лесных пожаров, за исключением лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, в том числе:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
подразделения МВД РФ, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (дежурные службы: экипажи ППС и ГИБДД, привлекаемые для сопровождения колонн пожарной техники и колонн с имуществом в район действующих природных пожаров, для работы по недопущению населения к очагам пожаров, авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров), части внутренних войск, привлекаемые к ликвидации ЧС на территории ЗАТО (на основании директивы командующего внутренними войсками);
подразделения пограничной службы ФСБ России, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров);
подразделения Минобороны России на территории субъектов РФ (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего военным округом на основании Директивы МО). В их состав включаются пожарные команды (в том числе из состава инженерных подразделений). Авиация на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО;
подразделения ОАО РЖД привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (пожарные поезда трех категорий);
подразделения Минздрава, осуществляющие медицинское обеспечение в районе действующих природных пожаров (медицинское обеспечение работ по тушению действующих лесных пожаров);
подразделения Росатома (специальные пожарные части проводящие тушение природных пожаров в пределах границ объекта);
другие подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС, выполняющие задачи по реагированию на чрезвычайные ситуации в пожароопасном периоде;
силы и средства территориальных подсистем РСЧС:
автотранспортные предприятия;
медицинские учреждения (бригады скорой медицинской помощи);
авиация ТП РСЧС в соответствии с заключенными договорами для тушения лесных пожаров;
сторонние организации (силы и средства организаций, заключивших договора на тушение лесных пожаров);
авиация сторонних организаций, привлекаемых по договорам на тушение лесных пожаров;
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по тушению лесных пожаров (на основании решения КЧС и ОПБ субъекта РФ).
Привлечение сил и средств организаций, не осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) производится на основании соответствующих договоров и соглашений, заключенных в установленном порядке.
Для организаций, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров, указывается номер и дата получения лицензии.
В отдельных случаях допускается привлечение сил и средств, не указанных в договорах и соглашениях, на основании решений комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
2.3. К силам и средствам, обеспечивающим тушение пожаров относятся:
силы и средства, выполняющие организационно-технические и другие вспомогательные работы ( п. 2 общих положений);
комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов исполнительной власти субъекта РФ (дежурные смены);
региональные пункты диспетчерского управления (РПДУ) при органе исполнительной власти субъекта РФ;
пункты диспетчерского управления (ПДУ) организаций и учреждений;
единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований субъекта РФ;
дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов);
силы и средства принимающие участие в ограничении посещения лесов гражданами и въезда автотранспорта, установке шлагбаумов на лесных дорогах, щитов-аншлагов, предупреждающих о чрезвычайной опасности в лесах, в выставлении контрольных постов из работников лесной охраны и полиции.
III. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ
Техника и оборудование, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из техники и оборудования, задействованных в обеспечении пожарной безопасности и задействованных в тушении лесных пожаров. Техника и оборудование, задействованные в тушении лесных пожаров, подразделяются на технику и оборудование, участвующие непосредственно в тушении пожаров, и технику и оборудование, задействованные для обеспечения тушения пожаров.
1. К технике и оборудованию, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности, относятся:
беспилотные летательные аппараты,
воздушные суда,
бульдозеры,
скреперы,
грейдеры,
автомобили,
катера,
лодки моторные,
бензопилы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования, применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.1 .
2. К технике и оборудованию, предназначенным для тушения лесных пожаров, относятся:
беспилотные летательные аппараты,
воздушные суда,
водосливные устройства,
пожарные поезда,
пожарные машины,
поливомоечные машины,
тралы,
экскаваторы,
автоцистерны,
емкости для доставки воды,
воздуходувки,
мотопомпы,
огнетушители,
плуги,
зажигательные аппараты,
ранцевые огнетушители,
а также другие виды специальной, инженерной и приспособленной для целей пожаротушения техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.2 .
3. К технике и оборудованию, обеспечивающим тушение пожаров, относятся:
вездеходы,
автомобили,
малые лесопатрульные комплексы,
автобусы,
тракторы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования, применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 2.3 .