СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
"Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", N 6, 2011
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Письма МЧС России от 07.11.2022 N 43-6736-19.
Название документа
Информационное письмо МЧС РФ от 07.07.2011 N 19-2-4-2623
"О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности"
Информационное письмо МЧС РФ от 07.07.2011 N 19-2-4-2623
"О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 7 июля 2011 г. N 19-2-4-2623
О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
ЗДАНИЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящее время от различных организаций в Департамент надзорной деятельности МЧС России поступают запросы о порядке применения ст. 6 и 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В соответствии с п. п. 26, 41 (подпунктом м) "Положения о составе разделов проектной документации о требованиях к их содержанию" (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87) расчеты пожарного риска включаются в раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации на объекты капитального строительства и разработка специальных технических условий (далее - СТУ) не требуется.
В соответствии с п. 3 ст. 6 при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Согласно п. 2 ст. 78 Технического регламента для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности на основе требований Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании положений ст. 20 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" СТУ подлежат согласованию с МЧС России. Порядок согласования установлен Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 141, который действует в настоящее время только в части, не противоречащей Техническому регламенту.
Таким образом, СТУ должны разрабатываться при отсутствии в Техническом регламенте и нормативных документах требований пожарной безопасности, при этом проведение расчета пожарного риска не требуется.
Если при необходимости в СТУ включаются отдельные отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, то для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в их состав должен входить расчет пожарного риска.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272, утвердившему "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики расчета;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В перечне исходных данных должно быть представлено:
описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
принятые конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;
сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;
перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
описание противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);
организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства.
Одновременно сообщается, что по анализу предоставляемых в МЧС России отчетов выявлены организации, не соблюдающие правила проведения расчетов, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации, допускающие подмену исходных данных, некорректность расчетов и подгонку результатов в целях снижения затрат на противопожарную защиту в ущерб безопасности людей при пожаре.
Методики оценки рисков выполнены таким образом, что при объективно проведенных расчетах с наличием в исходных данных отступлений от требований сводов правил и других нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (пути эвакуации, пожарная сигнализация, системы оповещения, дымоудаления, пожаротушения и т.п.), без достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты заведомо будут получены результаты, превышающие допустимый уровень пожарного риска.
МЧС России в консультационном порядке готово дать соответствующие разъяснения и комментарии о достаточности принимаемых организационно-технических противопожарных мероприятий и исходных данных, используемых для проведения расчетов по оценке пожарного риска.
Заместитель
главного государственного
инспектора Российской Федерации
по пожарному надзору -
заместитель директора Департамента
надзорной деятельности
А.Н.ГИЛЕТИЧ