Приказ
Минздрава России от 23 апреля 2002 г. N 131 "Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф"
|
Приказ
МЧС России от 05 июля 2021 г. N 429 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
|
||
Наименование источника ЧС
|
Критерии ЧС (число случаев)
|
Наименование источника ЧС
|
Критерии отнесения событий к ЧС
|
Природные пожары
|
Число пострадавших 10 человек и более.
Число погибших 2 человека и более.
Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами
|
Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах
|
Не локализованы крупные лесные пожары и другие ландшафтные (природные) пожары (площадью 25 га и более в зоне наземной охраны лесов и 200 га и более в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 3 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара и другого ландшафтного (природного) пожара и (или) более 5 суток действуют нелокализованные лесные пожары и другие ландшафтные (природные) пожары, находящиеся в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта или объекта инфраструктуры, и (или) на тушение пожаров привлечено более 50% лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации
|
Наличие одного из критериев чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф Минздрава России является основанием для отнесения ситуации к чрезвычайной и необходимости ее регистрации.
|
N п/п
|
Ответственные лица
|
Действия
|
Примечание
|
|
1.
|
Фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи
|
1. При получении информации о ЧС из любого достоверного источника:
- уточняет и фиксирует: время и место происшедшего события (адрес (значимый ориентир), наличие и количество пострадавших, данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, адрес его местонахождения) и время поступления сообщения, дополнительно уточняет характер ЧС (масштабы происшествия, характер повреждений и т.д.);
- вызов оформляется максимально быстро, сбор персонифицированных данных (дата рождения и т.д.) дополнительный опрос не проводится, абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут будут связываться с вызывающим для уточнения данных;
- незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших
(Приложение 1)
, а при отсутствии данных о числе пострадавших, направляет не менее одной выездной бригады СМП;
- незамедлительно передает информацию старшему врачу станции СМП, который в свою очередь назначает одного из старших диспетчеров ответственного за связь с бригадами и сбор информации по мероприятиям на данном происшествии;
- информирует оперативного дежурного ТЦМК региона, экстренные оперативные службы согласно схеме оповещения;
- по возможности предпринимает меры по визуализации места происшествия с помощью мониторинга видеонаблюдения.
2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС, фиксирует время доезда, уточняет количество пострадавших и характер повреждений.
3. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС, при этом вызовы в неотложной форме снимают с бригад СМП и назначают вызовы в экстренной форме, создает резерв бригад СМП на ближайших подстанциях.
4. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и оперативным дежурным ТЦМК.
5. В течение всего периода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работа оперативно-диспетчерской службы и деятельность выездных бригад СМП осуществляются в соответствии с планом работы станции СМП при возникновении ЧС.
6. Принимает решение о доставке Резерва медицинского имущества для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами бригад СМП.
|
|
|
2.
|
Оперативный дежурный ТЦМК
(РЦ СМП МК), должностное лицо иной медицинской организации, исполняющее данные функции
|
1. При поступлении информации о ЧС уточняет:
- достоверность полученной информации;
- время и место возникновения ЧС;
- вид и масштаб ЧС;
- предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи;
- необходимость в направлении дополнительных бригад СМП и бригад экстренного реагирования (БЭР) к месту ЧС.
2. Осуществляет действия:
- направляет (при необходимости), к месту ЧС бригады экстренного реагирования (БЭР), АМедБр (на санитарном авиатранспорте) ТЦМК, дополнительные бригады специализированной медицинской помощи;
- передает информацию о ЧС и принимаемых мерах по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС руководителю ТЦМК, оперативному дежурному ФЦМК и согласно схеме оповещения;
- осуществляет оперативное взаимодействие с экстренными оперативными службами, ОШ:
- при необходимости привлекает дополнительные медицинские силы и средства СМК региона;
- формирует и направляет первичное донесение о ЧС оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- представляет в ФЦМК списки пострадавших в ЧС (обезличенные) по запросу оперативного дежурного ФЦМК.
3. Осуществляет сбор информации о медико-тактической обстановке, осуществляет мониторинг ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, во взаимодействии:
- со старшим врачом СМП;
- с бригадами ТЦМК, работающими в месте ЧС;
- с оперативной группой Штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- с оперативным дежурным ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
4. Осуществляет сбор информации о наличии свободного коечного фонда, возможности размещения дополнительных коек, их профиле, наличии необходимых специалистов в МО субъекта Российской Федерации.
5. Определяет профильные медицинские организации с целью принятия решения по медицинской эвакуации пострадавших (с учетом принципов оптимальной маршрутизации, профиля и тяжести поражения, особенностей медико-тактической обстановки).
6. Передает информацию о пострадавших (степень тяжести, количество) в приемные отделения МО, в которые осуществляется медицинская эвакуация.
Информирует руководителя ТЦМК о принимаемых мерах по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
7. Координирует:
- взаимодействие медицинских сил и средств СМК региона, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- проведение медицинской эвакуации пострадавших в медицинские организации;
- мониторинг состояния пострадавших в ЧС до их выписки из стационара.
8. Уточняет в медицинских организациях, в которые эвакуированы пострадавшие, необходимость проведения телемедицинских консультаций пострадавшим в ЧС со специалистами региональных МО 3-го уровня и федеральных медицинских организаций, в случае необходимости - принимает меры по их организации.
9. Формирует последующие и заключительные донесения о ЧС и представляет оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
|
|
|
3.
|
Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады
|
1. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, прибывшей на место ЧС первой, до прибытия старших руководителей (руководителей ТЦМК и станции СМП, бригады экстренного реагирования ТЦМК, оперативной группы ТЦМК, руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - руководителя службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации) является ответственным за организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС и координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие медицинские бригады поступают в его распоряжение.
2. Если первой к месту ЧС прибывает фельдшерская бригада СМП, а врачебные и специализированные бригады прибывают позже, оперативное руководство организацией оказания медицинской помощи в зоне ЧС переходит от фельдшерской бригады к врачебной или специализированной (до прибытия бригад ТЦМК, руководителей ТЦМК и/или станции СМП или органа управления здравоохранением региона).
3. До прибытия старших руководителей и бригад экстренного реагирования ТЦМК медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады на месте ЧС предпринимает следующие действия:
- по прибытии к месту ЧС проводит первичную оценку медицинских последствий ЧС (число пострадавших, степень тяжести и профиль поражения, потребность в санитарном транспорте, в том числе авиационном, количество погибших) с докладом фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции СМП (постоянно находится на связи с ним и старшим врачом ССМП);
- представляется руководителю тушения пожара и ликвидации ЧС, а при его отсутствии начальнику ОШ и входит в состав ОШ, уточняет сведения о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и погибших;
- определяет безопасные для медицинского персонала границы зоны и безопасное место работы бригады СМП (по указанию начальника ОШ);
- осуществляет взаимодействие с руководителями экстренных и спасательных служб, работающих на месте ЧС (МВД России, МЧС России и др.);
- распределяет обязанности между членами своей бригады и прибывающим персоналом других бригад СМП, при необходимости формирует сортировочную бригаду: одного из медицинских работников назначает ответственным за учет пострадавших, другого работника - за встречу и расстановку прибывшего санитарного автотранспорта и бригад СМП с учетом безопасности и доступности путей эвакуации.
Все сотрудники бригады СМП имеют СИЗ и при необходимости их применяют.
4. В случае прибытия бригады СМП на место происшествия первой (до приезда аварийно-спасательных служб) медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады:
- согласовывает с начальником ОШ безопасное месторасположение бригады СМП (вне границ очага ЧС);
- согласовывает с начальником ОШ безопасное месторасположение сортировочной и эвакуационной площадок с учетом путей эвакуации в непосредственной близости от зоны поражения, исключая (минимизируя) воздействие поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших;
- согласовывает с начальником ОШ безопасное место стоянки санитарного автотранспорта вне границ зоны ЧС, не затрудняя проезд специальной техники, и организует работу выездных бригад СМП, рациональные пути подъезда и отъезда санитарного автотранспорта, в том числе с учетом оптимальной для складывающейся ситуации и особенностей местности "эвакуационной петли";
- уточняет задачи фельдшера и водителя-санитара своей бригады СМП;
- распределяет обязанности медицинского персонала прибывших бригад.
- медицинский персонал бригад СМП работает на границе очага ЧС и участия в поисковых, аварийно-спасательных работах не принимает.
- участие в аварийно-спасательных работах сотрудников бригад СМП возможно только при условии наличия соответствующей документально подтвержденной специальной подготовки и аттестации на право выполнения соответствующего вида аварийно-спасательных работ при неукоснительном соблюдении ими мер собственной безопасности.
5. В целях уточнения медико-тактической обстановки медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, устанавливает наличие и число пострадавших и погибших, тяжесть поражения, необходимость в дополнительных силах и средствах.
6. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады (до прибытия бригад ТЦМК, руководителей ТЦМК и/или станции СМП или органа управления здравоохранением региона) докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции СМП и старшему врачу станции СМП оперативные данные о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и прогнозе, потребности в силах и средствах; согласовывает маршруты медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в медицинские организации (с учетом принципов оптимальной маршрутизации и складывающейся медико-тактической обстановки).
В дальнейшем докладывает медико-тактическую обстановку по мере ее изменения, но не реже одного раза в час, а при внезапном изменении обстановки - немедленно.
7. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, первой прибывшей к месту ЧС, координирует действия медицинского персонала по оказанию СМП в экстренной форме, организует работу на сортировочной и эвакуационной площадках, проводит медицинскую сортировку, определяет очередность госпитализации.
Приступает к оказанию медицинской помощи пострадавшим, сортировке и эвакуации согласно алгоритму экстренного распределения пострадавших по сортировочным группам
(Приложение 2)
в соответствии с инструкцией по медицинской сортировке пострадавших в чрезвычайных ситуациях
(Приложение 3)
.
8. В процессе медицинской сортировки необходимо определить:
- нуждающихся в СМП в экстренной форме по жизненным показаниям - пострадавших с тяжелыми и крайне тяжелыми повреждениями, нарастающими, опасными для жизни расстройствами основных жизненно важных функций организма;
- пострадавших с тяжелыми или средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни;
- пострадавших с легкими повреждениями, не нуждающихся в оказании медицинской помощи на данном этапе;
- пострадавших с летальным исходом (погибших).
9. Докладывает:
- о начале эвакуации пострадавших в МО с учетом уровней оказания медицинской помощи и наличия условий для оказания специализированной медицинской помощи по соответствующим профилям;
- о завершении эвакуации пострадавших (в какие МО (количество, степень тяжести).
10. Осуществляет регистрацию пострадавших, эвакуированных и погибших посредством заполнения сортировочного листа
(Приложение 4)
.
11. Основные задачи выездных бригад СМП при ЧС на догоспитальном этапе - оказание СМП в экстренной форме пострадавшим и проведение в минимально короткие сроки их медицинской эвакуации санитарным, в том числе авиационным, транспортом для госпитализации в профильные стационарные медицинские организации, имеющие возможности для оказания медицинской помощи пострадавшим в необходимом объеме, в соответствии с клиническими рекомендациями.
Действия сотрудников бригад СМП, в том числе сортировочной группы, представлены в
Приложении N 5
к настоящему алгоритму.
|
|
|
4.
|
Руководитель (ответственный заместитель) ТЦМК
(РЦ СМП МК)
|
1. Принимает и уточняет полученную информацию:
- время, место возникновения ЧС;
- вид и масштаб ЧС;
- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;
- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
2. Отдает распоряжение на оповещение и сбор должностных лиц, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3. Информирует руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (являющегося руководителем СМК регионального уровня) о ЧС и принимаемых мерах.
4. Организует работу медицинского штаба (ТЦМК/РЦ СМП МК) по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая:
- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;
- сбор и убытие при необходимости, оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований и организаций, сил и средств СМК (бригад СМП, БЭР, АМедБр, мобильного медицинского отряда, бригад специализированной медицинской помощи и др.). Руководитель ТЦМК или уполномоченное им лицо возглавляет указанную оперативную группу, направляемую к месту ЧС.
- взаимодействие с участниками ликвидации последствий ЧС.
5. Заслушивает предложения должностных лиц ТЦМК/РЦ СМП МК и станции СМП по организации медицинского реагирования при ЧС.
6. Уточняет план медицинского обеспечения населения, потребность в силах и средствах СМК региона, их состояние и готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Докладывает руководителю СМК регионального уровня предложения по организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС, оценке достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости дополнительного привлечения медицинских сил и средств регионального и федерального уровня.
7. Организует и контролирует доведение до исполнителей распоряжений на выполнение первоочередных мероприятий.
8. Контролирует доведение задач до медицинских организаций в соответствии с планом медицинского обеспечения, отдает необходимые распоряжения.
9. Обеспечивает работу медицинского штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
10. Организует, при необходимости, дежурства бригад СМП, медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи на месте работы ОШ и в районе ЧС до завершения аварийно-спасательных работ, а также в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших.
11. Организует медицинское обеспечение населения в пунктах временного размещения.
12. Организует медицинское и материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение СМК и медпунктов в районах временного размещения населения.
13. Осуществляет управление формированиями СМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
14. Организует и осуществляет взаимодействие с:
- органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- территориальными органами управления МЧС России и МВД России, иными экстренными службами;
- оперативно-диспетчерской службой и руководством ЦУКС ФЦМК;
- с руководством привлекаемых региональных медицинских организаций, а также ведомственных медицинских организаций в субъекте Российской Федерации;
- при необходимости участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС сил и средств СМК соседних регионов - с руководством ТЦМК данных субъектов Российской Федерации;
- при необходимости участия сил и средств СМК федерального уровня - с руководством ФЦМК и оперативной группы ФЦМК, направляемой к месту ЧС;
- органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
15. Контролирует выполнение мероприятий плана медицинского обеспечения населения региона при ЧС.
16. Организует, при необходимости, телемедицинские консультации пострадавших с участием специалистов региональных и федеральных медицинских организаций.
17. Организует медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС в медицинские организации (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки).
18. Участвует в организации межбольничной медицинской, в том числе санитарно-авиационной, эвакуации пострадавших, в регионе и за его пределы.
19. Организует встречу и постановку задач прибывающим федеральным и из других регионов силам и средствам для усиления, докладывает руководителю СМК региона.
20. Организует сбор информации по учету и мониторингу пострадавших в ЧС, которым оказана медицинская помощь, в том числе о госпитализированных.
21. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
21.1. Проводит предварительный анализ работы должностных лиц медицинских организаций и формирований, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, и представляет его руководителю СМК регионального уровня;
21.2. Организует составление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его по назначению;
21.3. На основе анализа деятельности медицинских организаций и формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разрабатывает и представляет руководителю СМК регионального уровня предложения о проведении мероприятий по повышению готовности здравоохранения региона к реагированию на ЧС;
21.4. Оказывает методическую помощь по устранению выявленных в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС недостатков в организации оказания медицинской помощи и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения к реагированию на ЧС.
|
|
|
5.
|
Главный врач (ответственный заместитель) ССМП
|
1. Принимает и уточняет полученную информацию:
- время, место возникновения ЧС;
- вид и масштаб ЧС;
- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;
- задействованные медицинские силы и средства ССМП, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
2. При необходимости отдает распоряжение на оповещение и сбор должностных лиц ССМП, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3. Информирует руководителя ТЦМК о принимаемых мерах.
4. Организует работу медицинского штаба ССМП по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая сбор информации по учету и мониторингу пострадавших в ЧС, которым оказана медицинская помощь, в том числе о госпитализированных.
5. Заслушивает предложения должностных лиц ССМП по организации медицинского реагирования на ЧС.
6. Организует, при необходимости, дежурство бригад ССМП на месте работы ОШ и в районе ЧС до завершения действий по тушению пожара и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также в пунктах временного размещения, в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших.
7. Организует медицинское и материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение бригад СМП.
8. Организует и осуществляет взаимодействие с:
- территориальными органами управления экстренными службами, задействованными в ликвидации ЧС, ОШ;
- оперативно-диспетчерской службой и руководством ТЦМК.
9. Обеспечивает медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС в медицинские организации (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки).
10. Организует, при необходимости межбольничную медицинскую, в том числе санитарно-авиационную, эвакуацию пострадавших, в регионе и за его пределы.
11. Организует составление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его руководителю ТЦМК.
|
|
|
6.
|
Руководитель (ответственный заместитель) медицинской организации
|
1. Мероприятия при получении информации о ЧС и по экстренной подготовке МО к работе в условиях ЧС:
- уточнение достоверности полученной информации о ЧС, а также о числе пострадавших, характере, профиле и тяжести поражения, ориентировочных сроках поступления в МО;
- организация оповещения и сбор работников МО в рабочее и нерабочее время;
- организация сбора штаба ГО и ЧС и руководящего состава МО;
- введение в действие плана работы больницы в ЧС, уточнение его положений с учетом особенностей конкретной ЧС;
- формирование в приемно-диагностическом отделении (стационарном отделении скорой медицинской помощи) усиленных медицинских бригад с привлечением профильных врачей-специалистов лечебных отделений, выделение сортировочных бригад, организация сортировочной площадки;
- отмена плановых оперативных вмешательств, экстренная подготовка операционных и реанимационных отделений, формирование операционных бригад;
- при необходимости указание по развертыванию дополнительных коек в лечебных отделениях;
- при необходимости организация выписки (подготовки к выписке) части больных на амбулаторное лечение либо осуществления их перевода в профильные отделения данной МО и/или в другие МО, не задействованные по работе в ЧС;
- указание по выдаче дополнительных медикаментов и расходных материалов (резерв больницы на случай ЧС) в лечебные отделения МО;
- проверка возможности беспрепятственного проезда санитарного транспорта СМП и МК по подъездным путям территории МО, при необходимости - их освобождение;
- проверка возможности беспрепятственного прохода (проезда каталки) внутри помещений МО, возле больничных лифтов и др.;
- привлечение, при необходимости, через ТЦМК (РЦ СМП МК) и орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья дополнительных медицинских сил и средств, в том числе востребованных специалистов из иных региональных и федеральных МО;
- организация усиления охраны, пропускного режима МО, в том числе за счет выставления дополнительных постов с участием сотрудников МВД России и Росгвардии;
- оценка готовности МО к приему пострадавших в ЧС.
2. Мероприятия при поступлении пострадавших и больных из зоны ЧС:
- организация и контроль за приемом, проведением медицинской сортировки, оказанием необходимой медицинской помощи пострадавшим;
- представление оперативной информации о поступлении пострадавших в МО в ТЦМК (РЦ СМП и МК), орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
- организация четкого оформления медицинской документации, формирования списков пострадавших, в том числе умерших, представление их в ТЦМК (РЦ СМП МК), орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и в иные уполномоченные структуры;
- организация при необходимости привлечения медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим и их близким;
- организация круглосуточной телефонной "горячей линии" для обращения родных и близких пострадавших;
- взаимодействие со средствами массовой информации (совместно с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья);
- организация дальнейшего лечения пострадавших в лечебных отделениях МО;
- осуществление мониторинга их состояния с представлением соответствующей информации в ТЦМК (РЦ СМП МК) вплоть до выписки из стационара;
- при необходимости, привлечение на консультацию врачей-специалистов отделений экстренной консультативной (скорой) медицинской помощи ТЦМК (РЦ СМП МК) и многопрофильных больниц, а также специалистов ведущих региональных и федеральных медицинских организаций, в том числе посредством дистанционных телемедицинских технологий;
- при необходимости по согласованию с ТЦМК (РЦ СМП МК) и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организации межбольничной эвакуации пострадавших в ЧС в МО более высокого уровня силами бригад скорой медицинской помощи ТЦМК (РЦ СМП МК) или станции СМП;
- определение, при необходимости, дополнительной потребности во врачах-специалистах (анестезиологи-реаниматологи, комбустиологи, токсикологи), в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, ином медицинском и техническом имуществе, необходимом для продолжения работы МО в режиме ЧС;
- представление доклада о проделанной работе по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС в ТЦМК (РЦ СМП МК) и орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
|
|
|
7.
|
Руководитель (ответственный заместитель) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья
|
1. Принимает и уточняет информацию:
- время, место возникновения ЧС;
- вид и масштаб ЧС;
- число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;
- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
2. Отдает распоряжение по реагированию на ЧС, привлечению сил и средств здравоохранения, направлению их в зону ЧС. Определяет первоочередные мероприятия и отдает распоряжение по их выполнению.
3. Организует работу органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по организации медицинского обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
4. Отдает распоряжение на оповещение и сбор подчиненных должностных лиц, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
5. Организует оказание медицинской помощи пострадавшим в ЧС на догоспитальном и госпитальном периодах, проведение медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО региона, в том числе при необходимости - в ведомственные МО (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в регионах, возможностей федеральных медицинских организаций и особенностей медико-тактической обстановки).
6. Уточняет:
- потребность в медицинских силах и средствах для проведения неотложных работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в возможно короткие сроки, транспортных средствах для медицинской, в том числе санитарно-авиационной эвакуации;
- количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям медицинских сил и средств, последовательность их привлечения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, служб.
7. Принимает участие в работе ОШ, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.
8. Организует работу медицинского штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и контролирует:
- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;
- убытие, при необходимости, оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований и организаций (бригад СМП, БЭР, бригад специализированной медицинской помощи и медицинских организаций);
- осуществление мониторинга хода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, проведения их медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в регионах, возможностей федеральных медицинских организаций, особенностей медико-тактической обстановки);
- определение достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости привлечения дополнительных медицинских сил и средств регионального и федерального уровня для оказания медицинской помощи пострадавшим;
- организацию взаимодействия с другими участниками ликвидации последствий ЧС;
- организацию взаимодействия со средствами массовой информации;
9. Организует уточнение плана медицинского обеспечения населения региона при ЧС и осуществляет контроль за его выполнением.
10. Докладывает о крупномасштабных ЧС и организации медицинской помощи пострадавшим высшему руководству исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Министру здравоохранения Российской Федерации (заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации, курирующему вопросы ВСМК), директору Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (заместителю директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующему вопросы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС).
11. Организует взаимодействие с ФЦМК и Минздравом России (Департаментом организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России) при необходимости привлечения сил и средств СМК федерального уровня, проведения телемедицинских консультаций со специалистами федеральных медицинских организаций, осуществления медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в федеральные медицинские центры.
12. Организует и осуществляет взаимодействие с руководством иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов управления и организаций МЧС России, МВД России, Росгвардии, Минобороны России, ФМБА России, других ведомств, органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, руководителями органов исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан в интересах медицинского обеспечения населения региона и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
13. Организует встречу, осуществляет координацию и взаимодействие с прибывающими дополнительными медицинскими силами для усиления.
14. Организует (при необходимости) и контролирует проведение телемедицинских консультаций по пострадавшим с участием специалистов региональных и федеральных медицинских организаций.
15. Организует и контролирует проведение межбольничной медицинской эвакуации пострадавших, в т.ч. санитарно-авиационной, в регионе и за его пределы.
16. Организует и контролирует осуществление медицинского обеспечения и психолого-психиатрической помощи в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших, в пунктах временного размещения, при необходимости - медицинское обеспечение участников ликвидации последствий ЧС.
17. Организует проведение контроля качества медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в ЧС в догоспитальном и госпитальном периодах, выполнения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, осуществление мониторинга пострадавших в ЧС, находящихся на лечении в МО.
18. Осуществляет контроль за подготовкой и представлением донесений в установленном порядке о ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
19. Контролирует организацию сбора информации по учет) и мониторингу пострадавших, которым оказана медицинская помощь, в том числе госпитализированных.
20. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
20.1. Проводит анализ деятельности должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинских организаций и формирований, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
20.2. Организует работу по устранению имеющих место недостатков и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения к реагированию на ЧС.
20.3. Направляет отчет о ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных ЧС в ФЦМК и Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующий вопросы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
|
|
|
(руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья является руководителем СМК регионального уровня)
|
||||
8.
|
Оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Федерального центра медицины катастроф (ФЦМК)
|
Поступление первичных сведений о чрезвычайной ситуации посредством ВСОД, телефонии, видео-конференц-связи по ЧС с МЧС России; СМИ:
|
|
|
1.
|
Сбор и анализ информации о ЧС.
|
|||
2.
|
Уточнение сведений от ТЦМК (РЦ СМП МК) субъекта Российской Федерации, в котором произошла ЧС, оценка обстановки на месте ЧС.
|
|||
3.
|
Прием и обработка донесения о ЧС посредством ИС ВСОД.
|
|||
4.
|
Участие в видео-конференц-связи с МЧС России, доклад обстановки, уточнение информации.
|
|||
5.
|
Подготовка смс-оповещения о ЧС для рассылки уполномоченным лицам ФЦМК, Минздрава России, МЧС России, согласно списку рассылки.
|
|||
6.
|
Подготовка донесения о ЧС для рассылки уполномоченным лицам, согласно списку рассылки.
|
|||
Проведение ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
|
||||
7.
|
Уточнение оперативной информации от ТЦМК или РЦ СМП МК субъекта Российской Федерации о медико-тактической обстановке, числе пострадавших, характере и степени тяжести поражения, маршрутах медицинской эвакуации в МО, получение и отправка уполномоченным лицам ФЦМК и Минздрава России списка пострадавших в ЧС (обезличенных).
|
|||
8.
|
Мониторинг достаточности и полноты принимаемых на уровне региона мер по организации медицинской помощи пострадавшим в ЧС, оптимальности медицинской эвакуации (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в регионах и возможностей федеральных медицинских организаций), уточнение необходимости проведения телемедицинских консультаций в экстренной и неотложной формах по пострадавшим с участием специалистов федеральных медицинских организаций, потребности привлечения сил и средств СМК федерального уровня, в том числе эвакуации в федеральные медицинские центры (при необходимости оказания помощи СМК регионального уровня информирование об этом руководства ФЦМК и ЦУКС).
|
|||
9.
|
Подготовка смс-оповещения о ЧС для рассылки уполномоченным лицам, согласно списку рассылки при поступлении обновленных сведений.
|
|||
10.
|
Подготовка донесения о ЧС для рассылки уполномоченным лицам ФЦМК, Минздрава России, МЧС России, согласно списку рассылки при поступлении обновленных сведений.
|
|||
11.
|
Подготовка списка пострадавших в ЧС (обезличенных) для рассылки уполномоченным лицам ФЦМК и Минздрава России согласно списку рассылки при поступлении обновленных сведений.
|
|||
12.
|
Доклад обстановки и уточнение информации посредством видео-конференц-связи с МЧС России.
|
|||
При необходимости проведения телемедицинской консультации по пострадавшим в ЧС:
|
||||
13.
|
Проверка наличия медицинской организации в ФТМС (при необходимости регистрация и выдача логинов и паролей для работы в системе, выдача логина и пароля учетной записи сервера видео-конференц-связи).
|
|||
14.
|
Взаимодействие с техническим специалистом медицинской организации для организации телемедицинской консультации по ЧС.
|
|||
15.
|
Взаимодействие с федеральным консультативным центром и (или) главными внештатными специалистами для организации телемедицинской консультации по пострадавшим в ЧС.
|
|||
16.
|
Проведение телемедицинской консультации по ЧС с привлечением специалистов Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК.
|
|||
17.
|
Мониторинг поступления медицинских заключений по результатам телемедицинской консультации по пострадавшим в ЧС.
|
|||
18.
|
Готовность к проведению повторных телемедицинских консультаций по пострадавшим в ЧС.
|
|||
При необходимости медицинской эвакуации пострадавших в ЧС в медицинские организации федерального уровня:
|
||||
19.
|
Предоставление информации о ЧС старшему врачу Центра санитарной авиации и экстренной медицинской помощи ФЦМК для проработки вопроса медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной.
|
|||
20.
|
Подготовка смс-оповещения о ЧС для рассылки уполномоченным лицам, согласно списку рассылки при поступлении сведений о проведении медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной.
|
|||
21.
|
Доклад о проведении медицинской эвакуации посредством видео-конференц-связи в МЧС России.
|
|||
Мониторинг и контроль обстановки по ЧС.
|
||||
9.
|
Старший врач ЦСА ФЦМК
|
1. Изучает первичную информацию о ЧС в субъекте РФ по вопросам оказания экстренной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в ЧС.
2. Анализирует актуальную информацию о пострадавших в ЧС по обезличенным спискам.
3. Изучает медицинскую документацию пострадавших в ЧС, которым необходимы телемедицинские консультации (ТМК).
4. Уточняет время начала ТМК. Участвует в проведении ТМК.
5. Осуществляет мониторинг динамики состояния пострадавших в ЧС, которым планируется проведение медицинской эвакуации специалистами ФЦМК.
6. По поручению Минздрава России и руководства ФЦМК организует:
- подготовку к проведению медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, медицинскими бригадами ЦСА ФЦМК (во взаимодействии с оперативным дежурным ЦУКС ФЦМК);
- привлечение, при необходимости, профильных специалистов федеральных медицинских организаций для оказания практической и консультативной помощи региональным медицинским организациям по лечению пострадавших в ЧС, в том числе с выездом в регионы, где произошли природные пожары.
7. Осуществляет мониторинг проведения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в ЧС в федеральные медицинские организации (с учетом распределения, согласованного с Минздравом России).
|
|
|
10.
|
Профильные подразделения ЦУКС ФЦМК
|
1. Осуществляют мониторинг:
- информации о ЧС и принимаемых мерах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС и проведения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в ЧС, а также межбольничной эвакуации;
- состояния тяжело пострадавших в ЧС, находящихся на лечении в региональных МО 1 и 2 уровней;
- пострадавших в ЧС, находящихся в федеральных медицинских организациях.
2. При необходимости - оказание организационно-методической и практической помощи СМК регионального уровня, в том числе с выездом в регионы возникновения ЧС.
3. Организуют и осуществляют взаимодействие с ТЦМК/РЦ СМП МК, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральными медицинскими организациями, органами управления ВСМК, РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
4. Осуществляют подготовку докладов руководству ФЦМК, Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, Министерства здравоохранения Российской Федерации о предложениях (решениях) по организации медицинской помощи пострадавшим при крупномасштабных ЧС, оценке полноты принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости дополнительного привлечения сил и средств СМК Минздрава России федерального уровня, а также сил и средств других ведомств в рамках ВСМК.
5. При крупномасштабных ЧС совместно с сотрудниками оперативной группы ФЦМК, направляемой в регион, где произошло происшествие, и ЦСА ФЦМК на основе проведенных врачебных консилиумов (очных и дистанционных), в том числе с участием специалистов ФЦМК и иных федеральных медицинских организаций, готовят предложения о необходимости медицинской эвакуации пострадавших в федеральные медицинские организации (решение о медицинской эвакуации пострадавших в ЧС в учреждения федерального уровня принимается Минздравом России по предложениям ФЦМК).
|
|
АМедБр
|
Авиамедицинская бригада
|
АиР
|
Бригада анестезиологии-реанимации
|
БЭР
|
Бригада экстренного реагирования
|
ВСОД
|
Всероссийская система оперативных донесений о чрезвычайных ситуациях в режиме реального времени
|
ВСМК
|
Всероссийская служба медицины катастроф
|
ГУ
|
Главное управление
|
ДТП
|
Дорожно-транспортное происшествие
|
ИС
|
Информационная система
|
МО
|
Медицинская организация
|
МВД России
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации
|
Минздрав России
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации
|
МЧС России
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
|
ОШ
|
Оперативный штаб на месте пожара (ликвидации ЧС)
|
ПВР
|
Пункт временного размещения
|
РЦ СМП МК
|
Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф
|
РСЧС
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
СМК
|
Служба медицины катастроф
|
СМП
|
Скорая медицинская помощь
|
ССМП
|
Станция скорой медицинской помощи
|
ТМК
|
Телемедицинская консультация
|
ТМС
|
Телемедицинская система
|
ТЦМК
|
Территориальный центр медицины катастроф
|
ФТМС
|
Федеральная телемедицинская система
|
ФМБА России
|
Федеральное медико-биологическое агентство
|
ФЦМК
|
Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России
|
ЦСА ФЦМК
|
Центр санитарной авиации и экстренной медицинской помощи Федерального центра медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России
|
ЦУКС
|
Центр управления в кризисных ситуациях Федерального центра медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России
|
ЧС
|
Чрезвычайная ситуация
|
Количество пострадавших
|
Количество бригад
|
Особые условия по составу бригад
|
1
|
1
|
нет
|
2
|
2
|
нет
|
3
|
3
|
1 из них врачебная (при наличии)
|
4 - 5
|
4
|
1 из них АиР или врачебная (при наличии)
|
6 - 10
|
5
|
1 из них АиР или врачебная (при наличии);
к месту ЧС, при необходимости прибывает заведующий подстанцией
|
11 - 15
|
10
|
1 из них АиР или врачебная (при наличии);
к месту ЧС, при необходимости прибывает заведующий подстанцией (заместитель главного врача) ССМП
|
16 - 25
|
15
|
2 из них АиР или врачебные (при наличии);
к месту ЧС, прибывает заведующий подстанцией (заместитель главного врача) ССМП
|
Свыше 25
|
20
|
2 из них АиР или врачебные (при наличии);
к месту ЧС, прибывает заведующий подстанцией и заместитель главного врача ССМП
|
При поступлении вызовов с подтвержденными
<*>
поводами лесные и другие ландшафтные пожары без информации о количестве пострадавших, направляется 1 ближайшая к месту ЧС бригада СМП, из них: 1 АиР или врачебная (при наличии).
|
||
П/ст
|
Бригада
|
Телефон
|
П/ст
|
Бригада
|
Телефон
|
Контакты штаба ЧС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N
|
ФИО
|
Возраст
|
Данные в вызове
|
Диагноз
|
СГ
<*>
|
Результат
|
Примечание
|
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
||
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
||
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
||
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
||
|
реб.
|
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
|
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
|
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|
|
|
|
|
П/ст
|
|
|
Эвакуация
|
Стационар
|
|
Бригада
|
|
|
Отказ от МЭ
|
|||
|
взр.
|
Наряд
|
|
|
Амбулаторно
|
|
|
|
реб.
|
|
|
|
Летальный
|
Статус
<**>
|