СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Название документа
Вопрос: О правовом режиме земельных участков, входящих в состав территорий общего пользования.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 11.08.2010 N Д23-3114)
Информация о публикации
В данном виде документ опубликован не был


Вопрос: О правовом режиме земельных участков, входящих в состав территорий общего пользования.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 11.08.2010 N Д23-3114)

Вопрос: О правовом режиме земельных участков, входящих в состав территорий общего пользования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2010 г. N Д23-3114
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о правовом режиме земельных участков, входящих в состав территорий общего пользования, и сообщает следующее.
Исходя из норм ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Территории общего пользования, в частности, могут быть заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами и отчуждению в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат.
Нормативный правовой акт, исчерпывающе регулирующий отношения, связанные с использованием территорий общего пользования, в законодательстве федерального уровня отсутствует, в связи с чем регулирование данного вопроса осуществляется в соответствии с отдельными нормами актов гражданского, градостроительного, земельного, природоресурсного законодательства.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Согласно п. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Полномочия органов местного самоуправления в отношении территорий общего пользования определены в ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иных соответствующих актах законодательства и направлены на обеспечение рационального использования таких территорий.
В дополнение считаем необходимым отметить, что, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
11.08.2010