СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания.
Название документа
<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 03.02.2021 N ИГ-117-125-11-1
"О рассмотрении запроса"

<Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 03.02.2021 N ИГ-117-125-11-1
"О рассмотрении запроса"

Оглавление
По существу поставленных в обращении вопросов, направляем мнение специалистов института относительно смыслового содержания отдельных понятий и норм.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
ПИСЬМО
от 3 февраля 2021 г. N ИГ-117-125-11-1
О РАССМОТРЕНИИ ЗАПРОСА
Специалистами института рассмотрен запрос в части разъяснения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы вызова экстренных оперативных служб и телефонные номера приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.
Начальник института
Д.М.ГОРДИЕНКО
Приложение
к письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России
от 03.02.2021 N ИГ-117-125-11-1
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
Статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2011 N 958 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" является территориально распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой ("Система-112"), создаваемой в границах субъекта РФ, и эксплуатируется одновременно несколькими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Необходимо отметить, что на данный момент единый номер спасения "112" работает не во всех регионах страны.
В соответствии с пунктом 32 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 205 "Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2017 г., регистрационный N 47401), для доступа абонентов и пользователей услугами фиксированной телефонной связи и услугами подвижной связи к экстренным оперативным службам на всей территории Российской Федерации используется единый номер "112", а также номер соответствующей экстренной службы "101" (вызов пожарной охраны).
Таким образом, в настоящий момент необходимо указывать тот номер телефона, который функционирует непосредственно в вашем городе (узнать это можно на сайте ГУ МЧС России по вашему субъекту).
С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (документ опубликован в Российской газете, N 1, 11.01.2021), в соответствии с которым правовое регулирование отношений в области обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом , другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов соответствующих экстренных оперативных служб.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 34 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане обязаны при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану. При этом в законе не регламентируется ни способ уведомления, ни телефон, по которому должно осуществляться уведомление пожарной охраны о пожаре.
Таким образом, анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.
1. Использование телефона "01" для вызова пожарной охраны является законным, так как позволяет уведомлять пожарную охрану о возникновении пожара. При этом следует отметить, что вызвать пожарную охрану по телефону "01" можно, как правило, только со стационарного телефона по проводным линиям связи. В отдельных случаях некоторые модели "умных" смартфонов также позволяют автоматически дозвониться до пожарной службы при наборе "01".
2. В текстовой части планов эвакуации при пожаре, инструкциях о мерах пожарной безопасности, материалах противопожарной пропаганды и агитации следует указывать все телефоны, по которым можно дозвониться в пожарную охрану, в том числе "112", "101", "01" (только для стационарных телефонов) и иные телефоны корпоративных АТС, функционирующих в данной местности.
3. Указание телефона "01" на плане эвакуации не является нарушением требований пожарной безопасности, но при этом на плане должно быть уточнение о том, что по этому номеру можно вызвать пожарную охрану только со стационарного телефона.
4. Угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан обуславливается возможностью (опасностью) возникновения и развития пожара в здании, сооружении, а не номером телефона на плане эвакуации.
Главный научный сотрудник
НИЦ АУО и ТП
А.В.МАТЮШИН
Заместитель начальника
отдела 1.1. НИЦ ОУП ПБ
Н.В.ПЕРЕГУДОВА