СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
"Пожарная безопасность", N 3, 2011
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ГУСП от 15.08.2019 N 131 (письмо ГУСП от 11.08.2021 N А41/71-1955).
Название документа
Приказ ГУСП от 17.01.2011 N 3
"Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"

Приказ ГУСП от 17.01.2011 N 3
"Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"

Оглавление

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 января 2011 г. N 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969) и пунктом 20 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть II), ст. 5491; 2005, N 44, ст. 4555; 2008, N 43, ст. 4949; 2009, N 8, ст. 985; N 41, ст. 4763), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о ведомственной пожарной охране Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.
Начальник
Главного управления
А.В.ЦАРЕНКО
Приложение
к Приказу Главного управления
специальных программ Президента
Российской Федерации
от 17.01.2011 N 3
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение о ведомственной пожарной охране Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее именуется - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" в целях обеспечения пожарной безопасности специальных объектов, отнесенных к ведению Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее именуется - ГУСП), и территории закрытых (обособленных) военных городков, находящихся в ведении Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации (далее именуется - Служба). Положение определяет задачи, функции, порядок организации и осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны ГУСПа.
2. В состав ведомственной пожарной охраны (далее именуется - ВПО) входят:
должностные лица ВПО - лица, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными правовыми актами полномочиями по осуществлению ведомственного пожарного надзора и контроля и иных мероприятий в области пожарной безопасности на специальных объектах Службы (далее именуются - подведомственные объекты) и на территории закрытых (обособленных) военных городков;
нештатные пожарные специалисты - лица, назначаемые в структурных подразделениях Службы и уполномоченные в соответствии с должностными обязанностями на осуществление на подведомственных объектах ведомственного пожарного контроля и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности людей и сохранности имущества, предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
орган управления ВПО - подразделение, создаваемое в Службе для осуществления ведомственного пожарного надзора и контроля, организации, руководства и контроля деятельности подразделений ВПО и нештатных пожарных специалистов на подведомственных объектах и территории закрытых (обособленных) военных городков. Полномочия органа управления ВПО возлагаются на Отдел технической инспекции Службы;
подразделения ВПО - штатные подразделения и противопожарные формирования, создаваемые в структурных подразделениях Службы, для обеспечения выполнения мероприятий по предупреждению и тушению пожаров на подведомственных объектах. Подразделениями ВПО в Службе являются штатные подразделения противопожарной защиты, нештатные боевые противопожарные расчеты и иные противопожарные формирования.
3. ВПО в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, ведомственными правовыми актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности, в том числе настоящим Положением.
4. Перечень полномочий должностных лиц ВПО, порядок и условия их реализации определяются законодательством Российской Федерации, ведомственными правовыми актами, настоящим Положением и соответствующими должностными инструкциями и функциональными обязанностями.
5. Задачи, функции и порядок деятельности подразделений ВПО и нештатных пожарных специалистов определяются соответствующими положениями и инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.
6. Деятельность органов управления, подразделений ВПО и нештатных пожарных специалистов в вопросах пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих подразделений (специалистов) вышестоящим.
7. В соответствии с планами перевода с мирного на военное время, в военное время и в чрезвычайных ситуациях орган управления и подразделения ВПО могут входить в состав боевого расчета Службы.
II. Основные задачи и функции
8. Основные задачи и функции органа управления ВПО определяются отдельным положением, утверждаемым в установленном порядке.
9. Основными задачами ВПО являются:
осуществление ведомственного пожарного надзора (контроля);
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация предупреждения пожаров (загораний) на подведомственных объектах;
организация и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах до прибытия подразделений Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - ФПС МЧС России);
организация и проведение аварийно-спасательных работ и ликвидация последствий пожаров на подведомственных объектах;
организация обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих и гражданского персонала Службы (далее именуются - сотрудники Службы) в области пожарной безопасности.
10. Основными функциями органа управления, подразделений ВПО и нештатных пожарных специалистов являются:
проведение мониторинга состояния пожарной безопасности, сбора и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности;
разработка рекомендаций (предложений), направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности и повышение противопожарной защиты подведомственных объектов;
разработка предложений по совершенствованию, созданию, реорганизации и ликвидации ВПО на подведомственных объектах;
осуществление контроля деятельности нештатных противопожарных формирований на подведомственных объектах по предупреждению пожаров и проверка их готовности к тушению пожаров;
разработка проектов ведомственных правовых актов в области пожарной безопасности, а также документов, регламентирующих деятельность ВПО на подведомственных объектах;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов и систем (установок) противопожарной защиты;
рассмотрение и согласование технических заданий, проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение зданий и сооружений подведомственных объектов в части выполнения требований пожарной безопасности;
обеспечение работоспособности систем (установок) противопожарной защиты, а также содействие внедрению на подведомственных объектах новых и эффективных автоматических средств обнаружения и тушения пожаров;
участие в проведении расследований (разбирательств) по делам о пожарах (загораниях) на подведомственных объектах, определении причин и условий их возникновения;
ведение статистического учета пожаров (загораний) на подведомственных объектах и на территории закрытых (обособленных) военных городков;
взаимодействие в пределах своих полномочий с органами и подразделениями ФПС МЧС России;
проведение консультаций и оказание методической помощи структурным подразделениям Службы в обеспечении пожарной безопасности подведомственных объектов;
организация и проведение противопожарной пропаганды;
организация и проведение обучения сотрудников Службы мерам пожарной безопасности;
разработка Табелей положенности и норм комплектования пожарной техникой и пожарно-технической продукцией подведомственных объектов;
регистрация и хранение деклараций пожарной безопасности на объекты защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
организация и участие в работе пожарно-технических комиссий структурных подразделений Службы;
участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, связанных с разработкой противопожарных мероприятий и требований пожарной безопасности по предупреждению и тушению пожаров на подведомственных объектах.
11. Выполнение задач и осуществление функций ВПО на режимных объектах осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
III. Права должностных лиц ВПО
12. Для выполнения предусмотренных настоящим Положением основных задач и функций должностные лица ВПО в пределах компетенции и в установленном порядке имеют право:
проверять документы, являющиеся объектом мероприятий по надзору (контролю) и относящиеся к предмету проверки;
осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками Службы требований пожарной безопасности при проведении плановых, внеплановых и целевых проверок;
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для осуществления ведомственного пожарного надзора (контроля);
давать обязательные для исполнения руководителями структурных подразделений Службы предложения по устранению нарушений требований пожарной безопасности, учитывающие объемы и условия проведения соответствующих работ с указанием сроков по их исполнению;
привлекать, по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений Службы, инженерно-технических работников для участия в разработке и проведении мероприятий по предупреждению пожаров и обеспечению противопожарной защиты подведомственных объектов;
при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ;
направлять руководителям структурных подразделений Службы информационные материалы о состоянии пожарной безопасности подведомственных объектов;
направлять руководителям структурных подразделений Службы предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения требований пожарной безопасности;
осуществлять на подведомственных объектах контроль выполнения противопожарных мероприятий при проектировании, строительстве, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и помещений, а также при проведении пожароопасных работ;
согласовывать разрешения на установку электронагревательных приборов, проведение пожароопасных работ;
проверять профилактическую работу, проводимую нештатными противопожарными формированиями структурных подразделений Службы, а также их готовность к тушению пожаров;
проверять готовность дежурных служб подведомственных объектов к действиям при возникновении пожаров, а также наличие у них соответствующих инструкций, планов (карточек) пожаротушения, знание сотрудниками Службы своих обязанностей, мер пожарной безопасности и порядка действий при пожаре.
IV. Организация деятельности ВПО
13. Деятельность подразделений ВПО осуществляется на основании планов работы, утверждаемых соответствующими руководителями структурных подразделений Службы.
14. Ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах осуществляется в ходе плановых, внеплановых и целевых проверок.
15. Периодичность плановых проверок устанавливается руководителем подразделения ВПО с учетом результатов анализа обстановки с пожарами (загораниями) и пожарной опасности подведомственных объектов.
16. Внеплановые проверки проводятся с целью контроля выполнения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановых проверок, а также в случаях получения достоверной информации о нарушениях, приведших либо способных привести к пожару (загоранию).
17. Решение о внеплановой проверке принимается руководителем органа управления ВПО, руководителями подразделений ВПО, а также нештатными пожарными специалистами.
18. Периодичность проверок строящихся (реконструируемых) зданий и сооружений устанавливается руководителем соответствующего подразделения ВПО в зависимости от сроков и темпов их строительства (реконструкции) и с учетом календарных планов выполнения строительных работ.
19. Проверка деятельности подразделений ВПО и нештатных пожарных специалистов осуществляется органом управления ВПО в пределах его компетенции, как правило, в период проведения проверок подведомственных объектов.
20. Результаты плановых проверок подведомственных объектов структурных подразделений Службы оформляются в виде Акта-предписания, который выдается органом управления ВПО руководителю структурного подразделения Службы, ответственному за содержание и эксплуатацию, и является обязательным для исполнения.
21. Подразделения ВПО, нештатные пожарные специалисты по результатам проверок представляют руководителям структурных подразделений в составе управлений Службы, а также должностным лицам, ответственным за пожарную безопасность, предложения по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
22. Орган управления ВПО, подразделения ВПО и нештатные пожарные специалисты ведут учет и анализ проводимой работы. Сведения о произошедших пожарах (загораниях) и результатах своей деятельности за год подразделения ВПО и нештатные пожарные специалисты представляют в установленном порядке в орган управления ВПО.
23. Произошедшие на подведомственных объектах пожары (загорания), независимо от причин их возникновения и их последствий, подлежат ведомственному учету в установленном порядке с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
24. Подразделения ВПО и нештатные пожарные специалисты по вопросам, входящим в их компетенцию, подчиняются руководителям структурных подразделений Службы, в которых созданы данные подразделения и назначены специалисты.
25. Для выполнения основных задач и функций за органом управления ВПО и подразделениями ВПО в установленном порядке может закрепляться служебный транспорт.
V. Организация взаимодействия ВПО с ФПС МЧС России
26. В целях обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты подведомственных объектов и территории закрытых (обособленных) военных городков Службы привлекаются созданные в установленном порядке специальные подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России.
27. Взаимодействие между ВПО и специальными подразделениями ФПС МЧС России осуществляется на основе разграничения полномочий.
28. Основные принципы взаимодействия:
обеспечение единого подхода к уровню требований пожарной безопасности;
осуществление государственного и ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах и территории закрытых (обособленных) военных городков Службы;
совместное применение сил и средств при тушении пожаров на подведомственных объектах;
периодическая профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников ВПО и обучение мерам пожарной безопасности сотрудников Службы.
29. Основные направления взаимодействия:
осуществление контроля соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах;
осуществление совместных действий по тушению пожаров (загораний) на подведомственных объектах;
проведение совместных учений и тренировок;
обмен информацией о пожарах (загораниях), их последствиях и других вопросах пожарной безопасности, представляющих взаимный интерес;
организация разработки и согласование ведомственных правил пожарной безопасности и иных правовых актов, определяющих организационные и технические вопросы пожарной безопасности.
30. ВПО обладает самостоятельностью в реализации основных задач и исполнении функций, определенных настоящим Положением, действует в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными правовыми актами.
31. Организация и согласование проведения первоначального обучения и последующей подготовки и переподготовки должностных лиц ВПО осуществляются органом управления ВПО.
32. Участниками взаимодействия при тушении пожаров на подведомственных объектах Службы являются:
подразделения ВПО;
специальные подразделения ФПС МЧС России и территориальные подразделения ФПС МЧС России;
нештатные противопожарные формирования структурных подразделений Службы, в которых созданы данные формирования;
руководители подведомственного объекта, на котором произошел пожар;
эксплуатационные службы подведомственного объекта, участвующие в ликвидации пожара.
33. Допуск должностных лиц ФПС МЧС России на подведомственные объекты Службы, представление отчетов, сведений о состоянии пожарной безопасности, иных материалов, документов и информации, относящихся к компетенции ФПС МЧС России, осуществляется в установленном порядке с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
34. Порядок вызова подразделений ФПС МЧС России для тушения пожаров, действия дежурных служб и сотрудников Службы определяются для каждого подведомственного объекта на основании расписания и планов привлечения сил и средств, планов и карточек пожаротушения и иных нормативных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке для каждого подведомственного объекта.
35. В целях организации успешного тушения пожаров структурные подразделения Службы участвуют совместно со специальными подразделениями ФПС МЧС России в разработке, в части, касающейся планов (карточек) пожаротушения.
36. Порядок разработки, хранения и практической отработки планов (карточек) пожаротушения устанавливается руководителями структурных подразделений Службы совместно с подразделениями ВПО и согласовывается с аппаратом специального подразделения ФПС МЧС России.
37. Руководство тушением пожаров на подведомственных объектах до прибытия подразделений ФПС МЧС России осуществляют руководители подведомственных объектов, должностные лица ВПО или начальники нештатных противопожарных формирований, которые по прибытии старшего оперативного должностного лица подразделения ФПС МЧС России информируют его о сложившейся обстановке и принятых мерах по тушению.
38. Для отработки совместных действий по ликвидации возможного пожара на подведомственных объектах проводятся пожарно-тактические учения и тренировки.
39. Организация и планирование пожарно-тактических учений и тренировок, согласование и координация действий привлекаемых сил и средств осуществляются органом управления ВПО и подразделениями ВПО совместно с аппаратом и структурными подразделениями специальных подразделений ФПС МЧС России.
40. Орган управления ВПО ведет статистический учет пожаров на подведомственных объектах и на территории закрытых (обособленных) военных городков Службы и представляет в установленном порядке статистическую отчетность по пожарам в Департамент надзорной деятельности МЧС России.