СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
"Российская газета", N 45, 18.03.2009
Примечание к документу
Внимание! Документ утратил силу.

Начало действия документа - 29.03.2009 .
Окончание действия документа - 03.09.2011.
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 27.07.2011 N 243, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 24.08.2011).

Приказом Рослесхоза от 05.07.2011 N 287 утверждены новые классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) переданы указанному Агентству.
Название документа
Приказ Минсельхоза РФ от 16.12.2008 N 532
"Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды"
(вместе с "Требованиями к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды")
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.2009 N 13476)

Приказ Минсельхоза РФ от 16.12.2008 N 532
"Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды"
(вместе с "Требованиями к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды")
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.2009 N 13476)

Оглавление

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2009 г. N 13476
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2008 г. N 532
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИИ
ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И КЛАССИФИКАЦИИ
ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ, А ТАКЖЕ
ТРЕБОВАНИЙ К МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕСОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432), приказываю:
Утвердить:
классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению N 1 ;
классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 2 ;
требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 3 .
Министр
А.В.ГОРДЕЕВ
Приложение N 1
к Приказу Минсельхоза России
от 16 декабря 2008 г. N 532
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ
Класс
природной
пожарной
опасности
лесов
Объект загорания (характерные
типы леса, вырубок, лесных
насаждений и безлесных
пространств)
Наиболее вероятные виды
пожаров, условия и
продолжительность периода
их возможного
возникновения и
распространения
1
2
3
I
(природная
пожарная
опасность -
очень
высокая)
Хвойные молодняки
Места сплошных рубок:
лишайниковые, вересковые,
вейниковые и другие типы вырубок
по суходолам (особенно
захламленные).
Сосняки лишайниковые и
вересковые.
Расстроенные, отмирающие и сильно
поврежденные древостои (сухостой,
участки бурелома и ветровала,
недорубы), места сплошных рубок с
оставлением отдельных деревьев,
выборочных рубок высокой и очень
высокой интенсивности,
захламленные гари
В течение всего
пожароопасного сезона
возможны низовые пожары, а
на участках с наличием
древостоя - верховые. На
вейниковых и других
травяных типах вырубок по
суходолу особенно
значительна пожарная
опасность весной, а в
некоторых районах и осенью
II
(природная
пожарная
опасность -
высокая)
Сосняки-брусничники, особенно с
наличием соснового подроста или
подлеска из можжевельника выше
средней густоты.
Лиственничники кедрово-
стланиковые
Низовые пожары возможны в
течение всего
пожароопасного сезона;
верховые - в периоды
пожарных максимумов
(периоды, в течение
которых число лесных
пожаров или площадь,
охваченная огнем,
превышает средние
многолетние значения для
данного района)
III
(природная
пожарная
опасность -
средняя)
Сосняки-кисличники и черничники,
лиственничники-брусничники,
кедровники всех типов, кроме
приручейных и сфагновых, ельники-
брусничники и кисличники
Низовые и верховые
пожары возможны в период
летнего пожарного
максимума, а в
кедровниках, кроме того, в
периоды весеннего и
особенно осеннего
максимумов
IV
(природная
пожарная
опасность -
слабая)
Места сплошных рубок таволговых и
долгомошниковых типов (особенно
захламленные).
Сосняки, лиственничники и лесные
насаждения лиственных древесных
пород в условиях травяных типов
леса.
Сосняки и ельники сложные,
липняковые, лещиновые,
дубняковые, ельники-черничники,
сосняки сфагновые и долгомошники,
кедровники приручейные и
сфагновые, березняки-брусничники,
кисличники, черничники и
сфагновые, осинники-кисличники и
черничники, мари
Возникновение пожаров (в
первую очередь низовых)
возможно в травяных типах
леса и на таволговых
вырубках в периоды
весеннего и осеннего
пожарных максимумов; в
остальных типах леса и на
долгомошниковых
вырубках - в периоды
летнего максимума
V
(природная
пожарная
опасность -
отсутствует)
Ельники, березняки и осинники
долгомошники, ельники сфагновые и
приручейные.
Ольшаники всех типов
Возникновение пожара
возможно только при особо
неблагоприятных условиях
(длительная засуха)
Примечание: Пожарная опасность устанавливается на класс выше:
для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);
для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;
для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам.
Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.
Приложение N 2
к Приказу Минсельхоза России
от 16 декабря 2008 г. N 532
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
Класс пожарной
опасности в лесах
Величина комплексного
показателя
Степень пожарной
опасности
I
0...300
Отсутствует
II
301...1000
Малая
III
1001...4000
Средняя
IV
4001...10000
Высокая
V
Более 10000
Чрезвычайная
Примечание:
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.
В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.
Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов.
Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (эта) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода):
1
КП = SUM [t° (t° - эта)]
n
Приложение N 3
к Приказу Минсельхоза России
от 16 декабря 2008 г. N 532
ТРЕБОВАНИЯ
К МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕСОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
1. В целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:
а) противопожарное обустройство лесов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Противопожарное обустройство лесов включает:
разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны;
распределение лесов по классам их природной пожарной опасности;
строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения;
устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;
другие меры.
3. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в:
устройстве противопожарных минерализованных полос, мест отдыха и курения в лесу, стоянок автотранспорта, мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов;
приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря;
организации системы связи и оповещения;
строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций;
снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков;
проведении профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;
создании резерва горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах;
выполнении других мероприятий.
4. Мониторинг пожарной опасности в лесах включает:
наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах;
организацию системы обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов;
своевременное оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
иное.
5. Разработка планов тушения лесных пожаров заключается в установлении:
мер по подготовке противопожарных систем и средств к пожароопасному сезону;
мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов;
порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспорта к тушению лесных пожаров, обеспечения противопожарных формирований средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;
состава лесопожарных формирований из числа лиц, привлекаемых на тушение лесных пожаров, и мер по обеспечению их готовности к немедленному выезду на тушение пожаров;
объема и мер по созданию необходимого на пожароопасный сезон резерва горюче-смазочных материалов;
мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров.
6. Тушение лесных пожаров включает:
обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня;
доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно;
обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара;
организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара;
локализацию очага пожара;
окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара.
7. К иным мерам пожарной безопасности в лесах относятся:
организация противопожарной пропаганды;
регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов;
организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
организация пунктов приема донесений в зонах авиационной охраны лесов;
организация наземного и авиационного патрулирования лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров;
подготовка руководителей тушения лесных пожаров;
обучение работников пожарных формирований тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок;
оборудование помещений для временного проживания лиц, участвующих в тушении лесных пожаров;
другие.
8. В защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1 - 7 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках.
9. В резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.
10. При I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
авиационное патрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не ведутся.
11. При II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах массового отдыха людей в лесах;
авиационное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования.
12. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к первым трем классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения работ и в местах, наиболее посещаемых населением;
авиационное патрулирование проводится 1 - 2 раза в течение дня;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования;
наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства;
по местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу;
может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов.
13. При IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится с 8 до 21 часа;
авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах;
организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9 до 24 часов;
у дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах;
ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (I - III классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах.
14. При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно;
авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2 - 3 часа;
максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах.
15. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
16. Для классификации пожарной опасности по условиям погоды могут использоваться местные шкалы, которые учитывают разнообразие местных природных условий, специфику динамики многолетних климатических данных и подлинный уровень пожарной опасности в лесах, что позволяет проводить дифференцированный лесопожарный мониторинг на всей территории лесного фонда.