СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
М.: Стройиздат, 1986
Примечание к документу
Утратил силу в связи с введением в действие с 1 апреля 1995 года СП 81-01-94 ( Письмо Минстроя РФ от 29.12.1994 N ВБ-12-276).

Введен в действие с 1 октября 1984 года.

Взамен СНиП IV-1-65, СНиП IV-2-65.
Название документа
"СНиП IV-1-84. Часть IV. Сметные нормы и правила. Глава 1. Система сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 12.09.1984 N 162)

"СНиП IV-1-84. Часть IV. Сметные нормы и правила. Глава 1. Система сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 12.09.1984 N 162)

Оглавление
основные задачи сметного нормирования и ценообразования в строительстве;
виды сметных нормативных документов <*> , входящих в систему сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве;
требования к сметным нормативам;
систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП "Сметные нормы и правила";
порядок разработки , согласования, утверждения, регистрации, издания сметных нормативов и информации о них;
порядок пересмотра и изменения сметных нормативов;
ответственность за разработку и правильное применение сметных нормативов;
организацию контроля за правильным применением сметных нормативов.

Утверждены
Постановлением Госстроя СССР
от 12 сентября 1984 г. N 162
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СНиП IV-1-84
ЧАСТЬ IV. СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Срок введения в действие
1 октября 1984 года
Разработаны с участием НИИЭС Госстроя СССР, внесены и подготовлены к утверждению Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Исполнители - инженеры Ю.И. Малиманов (руководитель), В.М. Барзилович, А.А. Жук, Л.Н. Крылов (Госстрой СССР), канд. экон. наук Н.Р. Аляутдин, канд. техн. наук Э.З. Элькин (НИИЭС Госстроя СССР).
Утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. N 162.
Внесены Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Взамен СНиП IV-1-65, СНиП IV-2-65.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают:
--------------------------------
<*> Сметные нормативные документы в дальнейшем именуются "сметные нормативы".
В данной главе наряду с общими положениями, приведенными в СНиП "Система нормативных документов в строительстве" ( СНиП 1.01.01-82* , СНиП 1.01.02-83 и СНиП 1.01.03-83* ), содержатся положения, непосредственно относящиеся к сметным нормативам.
Система сметных нормативов и ценообразования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть IV "Сметные нормы и правила" и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства и утверждаемые Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и госстроями союзных республик. Отдельные сметные нормативы утверждаются Советом Министров СССР.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства и промышленности.
Документы, детализирующие основные правила и положения, содержащиеся в IV части СНиП, могут выпускаться как вспомогательные, в виде инструкций, методических указаний, пособий и других материалов, которыми следует также руководствоваться при составлении сметной документации.
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ
И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:
обеспечение через систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве определения нормативной стоимости строительства (расширения, реконструкции и технического перевооружения) предприятий, зданий и сооружений, отражаемой в сметных документах;
обеспечение, исходя из проводимой в капитальном строительстве единой технической политики, его планирования, финансирования, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы (товарную строительную продукцию), возмещения других сметных затрат (включая стоимость оборудования), хозяйственного расчета и оценки деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков строительства;
повышение эффективности капитальных вложений, экономия финансовых и других ресурсов, снижение сметной стоимости строительства за счет пересмотра сметных нормативов и с целью отражения в них достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области строительного производства, применения новых образцов материалов, изделий и конструкций, организационных мероприятий и т.п.
1.2. В необходимых случаях сметные нормативы могут быть использованы для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений капитальных вложений.
2. ВИДЫ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ СМЕТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
общесоюзные сметные нормативы;
ведомственные сметные нормативы;
республиканские сметные нормативы.
В совокупности с IV частью СНиП "Сметные нормы и правила", содержащей в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве, приведенную в справочном Приложении 1 .
В систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве не входят нормативы, применяемые при определении в сметной документации стоимости оборудования и относящиеся к нормативам смежных систем:
оптовые цены на продукцию машиностроения, групповые лимитные цены на вновь осваиваемое оборудование и тарифы для перевозки грузов для строительства, утверждаемые Госкомцен СССР или госкомценами союзных республик;
лимитные цены на конкретные виды оборудования, групповые лимитные цены на нестандартизированное оборудование, цены единичного заказа на оборудование, временные оптовые цены на вновь осваиваемое стандартизированное оборудование, утверждаемые министерствами и ведомствами СССР.
2.2. К общесоюзным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV "Сметные нормы и правила". Они утверждаются Госстроем СССР, а наиболее важные из них утверждаются Советом Министров СССР.
Общесоюзные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.
Общесоюзные сметные нормативы, утвержденные в соответствии со структурой IV части СНиП "Сметные нормы и правила", образуют систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП.
При разработке и применении общесоюзных сметных нормативов следует руководствоваться правилами и указаниями, содержащимися в главах IV части СНиП, перечень и описание которых приведены в разделе 4 настоящей главы, а также указаниями, приведенными в технических частях соответствующих сборников сметных нормативов.
2.3. К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, не входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV "Сметные нормы и правила" и утверждаемые министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. Эти нормативы применяются в пределах той отрасли и в пределах того региона (района, угольного бассейна и т.п.), для которых они разработаны.
Ведомственные сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие нормативов соответствующим министерством (ведомством).
Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
2.4. К республиканским сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые также не входят в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV "Сметные нормы и правила" и утверждаются Советами Министров союзных республик или по их поручению госстроями союзных республик. Эти нормативы применяются для отдельных видов строительства (объектов, конструкций и видов работ), специфических для данной республики.
Республиканские сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство на территории данной республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
Республиканские сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
2.5. Все сметные нормативы, как это видно из схемы (справочное Прил. 1 ), по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.
2.5.1. К элементным сметным нормативам относятся:
элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН);
нормы для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин (НЭМ) и сметные цены эксплуатации строительных машин (ЦЭМ);
сметные цены на привозные и местные строительные материалы, изделия и конструкции (СЦМ);
сметные цены на перевозки грузов для строительства (СЦПГ);
единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы (ЕРЕР), единичные расценки на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС);
расценки на монтаж оборудования (РМО).
2.5.2. К укрупненным сметным нормативам относятся:
нормы накладных расходов (НР);
норма плановых накоплений (ПН);
нормы заготовительно-складских расходов;
нормативы, разработанные в процентах к сметной стоимости строительства или строительно-монтажных работ:
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ);
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (НВЗ);
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
другие нормативы <*> ;
укрупненные сметные нормы (УСН):
на здания и сооружения в целом;
на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ;
прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
укрупненные расценки (УР);
укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ).
--------------------------------
<*> Другие нормативы перечислены в главе СНиП IV-10-84 "Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство".
3. ТРЕБОВАНИЯ К СМЕТНЫМ НОРМАТИВАМ
3.1. Сметные нормативы должны отвечать только требованиям, имеющим прямое отношение к определению сметной стоимости строительства. Они должны:
соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в строительстве, обеспечивая определение сметной стоимости строительства на различных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации;
быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей среды, правильное и достоверное определение стоимости строительства, приближая ее к уровню общественно необходимых затрат;
учитывать достижения строительной техники и передового опыта, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве и обеспечивая заинтересованность строительно-монтажных организаций в постоянном повышении эффективности своего труда;
обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность широкого использования электронно-вычислительных машин и других средств автоматизации, а также сокращения объема сметной документации.
3.2. Исходными данными для разработки сметных нормативов являются:
наиболее рациональные технические решения в проектах;
технология строительного производства и строительные машины, отвечающие последним достижениям научно-технического прогресса;
действующие стандарты на материалы, изделия и конструкции, а также оборудование;
действующие нормы и тарифные ставки по оплате труда рабочих в строительстве;
оптовые цены на промышленную продукцию, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также тарифы на грузовые перевозки;
нормы амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утверждаемые Советом Министров СССР.
3.3. Действие сметных нормативов сохраняется в течение определенного периода между переходами на новые сметные нормы и цены, осуществляемыми на основе постановлений Совета Министров СССР. Такой срок действия сметных нормативов позволяет сохранять стабильный уровень сметных цен для нормального функционирования социалистической плановой экономики и исключает необходимость уточнения и переутверждения сметной документации для строительства при текущих изменениях оптовых цен, тарифов и других элементов стоимости. Переход на новые сметные нормы и цены, как правило, обуславливается общим упорядочением оптовых цен и тарифов в промышленности и сопровождается изменениями уровня сметной стоимости строительства и переработкой всей системы сметных нормативов.
При принятии решения о переходе на новые сметные нормы и цены в строительстве Совет Министров СССР устанавливает, на основе каких исходных данных должны быть разработаны вновь вводимые в действие сметные нормативы и определяться сметная стоимость строительства, с указанием сроков ввода в действие соответствующих нормативов <*>.
--------------------------------
<*> Так, Постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1981 г. N 5 установлено, что в целях обеспечения своевременного перехода на новые сметные нормы и цены в планировании капитального строительства и определения сметной стоимости строек, начиная с 1 января 1984 г., сметная стоимость капитального строительства должна определяться на основе:
новых сметных норм на строительные и монтажные работы, введенных в действие с 1 января 1984 г.;
новых оптовых цен на промышленную продукцию и тарифов на электрическую и тепловую энергию, введенных в действие с 1 января 1982 г.;
норм и тарифных ставок по оплате труда рабочих в строительстве по состоянию на 1 января 1980 г.;
новых размеров наценок снабженческо-сбытовых организаций, введенных в действие с 1 января 1982 г.;
норм амортизационных отчислений, утвержденных в 1974 г.;
новых норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве, учитывающих совершенствование управления строительством.
Сведения о сроках ввода в действие исходных нормативов, на основе которых разрабатываются расценки на строительные и монтажные работы, приводятся также в Указаниях по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы и в Указаниях по применению расценок на монтаж оборудования.
3.4. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда и заработной платы работников строительства, времени работы строительных машин, потребности материалов, изделий и конструкций), установленная на принятый измеритель строительных или монтажных работ, а также конструкций, выраженная, как правило, в натуральных (физических) величинах или в относительной форме (в виде процентов, коэффициентов).
Состав и количество ресурсов в сметных нормах должны отвечать последним достижениям в области технологии и организации строительного производства, современному уровню технического оснащения строительных и монтажных организаций, отражать накопленный в строительстве передовой опыт, а также прогрессивные проектные решения, материалы, изделия и конструкции.
Главная функция сметных норм - определить нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным измерителям.
3.4.1. В сметных нормах учтен полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в усредненных условиях, и поэтому вносить в нормы какие-либо дополнения или изменения для приведения их в соответствие с проектом производства работ на конкретном объекте не допускается.
3.4.2. Сметные нормы IV части СНиП и разрабатываемые на их основе единичные расценки на строительные конструкции и работы и расценки на монтажные работы, а также содержащиеся в них нормативные показатели расхода ресурсов являются усредненными и поэтому не могут служить основанием для списания материалов, изделий и конструкций в расход на производство работ, для выплаты заработной платы работникам строительства, а также для расчетов за эксплуатацию строительных машин с трестами, управлениями и базами механизации.
Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ.
3.5. Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами <*>. При производстве работ в особых условиях: стесненность, загазованность, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) к сметным нормам и расценкам следует применять коэффициенты, приводимые в общих положениях соответствующих сборников нормативов.
--------------------------------
<*> Под нормальными условиями осуществления работ подразумевается, что выполнение работ, складирование и внутрипостроечный транспорт требуемых материалов, изделий и конструкций производятся без осложняющих обстоятельств и влияния специфических факторов.
Коэффициенты к нормативным показателям, приведенные в отдельных сборниках, разделах и параграфах сметных норм, не разрешается применять для норм, входящих в другие сборники, разделы и параграфы сметных норм, если это условие не оговорено.
3.6. Параметры отдельных величин (длина, диаметр, площадь и т.п.), приведенные в таблицах сметных норм и расценок с характеристикой "до", следует считать включая указанный предел.
3.7. В сметных нормативах приводятся показатели для определения величины нормативной условно-чистой продукции (НУЧП), которая включает в себя основную заработную плату рабочих, непосредственно занятых на выполнении работ, стоимость эксплуатации строительных машин и используется для планирования производительности труда в строительно-монтажных организациях.
3.8. При разработке сметных нормативов должна быть исключена возможность повторного учета затрат, содержащихся в отдельных нормативах.
3.9. Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технических частях соответствующих сборников сметных норм и расценок.
При определении строительного объема зданий, который требуется для расчета показателей единичной стоимости, следует пользоваться правилами, приведенными в справочном Приложении 2 .
4. СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ВХОДЯЩИХ
В IV ЧАСТЬ СНиП "СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА"
4.1. Элементные сметные нормы являются первичными сметными нормативами, предназначенными для разработки единичных расценок на различные виды строительных конструкций и работ и дифференцированно отражающими в своем составе показатели затрат труда и основной заработной платы рабочих, затрат на эксплуатацию строительных машин, а также расход материальных ресурсов. В главе СНиП IV-2-84 изложены правила разработки и применения элементных сметных норм на строительные конструкции и работы. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются сборники элементных сметных норм на строительные конструкции и работы, а также дополнения к сборникам.
4.2. Нормы машино-часа строительных машин, а также рассчитываемые на их основе цены машино-часа являются нормативной базой для определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин. В главе СНиП IV-3-84 изложены правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются Сборник норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин, Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин, Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, а также дополнения к этим сборникам.
4.3. Сметные цены на привозные и местные строительные материалы, изделия и конструкции являются нормативной основой для определения сметных затрат на материальные ресурсы, применяемые при строительстве. В главе СНиП IV-4-84 изложены правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сметных цен на перевозки грузов для строительства. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства, Сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, а также дополнения к этим сборникам.
Порядок применения сметных цен на привозные и местные материалы, изделия и конструкции приводится в Указаниях по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы (ЕРЕР-84), в Указаниях по применению расценок на монтаж оборудования, а также в Указаниях по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС-84).
4.4. Единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы, составляемые на основе элементных сметных норм, цен машино-часа строительных машин, а также средних районных сметных цен на привозные материалы, изделия и конструкции, предназначаются для определения сметных прямых затрат по строительным конструкциям и работам. В главе СНиП IV-5-84 изложены правила разработки единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются Указания по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы (ЕРЕР-84) и Указания по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС-84), где приводятся правила привязки этих расценок к местным условиям строительства, сборники единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы, сборники единичных расценок на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, а также дополнения к указанным сборникам.
4.5. Расценки на монтаж оборудования предназначаются для определения сметных прямых затрат на монтаж оборудования.
В главе СНиП IV-6-84 изложены правила разработки расценок на монтаж оборудования. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются Указания по применению расценок на монтаж оборудования и сборники расценок на монтаж оборудования.
4.6. Нормами, применяемыми для определения в сметах прямых затрат, предусматривается расход ресурсов при производстве строительно-монтажных работ в условиях положительной температуры окружающей среды и умеренного ветра. Расчет дополнительных затрат, связанных с производством строительно-монтажных работ при отрицательной температуре наружного воздуха и сильном ветре, производится в порядке, приведенном в главе СНиП IV-7-84 "Правила определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время". Обязательными отдельными приложениями к этой главе является Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-84), а также дополнения к этому Сборнику.
4.7. Сметная стоимость строительно-монтажных работ включает в себя кроме прямых сметных затрат также накладные расходы и плановые накопления. Порядок разработки и применения этих сметных нормативов приведен в главе СНиП IV-8-84 "Правила разработки и применения норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве".
4.8. Размер средств на строительство зданий, сооружений и устройств, необходимых для размещения и обслуживания работников строек, а также для производственных нужд строительства, определяется в сметной документации на основе норм затрат на временные здания и сооружения. В главе СНиП IV-9-84 изложены правила разработки и применения сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений. Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, а также дополнения к этому Сборнику.
4.9. Часть затрат, производимых строительно-монтажными организациями в ходе строительства, не учитывается сметными нормами и возмещается им заказчиком за счет средств, включаемых в графу "Прочие затраты" сводного сметного расчета на строительство или объектной сметы. В главе СНиП IV-10-84 приведены состав и правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство.
4.10. В сметной документации на строительство стоимость оборудования показывается отдельно по отношению к стоимости строительно-монтажных работ. В главе СНиП IV-11-84 "Правила определения сметной стоимости оборудования" приведен порядок включения в сметную документацию строек средств, необходимых для приобретения оборудования.
4.11. Порядок определения средств, необходимых для покрытия затрат, связанных с обеспечением предприятий, зданий и сооружений первоначальным фондом инструмента, приспособлений, оснастки, штампов, производственного и хозяйственного инвентаря, мебелью, другими предметами внутреннего убранства, а также запасными частями, не входящими в комплект поставки основного оборудования, существенно отличается от метода определения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на строительстве. Этот порядок для производственного строительства приведен в главе СНиП IV-12-84 "Правила разработки и применения сметных норм затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий", а для жилищно-гражданского - в главе СНиП IV-13-84 "Правила разработки и применения сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий". Обязательными отдельными приложениями к главе СНиП IV-13-84 являются сборники сметных норм затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий.
4.12. Для зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, сметная стоимость в основном определяется по укрупненным сметным нормам (УСН) и другим укрупненным сметным нормативам (прейскурантам на строительство зданий и сооружений, укрупненным расценкам, укрупненным показателям стоимости строительства).
Порядок разработки и применения УСН на здания и сооружения в целом, на конструкции и виды работ, укрупненных расценок (УР) на конструкции и виды работ, а также укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) приведен в главе СНиП IV-14-84 "Правила разработки и применения укрупненных сметных норм и расценок". Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются сборники общесоюзного назначения укрупненных сметных норм, укрупненных расценок, укрупненных показателей стоимости строительства.
Сметная стоимость строительства зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам в тех случаях, когда такие проекты имеют массовое применение во многих районах страны, а также в отдельных союзных республиках, областях, районах, городах и населенных пунктах, определяется по прейскурантам на строительство зданий и сооружений. Порядок разработки и применения этих нормативов изложен в главе СНиП IV-15-84 "Правила разработки и применения прейскурантов на строительство зданий и сооружений". Обязательными отдельными приложениями к этой главе являются прейскуранты общесоюзного назначения на строительство зданий и сооружений.
4.13. В главе СНиП IV-16-84 "Правила определения сметной стоимости строительства" приведены основные правила и положения по определению сметной стоимости строительства, которыми необходимо руководствоваться при составлении сметной документации на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства.
5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ,
РЕГИСТРАЦИИ, ИЗДАНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ И ИНФОРМАЦИИ О НИХ
5.1. Разработка, согласование и внесение на утверждение сметных нормативов осуществляются в полном соответствии с порядком, предусмотренном в разделах 1 - 4 СНиП 1.01.02-83 "Система нормативных документов в строительстве. Порядок разработки и утверждения нормативных документов", с учетом положений, содержащихся в настоящей главе СНиП.
5.2. Проекты сметных нормативов, подготавливаемые к утверждению, рассматриваются в следующем порядке.
5.2.1. Рассмотрение проектов сметных нормативов производится с участием ответственных представителей организаций - разработчиков этих нормативов.
5.2.2. Проекты сметных нормативов, подлежащих утверждению Госстроем СССР или согласованию с ним, рассматриваются и подготавливаются к утверждению или согласованию Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Проекты ведомственных и республиканских сметных нормативов рассматриваются и утверждаются в порядке, установленном утверждающими органами.
5.3. Сметные нормативы должны утверждаться решением (постановлением, приказом и т.п.) утверждающего органа.
5.3.1. Нормы накладных расходов (средние и предельные на строительные работы для министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и средние на строительные работы по союзным республикам, единые предельные на монтажные и специальные строительные работы для всех исполнителей этих работ), норма плановых накоплений, нормы заготовительно-складских расходов в строительстве, а также нормы для определения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводных сметных расчетах стоимости строительства утверждаются и вводятся в действие постановлениями Совета Министров СССР, а остальные общесоюзные сметные нормативы - постановлениями Госстроя СССР.
Срок введения в действие сметных нормативов должен быть установлен с таким расчетом, чтобы изданный норматив поступил в книготорговую сеть или заинтересованным организациям не позднее чем за три месяца до срока введения его в действие.
5.3.2. Разработка и ввод в действие сметных нормативов на новые виды работ и конструкций, издание которых связано с развитием научно-технического прогресса в строительстве, осуществляются систематически по планам пересмотра действующих и разработки новых нормативных документов и государственных стандартов по проектированию и строительству (раздел "Разработка сметных нормативов") Госстроя СССР.
Разработка новых и переработка действовавших сметных норм и расценок осуществляются на основе методических указаний, утверждаемых Госстроем СССР.
5.3.3. На конструкции и работы, предусматриваемые в проекте (рабочем проекте), при отсутствии для них нормативов в действующих сборниках сметных норм и расценок, проектная организация, составляющая сметную документацию для стройки, должна разработать соответствующие сметные нормы и единичные расценки, которые утверждаются в составе проекта (рабочего проекта). В случае необходимости повторного применения таких конструкций и работ на других стройках проекты сметных нормативов должны быть представлены на рассмотрение и утверждение в Госстрой СССР.
5.3.4. Министерства, ведомства, организации, учреждения и предприятия могут применять вновь разработанные (пересмотренные) общесоюзные сметные нормативы со дня их утверждения, не ожидая официального срока введения их в действие. В этих целях министерства и ведомства могут указанные документы, до их выпуска массовым тиражом, размножить полностью или частично (выписки отдельных нормативов) без объявленной цены со снятием грифа "Издание официальное".
5.4. Утвержденные сметные нормативы должны регистрироваться в книге, составленной по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 5 СНиП 1.01.02-83.
Сметные нормативы, утвержденные Госстроем СССР, регистрируются в Отделе сметных норм и ценообразования в строительстве.
5.5. При регистрации сметным нормативам присваивается обозначение - шифр.
5.5.1. Полный шифр глав IV части СНиП состоит из букв "СНиП", номера части - "IV", номера главы (одна или две цифры), отделенных друг от друга тире, а две последние цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения данной главы. Например: "СНиП IV-11-84" означает, что это "СНиП, часть IV, глава 11 - "Правила определения сметной стоимости оборудования", утвержденная в 1984 году". Обозначение (шифр) глав IV части СНиП представлено в разделе 4 настоящей главы.
5.5.2. Полный шифр сметных нормативов, входящих в состав IV части СНиП "Сметные нормы и правила", должен состоять из букв "СНиП", номера части - "IV", номера главы (одна или две цифры) и номера документа из приложения к главе (одна или две цифры), отделенных друг от друга тире; две последние цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения сметного норматива. Например: "СНиП IV-6-7-82" означает, что это "СНиП, часть IV, глава 6 - "Правила разработки расценок на монтаж оборудования", приложение - сборники расценок на монтаж оборудования - Сборник 7 "Компрессорные машины, насосы и вентиляторы", утвержденный в 1982 году".
5.5.3. Внутренняя нумерация (шифр) сметных нормативов в каждом из сборников сметных нормативов дается в технических частях к сборникам этих нормативов. Эта нумерация осуществляется таким образом, что после номера сборника (одна или две цифры) через тире, как правило, указан номер расценки из этого сборника (одна-три, иногда четыре цифры). Например: в сборниках единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы расценка из Сборника 2 "Горновскрышные работы" "2-14" означает, что это 14-я по порядку номеров расценка из данного сборника.
5.5.4. В целях единообразия в ссылках на применяемые сметные нормативы в составляемой сметной документации следует пользоваться сокращенными шифрами согласно справочному Приложению 3 .
5.5.5. В шифре ведомственных или республиканских сметных нормативов при их регистрации вместо букв "СНиП" приводятся сокращенное обозначение "ВСН" или "РСН", а также сокращенное название органа, утвердившего сметный норматив. Например: ВСН IV-5-42-85/Минтрансстрой, РСН IV-5-14-86/Госстрой Украинской ССР.
5.5.6. Если сметный норматив утверждается взамен действующего с тем же названием, то сохраняется (как правило) его прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.
5.5.7. После регистрации дело утвержденного сметного норматива со всеми материалами согласно описи по форме, приведенной в обязательном приложении 6 СНиП 1.01.02-83, должно сдаваться на хранение в архив.
5.6. Для обеспечения автоматизированного выпуска сметной документации с помощью электронно-вычислительной техники показатели сметных нормативов кодируются в соответствии с требованиями общесоюзных классификаторов на продукцию, работы и услуги в строительстве, а также согласно указаниям Госстроя СССР.
5.7. Право издания и переиздания сметных нормативов принадлежит утвердившему их органу.
5.7.1. Утвержденные сметные нормативы допускается издавать в виде сборников. При этом следует:
делать общую обложку сборника, а отдельные документы включать в сборник без обложек, заменяя их титульными листами;
помещать на обложке сборника обозначения всех вошедших в него отдельных документов;
помещать в конце сборника его содержание;
проставлять внизу сквозную нумерацию страниц сборника.
5.7.2. При переиздании сметного норматива должны быть учтены все изменения, утвержденные к нему. К обозначению (шифру) переизданного с изменениями документа добавляется звездочка (*). Звездочкой также должны обозначаться измененные пункты в соответствующем сборнике (за исключением случая, связанного с переходом на новые сметные нормы и цены в строительстве и массовым переизданием сметных нормативов).
5.8. Информация об утвержденных (согласованных) Госстроем СССР сметных нормативах и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется Госстроем СССР путем ежегодного опубликования Перечня нормативных документов и государственных стандартов, утвержденных Госстроем СССР, а также министерствами и ведомствами по согласованию с Госстроем СССР, и Сборника изменений и дополнений к строительным нормам и правилам.
5.8.1. Текущая информация о вновь утвержденных Госстроем СССР сметных нормативах и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР путем публикации в журналах "Бюллетень строительной техники", "Экономика строительства" и "Проектирование и инженерные изыскания", а также в "Строительной газете".
5.8.2. Информация об утвержденных республиканских сметных нормативах по строительству и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется в порядке, установленном органами, их утвердившими.
5.8.3. Министерства и ведомства СССР и госстрои союзных республик, а также общественные организации, которым предоставлено право утверждать сметные нормативы по строительству, обязаны ежегодно в январе представлять в Госстрой СССР перечни действующих сметных нормативов, согласованных с Госстроем СССР, и их изменений для включения в Перечень, указанный в настоящем пункте.
5.9. Все изданные министерствами (ведомствами) СССР и госстроями союзных республик сметные нормативы по строительству, утвержденные в установленном порядке, изменения к ним и дополнения к сборникам сметных нормативов, а также рекомендации по сметному делу и ценообразованию в строительстве должны высылаться в Госстрой СССР в четырех экземплярах не позднее чем в шестимесячный срок после издания.
6. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
6.1. Организации - разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) сметных нормативов и органы, утвердившие их, должны систематически проверять действующие нормативы для определения их научно-технического уровня и подготавливать предложения по их обновлению.
6.2. Обновление действующих сметных нормативов осуществляется путем пересмотра нормативов в целом или внесения отдельных изменений (например: применения к ним коэффициентов) в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке. Как правило, это делается путем разработки изменений сметных нормативов или дополнений к сборникам сметных нормативов, утверждение которых осуществляется в порядке, установленном для утверждения новых сметных нормативов. При этом необходимость рассылки проекта изменений сметных нормативов или дополнений к сборникам сметных нормативов на отзыв устанавливается органом, утверждающим их.
Изложение и оформление изменений к сборникам сметных нормативов производится в порядке, указанном в обязательном приложении 2 СНиП 1.01.03-83* "Система нормативных документов в строительстве. Правила изложения и оформления нормативных документов".
Дополнения к сборникам сметных нормативов оформляются таким же образом, как и сами сборники.
6.3. Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений или дополнений к сборникам сметных нормативов могут быть результаты законченных научно-исследовательских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за применением и соблюдением требований сметных нормативов.
6.4. Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер.
Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: "Выпуск (далее проставляется порядковый номер)".
Регистрация и нумерация изменений сметных нормативов и дополнений к сборникам сметных нормативов осуществляются в том же порядке, что и при первоначальном утверждении.
6.5. Утвержденные изменения к сметным нормативам или дополнения к сборникам сметных нормативов регистрируются в книге, составленной по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 5 СНиП 1.01.02-83.
Дело изменения сметного норматива или дополнения к сборникам сметных нормативов согласно описи документов (см. обязательнее приложение 6 СНиП 1.01.02-83) должно сдаваться на хранение в архив.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ
И ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
7.1. Ведущие организации, разработавшие сметные нормативы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, а также органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за:
соответствие требований сметных нормативов новейшим достижениям науки, техники, передового производственного опыта, а также условиям эксплуатации построенного объекта;
отражение в сметных нормативах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
правильность исходных данных, положенных в основу разрабатываемых сметных нормативов, и их техническую и экономическую обоснованность;
соответствие сметных нормативов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик;
соответствие сметных нормативов положениям настоящей главы СНиП, правильность текстового и цифрового материала, а также действующей терминологии;
своевременное представление обоснованных предложений о внесении изменений в сметные нормативы или о необходимости разработки дополнений к действующим сборникам сметных нормативов;
представление проектов сметных нормативов на утверждение в установленные планом сроки.
В случае несоблюдения указанных требований проекты сметных нормативов возвращаются на доработку.
7.2. Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица несут ответственность за несоблюдение требований сметных нормативов, в том числе за неправильное применение этих нормативов в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
8. КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
8.1. Постоянный контроль за правильным применением сметных нормативов должны обеспечивать организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование и строительство, органы экспертизы и учреждения Стройбанка СССР и Госбанка СССР.
8.2. Выборочный контроль за правильным применением сметных нормативов осуществляет Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом, а также планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик.
8.3. Госстрой СССР проводит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций, госстрои союзных республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.
8.4. Результаты проверки правильности применения сметных нормативов оформляются актом.
Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации, для принятия мер.
Приложение 1
Справочное
СИСТЕМА СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
┌────────────────────────────────────────┐
│ Часть IV СНиП "Сметные нормы и правила"│
│ (в составе 16 основополагающих глав) │
└────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ Элементные сметные нормативы │ │ Укрупненные сметные нормативы │
└───────┬─────────────────┬─────┘ └────────┬────────────────┬──────┘
┌────────┴──────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌─────┴────────────┐ ┌─────────────┐
│ Элементные │ │ Элементные │ │Сметные нормы,│ │ Укрупненные │ │Нормативы │
│ сметные нормы │ │ сметные │ │ выраженные │ │ сметные нормы │ │ смежных │
│ и цены │ │ расценки │ │ в процентах │ │ и расценки │ │ систем │
└────────┬──────┘ └───────┬───────┘ └──────┬───────┘ └─────┬────────────┘ └─────────────┘
V V V V
┌────────────┐--┌───────────────┐--┌───────────────┐--┌──────────────┐--┌──────────────────┐--┌─────────────┐
│Общесоюзные │ │Элементные │ │Единые │ │Нормы │ │ Укрупненные │ │Оптовые цены │
│сметные │ │сметные нормы │ │районные │ │накладных │ │ сметные нормы │ │на продукцию │
│нормативы, │ │на строительные│ │единичные │ │расходов │ ├────────┬─────────┤ │машино- │
│утверждаемые│ │конструкции │ │расценки на │ │на различные │ │на │на │ │строения │
│Советом │ │и работы │ │строительные │ │виды работ │ │здания │конструк-│ │(утверждаются│
│Министров │ └───────────────┘ │конструкции │ └──────────────┘ │и соору-│ции │ │Госкомцен │
│СССР │ ┌───────────────┐ │и работы <*> │ ┌──────────────┐ │жения │и виды │ │СССР) │
│и Госстроем │ │Нормы для │ └───────────────┘ │Норма плановых│ │ │работ │ └─────────────┘
│СССР │ │определения │ ┌───────────────┐ │накоплений │ └────────┴─────────┘ ┌─────────────┐
│ │ │сметной │ │Указания │ └──────────────┘ ┌──────────────────┐ │Групповые │
│ │ │стоимости │ │по применению │ ┌──────────────┐ │Прейскуранты на │ │лимитные цены│
│ │ │эксплуатации │ │единых районных│ │Нормы │ │строительство │ │на вновь │
│ │ │строительных │ │единичных │ │заготовитель- │ │зданий │ │осваиваемое │
│ │ │машин │ │расценок на │ │но-складских │ │и сооружений │ │оборудование │
│ │ └───────────────┘ │строительные │ │расходов │ └──────────────────┘ │(утверждаются│
│ │ ┌───────────────┐ │конструкции │ └──────────────┘ ┌──────────────────┐ │Госкомцен │
│ │ │Сметные цены │ │и работы <*> │ ┌──────────────┐ │Укрупненные │ │СССР) │
│ │ │эксплуатации │ └───────────────┘ │Сметные нормы │ │расценки │ └─────────────┘
│ │ │строительных │ ┌───────────────┐ │дополнительных│ └──────────────────┘ ┌─────────────┐
│ │ │машин <*> │ │Расценки │ │затрат при │ ┌──────────────────┐ │Тарифы на │
│ │ └───────────────┘ │на монтаж │ │производстве │ │Сметные нормы │ │перевозки │
│ │ ┌───────────────┐ │оборудования │ │строительно- │ │затрат на │ │грузов для │
│ │ │Средние │ └───────────────┘ │монтажных │ │оборудование │ │строительства│
│ │ │районные │ ┌───────────────┐ │работ в зимнее│ │и инвентарь │ │(железно- │
│ ├─>│сметные цены │ │Указания │ │время │ │общественных и │ │дорожные, │
│ │ │на материалы, │ │по применению │ └──────────────┘ │административных │ │речные, │
│ │ │изделия и │ │расценок │ ┌──────────────┐ │зданий │ │морские) │
│ │ │конструкции <*> │ │на монтаж │ │Сметные нормы │ └──────────────────┘ └─────────────┘
│ │ └───────────────┘ │оборудования │ │затрат на │ ┌──────────────────┐
│ │ ┌───────────────┐ └───────────────┘ │строительство │ │Укрупненные │
│ │ │Сметные цены │ │временных │ │показатели │
│ │ │на перевозки │ │зданий │ │стоимости │
│ │ │грузов для │ │и сооружений │ │строительства │
│ │ │строительства │ └──────────────┘ └──────────────────┘
│ │ └───────────────┘ ┌──────────────┐
│ │ │Нормы резерва │
│ │ │средств на │
│ │ │непредвиденные│
│ │ │работы │ ┌─ - - - - - - -
│ │ │и затраты │ |┌─────────────┐
│ │ └──────────────┘ |│Лимитные цены│
│ │ ┌──────────────┐ |│на конкретные│
│ │ │Другие │ |│виды оборудо-│
│ │ │нормативы │ |│вания │
└────────────┘- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - └──────────────┘ - - - - - - - - - - - ┘└─────────────┘
┌────────────┐--┌───────────────┐--┌───────────────┐--┌──────────────┐--┌──────────────────┐--┌─────────────┐
│Ведомствен- │ │Элементные │ │Районные (по │ │Предельные │ │Прейскуранты │ │Групповые │
│ные сметные │ │сметные нормы │ │бассейнам, │ │нормы │ │на строительство │ │лимитные цены│
│нормативы, │ │на специальные │ │объединениям, │ │накладных │ │зданий │ │на │
│утверждаемые│ │работы │ │отдельным │ │расходов на │ │и сооружений, │ │нестандарти- │
│министерст- │ └───────────────┘ │стройкам и │ │строительные │ │укрупненные │ │зированное │
│вами и │ ┌───────────────┐ │т.п.) единичные│ │работы │ │показатели │ │оборудование │
│ведомствами │ │Районные │ │расценки │ └──────────────┘ │стоимости │ └─────────────┘
│СССР по │ │(по бассейнам, │ │на специальные │ │строительства, │ ┌─────────────┐
│согласованию│ │объединениям, │ │работы │ │укрупненные │ │Цены │
│с Госстроем ├─>│отдельным │ └───────────────┘ │сметные нормы │ │единичного │
│СССР │ │стройкам │ │и укрупненные │ │заказа на │
│ │ │и т.п.) │ │расценки │ │оборудование │
│ │ │сметные цены │ │на строительство │ └─────────────┘
│ │ │на материалы, │ │объектов │ ┌─────────────┐
│ │ │изделия │ │производственного │ │Временные │
│ │ │и конструкции │ │назначения │ │оптовые цены │
│ │ └───────────────┘ └──────────────────┘ │на вновь │
│ │ ┌──────────────────┐ │осваиваемое │
│ │ │Сметные нормы │ │стандарти- │
│ │ │затрат на │ │зированное │
│ │ │инструмент │ │оборудование │
│ │ │и инвентарь │ └─────────────┘
│ │ │производственных │
│ │ │зданий │
└────────────┘- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - └──────────────────┘- - - - - - - - -
┌────────────┐--┌───────────────┐--┌───────────────┐--┌──────────────┐--┌──────────────────┐-- - - - - - - -
│Республи- │ │Элементные │ │Единичные │ │Предельные │ │Прейскуранты │ ┌─────────────┐
│канские │ │сметные нормы │ │расценки на │ │нормы │ │на строительство │ │Тарифы на │
│сметные │ │на специальные │ │специальные │ │накладных │ │зданий │ │перевозки │
│нормативы, │ │работы │ │работы │ │расходов на │ │и сооружений │ │грузов для │
│утверждаемые│ │(реставра- │ └───────────────┘ │строительные │ │жилищно- │ │строительства│
│Советами │ │ционные с │ ┌───────────────┐ │работы │ │гражданского │ │(автомобиль- │
│Министров и │ │применением │ │Зональные │ └──────────────┘ │назначения │ │ные) │
│госстроями ├─>│местных │ │единичные │ └──────────────────┘ └─────────────┘
│союзных │ │материалов │ │расценки │
│республик │ │и т.п.) │ │на работы │
│ │ └───────────────┘ │с применением │
│ │ ┌───────────────┐ │местных │
│ │ │Сметные цены │ │строительных │
│ │ │на местные │ │материалов │
│ │ │строительные │ └───────────────┘
│ │ │материалы, │
│ │ │изделия │
│ │ │и конструкции │
└────────────┘--└───────────────┘- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
--------------------------------
<*> Нормативы имеют отдельные сборники, предназначенные для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним.
Приложение 2
Справочное
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗДАНИЙ
1. Строительный объем наземной части здания с чердачным перекрытием следует определять умножением площади горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне первого этажа выше цоколя на полную высоту здания, измеренную от уровня чистого пола первого этажа до верха утеплителя чердачного перекрытия.
Строительный объем наземной части здания без чердачного перекрытия следует определять умножением площади вертикального поперечного сечения на длину здания, измеренную между наружными поверхностями торцовых стен в направлении, перпендикулярном площади сечения на уровне первого этажа выше цоколя.
Площадь вертикального поперечного сечения следует определять по обводу наружной поверхности стен, по верхнему очертанию кровли и по уровню чистого пола этажа. При измерении площади поперечного сечения выступающие на поверхности стен архитектурные детали, а также ниши учитывать не следует.
При наличии разных по площади этажей объем здания следует исчислять как сумму объемов его частей. Также отдельно по частям следует исчислять объем здания, если эти части существенно различаются по очертанию или конструкции. При раздельном исчислении объема здания по частям разграничивающая стена относится к части здания, которой она соответствует по высоте или конструкции.
2. Строительный объем световых фонарей, выступающих за наружное очертание крыш, включается в строительный объем здания.
3. Объем эркеров, веранд, тамбуров и других частей здания, увеличивающих его полезный объем, следует подсчитывать особо и включать в общий объем здания. Объем лоджий из объема здания не вычитается. Не включается в объем здания объем проездов, портиков, а также крытых и открытых балконов.
4. Технические этажи жилых и общественных зданий следует включать в объем зданий. Не включаются в объем зданий чердаки, используемые для технических целей.
5. Объем мансардного этажа следует определять умножением площади горизонтального сечения мансарды по внешнему обводу стен в уровне пола на высоту от пола мансарды до верха чердачного перекрытия.
При криволинейном очертании перекрытия мансарды следует принимать ее среднюю высоту.
6. Объем подвала или полуподвала следует определять умножением площади горизонтального сечения подвала в уровне первого этажа выше цоколя на высоту, измеренную от уровня чистого пола до уровня чистого пола первого этажа. При устройстве внутри здания подвала без возведения стен над ним площадь следует определять по внешнему обводу стен подвала на уровне перекрытия над ним.
7. Общий строительный объем зданий с подвалами или полуподвалами следует определять как сумму объема надземной части здания, исчисленную согласно пп. 1 - 5 , и объема подвала (полуподвала), исчисленного согласно п. 6 настоящего приложения.
8. Измерение стен по внешнему обводу следует производить с учетом толщины слоя штукатурки или облицовки.
Приложение 3
Справочное
СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (ШИФР)
СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СБОРНИКОВ
В СОСТАВЕ IV ЧАСТИ СНиП
ЭСН - элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы;
НЭМ - нормы для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин;
ЦЭМ - сметные цены на эксплуатацию строительных машин;
СЦМ - средние районные сметные цены на материалы, изделия и конструкции;
СЦПГ - сметные цены на перевозки грузов для строительства;
ЕРЕР - единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы;
УЕРЕР - указания по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы;
ЕРКС - единичные расценки на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним;
УЕРКС - указания по применению единичных расценок на строительные конструкции и работы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним;
РМО - расценки на монтаж оборудования;
УРМО - указания по применению расценок на монтаж оборудования;
НДЗ - сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
НВЗ - сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
НР - накладные расходы;
ПН - плановые накопления;
НИПЗ - сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий;
НИАЗ - сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий;
УСН - укрупненные сметные нормы;
УР - укрупненные расценки;
УПСС - укрупненные показатели стоимости строительства межотраслевого назначения;
ПРЗС - прейскуранты на строительство зданий и сооружений межотраслевого назначения.
Примечание. В соответствии с указанными сокращенными обозначениями ссылки на сметный норматив в сметных документах должны производиться в следующем виде:
ЕРЕР 6-2 - это означает, что принята единичная расценка из сборника ЕРЕР 6 под номером "2": на устройство бетонных фундаментов под колонны объемом до 6 м3;
РМО 6-1-2 - это означает, что принята расценка на монтаж каркасных конструкций парового котла производительностью до 75 т/ч с перемещением на расстояние до 300 м сверх учтенного.
При использовании ЭВМ для сокращенного обозначения принятого сборника сметных нормативов допускается применение других символов, но с обязательной их расшифровкой в начале документа.