СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
М.: Стройиздат, 1986
Примечание к документу
Утратил силу в связи с введением в действие с 1 апреля 1995 года СП 81-01-94 ( Письмо Минстроя РФ от 29.12.1994 N ВБ-12-276).

Введен в действие с 1 октября 1984 года.

Взамен СНиП IV-5, издание 1968 года.
Название документа
"СНиП IV-3-84. Часть IV. Сметные нормы и правила. Глава 3. Правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 12.09.1984 N 162)


"СНиП IV-3-84. Часть IV. Сметные нормы и правила. Глава 3. Правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 12.09.1984 N 162)

Оглавление
порядок определения единовременных затрат на эксплуатацию строительных машин;
порядок определения годовых затрат на эксплуатацию строительных машин;
порядок определения эксплуатационных затрат по строительным машинам;
порядок компоновки сметных норм и цен эксплуатации строительных машин;
порядок разработки сметных цен на эксплуатацию строительных машин в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним.
Сборник норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин <*> и дополнения к Сборнику;
Порядок разработки сметных цен на эксплуатацию строительных машин для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, приведен в разд. 6 настоящей главы СНиП.

Утверждены
Постановлением Госстроя СССР
от 12 сентября 1984 г. N 162
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СНиП IV-3-84
ЧАСТЬ IV. СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ГЛАВА 3. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Срок введения в действие
1 октября 1984 года
Разработаны НИИЭС Госстроя СССР, внесены и подготовлены к утверждению Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Исполнители - инженеры Ю.И. Малиманов (руководитель), Г.В. Буданов, А.А. Жук, Л.Н. Крылов, В.А. Лукичев (Госстрой СССР), И.И. Григоров, А.Х. Киль, А.А. Курносенко (НИИЭС Госстроя СССР).
Утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. N 162.
Внесены Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
Взамен СНиП IV-5, изд. 1968 г.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают основные правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин и разработки норм для этих целей. В главе приводятся:
Обязательными отдельными приложениями к настоящей главе СНиП являются:
Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин <*> и дополнения к Сборнику;
Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним <*>, и дополнения к Сборнику.
--------------------------------
<*> Издаются отдельными сборниками.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сметная стоимость эксплуатации машин, занятых в строительном производстве <**>, определяется исходя из времени работы машин, необходимого по нормам для выполнения установленного объема строительно-монтажных работ, и сметных цен эксплуатации строительных машин на единицу времени их применения.
--------------------------------
<**> В дальнейшем именуются "строительные машины".
1.2. Сметные цены эксплуатации строительных машин предназначаются для применения при разработке единичных расценок на строительные конструкции и работы, а также при определении сметной стоимости обслуживающих процессов (искусственное водопонижение, водоотлив и др.), для которых единичные расценки не составляются.
1.3. Сметные цены эксплуатации строительных машин разрабатываются по всей номенклатуре машин, применение которых предусматривается в составе элементных сметных норм на строительные конструкции и работы.
1.4. Сметные цены эксплуатации строительных машин разрабатываются в уровне норм и цен, установленном на определенный период для составления сметной документации на капитальное строительство.
1.5. Сметные цены эксплуатации строительных машин (за исключением районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним) разрабатываются по всем элементам затрат для базисного района с тем, чтобы в необходимых случаях поправки, вызываемые территориальными особенностями отдельных районов страны, по заработной плате рабочих, по ценам на энергетические ресурсы и по размерам других элементов затрат учитывались в сметах особо, в порядке, устанавливаемом в Указаниях по применению единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы.
1.6. Сметные цены эксплуатации строительных машин должны быть определены на один машино-час (маш.-ч) работы с выделением (в том числе) заработной платы рабочих, занятых на работах по доставке, монтажу, управлению, обслуживанию и текущему ремонту машин.
1.7. Сметные цены эксплуатации строительных машин разрабатываются в два этапа:
на первом - устанавливаются нормы, предназначаемые для определения сметной стоимости (сметных цен) по элементам и группам затрат;
на втором - на основе указанных норм по элементам и группам затрат определяются сметные цены эксплуатации строительных машин.
1.8. В нормах должны быть выделены следующие затраты:
единовременные - в состав которых входят расходы по доставке машин на строительную площадку (с базы механизации или с одного объекта на другой), а также на монтаж и демонтаж машин;
годовые - в состав которых входят расходы по амортизации машин;
эксплуатационные - в состав которых входят расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт машин, заработная плата рабочих, занятых управлением и уходом за машинами, а также расходы на энергетические ресурсы.
Размеры единовременных, годовых и эксплуатационных затрат на эксплуатацию строительных машин следует определять с учетом установленных по видам строительства режимов и условий работы машин.
1.9. В основу разработки сметных норм и цен эксплуатации строительных машин должны быть положены согласованные с Госстроем СССР исходные условия, содержащие в своем составе:
устанавливаемые по видам строительства (промышленного, гидротехнического и др.) оптимальные нормативы годового режима работы машин и усредненные нормативы режима работы (количество часов применения) машин на строительных площадках и объектах;
устанавливаемые по видам строительства (на основе соответствующих расчетов и анализа отчетных данных) усредненные расстояния и рациональные способы доставки строительных машин от баз механизации до строительных площадок;
укрупненные нормативы для определения затрат на транспорт строительных машин от поставщиков (пунктов, для которых установлены оптовые цены) до баз механизации, на доставку машин от баз механизации до строительных площадок, а также затрат на монтаж, демонтаж и перестановку машин. Эти нормативы должны быть установлены по группам машин и выражены в измерителях, позволяющих несложно и достоверно определять соответствующие затраты (например: в процентах от оптовых цен машин, в рублях на единицу массы машин);
указания о порядке определения затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт машин, в которых по отдельным группам машин должны быть приведены следующие нормы и указания:
затрат труда и заработной платы рабочих на обслуживание и текущий ремонт;
затрат на материалы, необходимые для ремонта;
накладных расходов служб, осуществляющих техническое обслуживание и текущий ремонт, учитывающие расходы на содержание административно-технического персонала ремонтных служб, на амортизацию, содержание и эксплуатацию стационарного и передвижного оборудования ремонтных мастерских и другие косвенные расходы;
указания о порядке определения затрат на износ и ремонт сменной оснастки машин, в которых должны быть приведены нормативы сроков службы оснастки;
указания о порядке определения норм расхода энергетических ресурсов на эксплуатацию строительных машин, в которых по отдельным группам машин должны быть приведены нормативные коэффициенты полезного действия двигателей и использования их мощностей (по времени, по мощности);
указания о порядке определения затрат на смазочные и обтирочные материалы, установленные в зависимости от расхода энергетических ресурсов.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ
НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
2.1. В составе единовременных затрат на эксплуатацию строительных машин следует учитывать расходы на:
доставку машин от баз механизации до строительных площадок или с одного объекта строительства на другой объект (другую строительную площадку);
монтаж и демонтаж машин, а также затраты на вспомогательные устройства (деревянные рамы, якоря и т.п.), связанные с монтажом.
2.2. Расстояния и способы перемещения строительных машин при определении расходов на их доставку на строительную площадку следует принимать в соответствии с положениями, устанавливаемыми в исходных условиях по разработке норм.
2.3. В составе расходов на доставку строительных машин должна учитываться стоимость:
погрузочно-разгрузочных работ;
перевозки машин, исчисленная по соответствующим тарифам (или нормам).
При определении расходов на доставку машин следует для отдельных видов машин и видов строительства учитывать особенности осуществления погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. (Например: для крупногабаритных и тяжеловесных машин - применение соответствующих транспортных средств, трейлеров и оборудования для механизации работ по погрузке и выгрузке; для укрупненных узлов машин, перевозимых с применением прицепов, - крепление, затраты на реквизит).
2.4. В составе расходов на монтаж и демонтаж строительных машин должны учитываться:
затраты труда и, соответственно, заработная плата рабочих, занятых монтажом и демонтажом машин, наращиванием дополнительных секций, (например - башенного крана) и т.п.;
стоимость материалов, необходимых для монтажа машин;
стоимость эксплуатации средств механизации, применяемых при монтаже и демонтаже машин, исчисленная применительно к действующим ценам на их эксплуатацию.
2.5. Затраты труда рабочих, занятых на монтаже и демонтаже строительных машин, и их заработная плата должны определяться по единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) или при их отсутствии - по соответственно утвержденным ведомственным или местным производственным нормам.
2.6. Расходы на доставку строительных машин от баз механизации на строительные площадки, а также на монтаж и демонтаж этих машин допускается определять по укрупненным нормативам, установленным в исходных условиях для разработки норм.
2.7. Расходы на устройство временных путей под башенные краны, фундаментов под опоры мачтовых кранов и тому подобные работы, выполняемые для конкретных объектов по соответственно разработанной проектной документации, не предусматриваются.
2.8. Размер единовременных затрат, относящихся на 1 маш.-ч, определяется делением суммы этих затрат на число часов использования машин на строительной площадке, установленное в исходных условиях для разработки норм.
3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОДОВЫХ ЗАТРАТ
НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
3.1. Годовые затраты на эксплуатацию строительных машин определяются по действующим, утвержденным в установленном порядке, нормам амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства СССР, выраженным в процентах от расчетной стоимости машин франко-база механизации.
3.2. Расчетная стоимость строительных машин для исчисления годовых затрат на их эксплуатацию определяется в порядке, аналогичном установленному в главе СНиП IV-11-84 "Правила определения сметной стоимости оборудования", и должна включать в себя следующие виды затрат:
оптовую цену строительной машины, установленную согласно действующим прейскурантам оптовых цен франко-пункт (станция, пристань, порт) отправления;
стоимость перевозки строительной машины от пункта отправления до пункта (станции, пристани, порта) назначения с учетом расходов на погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, тару, реквизит и наценок снабженческо-сбытовых организаций;
стоимость перевозки строительной машины от пункта назначения до базы механизации с учетом расходов на погрузочно-разгрузочные работы, реквизит и заготовительно-складских расходов.
При определении расчетной стоимости строительной машины одной типоразмерной группы, но разных марок, следует, как правило, исходить из усредненной оптовой цены на эти машины.
Расчетную стоимость универсальных строительных машин, комплектуемых сменным оборудованием, не учтенным в составе оптовых цен на машины, следует определять с включением стоимости сменного оборудования, состав которого по видам строительства устанавливается в исходных условиях для разработки норм.
3.3. Стоимость перевозки строительных машин от пунктов отправления до баз механизации следует, как правило, определять по укрупненным нормативам, установленным в исходных условиях для разработки норм.
3.4. Размер годовых затрат на эксплуатацию строительных машин, относящихся на 1 маш.-ч, определяется делением суммы этих затрат на число использования машины в году (годовой режим работы), установленное в исходных условиях для разработки норм.
4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ
ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ
4.1. В составе эксплуатационных затрат по строительным машинам учитываются расходы на:
содержание персонала, занятого управлением и уходом за машиной в течение смены;
техническое обслуживание и текущий ремонт машины;
износ и ремонт сменной оснастки;
энергетические ресурсы и смазочные материалы.
4.2. В расходах на содержание персонала, занятого управлением и уходом за машиной, следует учитывать заработную плату машинистов и их помощников и других рабочих, занятых непосредственно обслуживанием машин.
Примечание. Заработная плата рабочих, участвующих в механизированном строительном процессе, но не занятых непосредственно управлением машиной (такелажники, монтажники, сварщики, рабочие, работающие механизированным инструментом, с помощью механизмов, приводимых в движение вручную, и др.) в расходы на эксплуатацию машин не включается.
4.3. Заработную плату персонала, занятого управлением и уходом за машинами, следует определять по установленным тарифным ставкам для рабочих, занятых в строительстве, а для некоторых категорий рабочих (водители автомашин, команды морских и речных транспортных средств и др.) - по специально установленным ставкам.
Ставки заработной платы следует принимать без учета районных коэффициентов, а также коэффициентов, установленных для отдельных строек и строительных организаций.
4.4. Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт машин, а также на износ и ремонт сменной оснастки следует определять по нормативам и положениям, установленным в исходных условиях.
Заработную плату рабочих, занятых на указанных работах, следует определять в порядке, аналогичном приведенному в п. 4.3 настоящей главы СНиП.
4.5. Нормы расхода энергетических ресурсов, смазочных и обтирочных материалов, необходимых для эксплуатации строительных машин, следует определять в соответствии с указаниями, принятыми в исходных условиях.
4.6. Расчет эксплуатационных затрат следует производить на 1 маш.-ч применения машин.
5. ПОРЯДОК КОМПОНОВКИ СМЕТНЫХ НОРМ
И ЦЕН ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
5.1. Сметные нормы и цены эксплуатации строительных машин компонуются в трех сборниках:
в первый включаются нормы для определения сметной стоимости (сметных цен) эксплуатации строительных машин по элементам и группам затрат;
во второй - сметные цены эксплуатации строительных машин;
в третий - сметные цены эксплуатации строительных машин для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним.
5.2. Каждый сборник содержит техническую часть, регламентирующую порядок и условия применения нормативов и цен, приводимых в таблицах сборника.
5.3. В таблицах Сборника норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин приводятся следующие показатели на 1 маш.-ч:
а) единовременные затраты, руб., в том числе заработная плата рабочих, занятых на доставке, монтаже и демонтаже машин;
б) годовые затраты, руб.;
в) эксплуатационные затраты, включающие:
заработную плату персонала, занятого управлением машинами, руб., с указанием количества персонала, чел.;
техническое обслуживание и текущий ремонт машин, в том числе заработную плату рабочих, руб.;
износ и ремонт сменной оснастки, руб.;
энергетические ресурсы, в натуральных измерителях и руб.;
смазочные и обтирочные материалы, руб.
5.4. В сметных ценах эксплуатации строительных машин должны быть приведены суммарные показатели затрат в рублях на 1 маш.-ч эксплуатации машин и, в том числе, затрат на заработную плату рабочих.
5.5. Номенклатура строительных машин в сборниках должна быть приведена в одинаковой последовательности с разделением по группам и, при необходимости, по видам строительства.
6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СМЕТНЫХ ЦЕН НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ
6.1. Сметные цены эксплуатации строительных машин для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, следует разрабатывать на основе Сборника норм для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин, где нормы установлены по элементам и группам затрат (см. п. 5.1 настоящей главы СНиП, с применением коэффициентов, которыми должно учитываться увеличение расходов на эксплуатацию строительных машин в этих районах и местностях).
6.2. Коэффициенты к единовременным, годовым и эксплуатационным затратам и нормам расхода энергоресурсов должны быть установлены по группам машин и по отдельным зонам.
6.3. Сметные цены эксплуатации строительных машин для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, помещаются в отдельном Сборнике <*>. В нем должны содержаться:
техническая часть, регламентирующая порядок и условия применения нормативов, помещенных в Сборнике;
нормативы, служащие для определения сметных цен эксплуатации строительных машин по зонам.
--------------------------------
<*> Именуется Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним.
В нормативах должны быть приведены показатели на 1 маш.-ч:
единовременных, годовых и эксплуатационных затрат в сумме, исчисленной без учета заработной платы рабочих и без стоимости энергетических ресурсов;
заработная плата рабочих, исчисленная по ставкам для района, принятого в качестве базисного (см. п. 4.3 настоящей главы СНиП);
норм расхода энергетических ресурсов.
На основе перечисленных показателей разрабатываются зональные каталоги сметных цен эксплуатации строительных машин в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним.