СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стройиздат, 1975.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с введением в действие с 1 июля 1983 года
СНиП 1.01.02-83
, утв. Постановлением Госстроя СССР от 11.02.1983 N 24.
Документ
введен
в действие с 1 апреля 1975 года.
Взамен
СНиП I-А.1-62
,
СНиП II-А.1-62
,
СНиП III-А.1-62
и
СН 395-69
.
Название документа
"СНиП I-1-74. Строительные нормы и правила. Часть I. Общие положения. Глава I. Система нормативных документов"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.07.1974 N 158)
(ред. от 11.06.1979)
"СНиП I-1-74. Строительные нормы и правила. Часть I. Общие положения. Глава I. Система нормативных документов"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.07.1974 N 158)
(ред. от 11.06.1979)
Постановлением Государственного
комитета Совета Министров СССР
по делам строительства
от 29 июля 1974 г. N 158
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
СНиП I-1-74
|
|
Список изменяющих документов
(в ред.
Постановления
Госстроя СССР от 11.06.1979 N 86)
|
|
Взамен
СНиП I-А.1-62
,
СНиП II-А.1-62
,
СНиП III-А.1-62
и
СН 395-69
Срок введения в действие
1 апреля 1975 года
Внесены Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.
Утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 июля 1974 г. N 158.
Глава СНиП I-1-74 "Система нормативных документов" разработана Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.
С введением в действие этой главы утрачивают силу глава
СНиП I-А.1-62
"Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование. Общая часть", глава
СНиП II-А.1-62
"Нормы строительного проектирования. Общая часть", глава
СНиП III-А.1-62
"Организация и технология строительного производства. Общая часть" и "Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативных документов по строительству"
(СН 395-69)
.
Редакторы - инженеры В.Н. Смирнов и А.Н. Шкинев (Госстрой СССР).
1.1. В настоящей главе Строительных норм и правил (СНиП) устанавливается порядок разработки новых, пересмотра действующих нормативных документов, представления этих документов на утверждение, введения в действие и издания, а также порядок их регистрации, хранения и информации о них.
Примечание. Правила настоящей главы не распространяются на стандарты в строительстве, порядок разработки, рассмотрения и издания которых установлен в ГОСТ 1.0-68 - ГОСТ 1.5-68 "Государственная система стандартизации".
1.2. Основными задачами строительных норм и правил является установление на основе достижений науки и техники единых требований к проектированию и строительству, предусматривающих снижение сметной стоимости, повышение качества и сокращение сроков строительства, применение наиболее рациональных решений при застройке городов, населенных пунктов, строительстве предприятий, зданий и сооружений, экономное использование материальных ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
1.3. Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают основные требования по вопросам проектирования и строительства городов и населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, конструкций и инженерного оборудования и определения их сметной стоимости.
Кроме СНиП, по отдельным вопросам проектирования и строительства выпускаются:
нормы отвода земель, нормы продолжительности проектирования и строительства объектов, нормы задела в строительстве, нормы расхода строительных материалов, конструкций и изделий на капитальное строительство, нормы технологического проектирования, нормы выработки и расценки на строительные и ремонтно-строительные работы, санитарные нормы проектирования промышленных предприятий и др.;
правила устройства электроустановок, правила о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ для капитального строительства и др.;
инструкции, устанавливающие технические требования к проектированию конкретных видов предприятий, зданий, сооружений, конструкций и инженерного оборудования, к производству отдельных видов строительно-монтажных работ, применению материалов, конструкций и изделий; к организации и методологии проектно-изыскательских работ, нормированию труда, разработке проектно-сметной документации в строительстве и др.
1.4. Ведомственные и республиканские нормативные документы не должны содержать требований, регламентируемых общесоюзными нормативными документами.
1.5. Нормы и правила, связанные со строительным проектированием и строительством предприятий, зданий и сооружений, утверждаемые в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами СССР и органами государственного надзора, подлежат согласованию с Госстроем СССР.
1.6. Научно-исследовательские и проектные организации, являющиеся ведущими исполнителями-разработчиками проектов нормативных документов по проектированию и строительству, при необходимости разрабатывают и издают руководства к этим нормативным документам.
Руководства носят рекомендательный характер и должны содержать вспомогательный материал, необходимый для проектирования и строительства. Организации, разрабатывающие и издающие руководства, несут ответственность за правильность включенных в них рекомендаций, их техническую и экономическую обоснованность.
1.7. Требования к проектированию и строительству предприятий, зданий и сооружений и их оборудованию, строительным конструкциям, деталям и изделиям, устанавливаемые в нормативных документах по строительству и стандартах, должны быть взаимно увязаны.
Нормы технологического проектирования должны быть увязаны со строительными нормами и правилами и инструкциями по проектированию предприятий, зданий и сооружений, санитарными нормами и другими нормативными документами по строительству.
1.8. Организации, разработавшие проекты нормативных документов, несут ответственность:
за соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки и техники;
за отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, на внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
за правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность;
за соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам и их взаимную увязку, за правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии.
В случаях, когда при введении в действие нормативного документа необходимо изменить, дополнить или признать утратившими силу требования, установленные действующими законодательными актами, государственными стандартами или другими нормативными документами, должны быть представлены соответствующие обоснованные предложения;
за разработку нормативных документов в сроки, установленные планами;
за своевременное представление, в необходимых случаях, предложений о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные документы.
1.9. Нормативные документы по строительству должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по строительству по мере утверждения новых, пересмотра действующих и внесения в них изменений и дополнений.
2. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА (СНиП)
2.1. Строительные нормы и правила (СНиП) состоят из четырех частей
(Приложение 1)
:
I - Общие положения;
II - Нормы проектирования;
III - Правила производства и приемки работ;
IV - Сметные нормы и правила (с приложением сборников сметных норм).
Каждая часть подразделяется на отдельные главы, которые издаются самостоятельно.
2.2. Часть I СНиП "Общие положения" устанавливает систему нормативных документов, строительную терминологию, классификацию зданий и сооружений, правила назначения модульных размеров и допусков в строительстве.
2.3. Часть II СНиП "Нормы проектирования" содержит требования:
по общим вопросам проектирования (строительная климатология и геофизика, противопожарные нормы, строительная теплотехника, нагрузки и воздействия, строительство в сейсмических районах и др.); по основаниям и фундаментам, строительным конструкциям, инженерному оборудованию и внешним сетям; сооружениям транспорта; зданиям и сооружениям связи, радиовещания и телевидения; гидротехническим и энергетическим сооружениям; планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов, жилых и общественных зданий и сооружений; производственным и вспомогательным зданиям, а также сооружениям промышленных предприятий; сельскохозяйственным зданиям и сооружениям; складским зданиям и сооружениям.
2.4. Часть III СНиП "Правила производства и приемки работ" содержит требования:
по общим вопросам организации строительства, приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений; геодезическим работам; технике безопасности; по производству и приемке работ при возведении земляных сооружений, оснований и фундаментов, строительных конструкций, транспортных, энергетических и гидротехнических сооружений, зданий и сооружений связи, радиовещания и телевидения; по монтажу инженерного и технологического оборудования зданий и сооружений и внешних сетей.
2.5. Часть IV СНиП "Сметные нормы и правила" содержит указания по:
разработке элементных и укрупненных сметных норм на строительные работы; составлению сметных норм на монтаж оборудования; определению сметной стоимости оборудования; определению сметной стоимости материалов, конструкций и эксплуатации строительных машин; определению норм лимитированных и прочих затрат; определению сметной стоимости строительства.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
НА УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
3.1. Разработка новых и пересмотр действующих общесоюзных, ведомственных и республиканских нормативных документов по строительству производится по планам, утвержденным в установленном порядке.
Указанными планами предусматривается также разработка руководств, издаваемых научно-исследовательскими и проектными организациями в соответствии с
п. 1.6
настоящей главы.
3.2. Предложения по разработке нормативных документов по строительству, утверждаемых Госстроем СССР, для включения в проект Плана пересмотра действующих и разработки новых нормативных документов и государственных стандартов по строительству и архитектуре, представляются по форме
Приложения 2
. Ведущей организацией-исполнителем по разработке общесоюзных нормативных документов по строительству, как правило, должен быть головной проектный институт по соответствующей отрасли народного хозяйства, промышленности или видам строительства или научно-исследовательский институт, ответственный за разработку важнейших научных проблем по соответствующей отрасли и вопросу строительства и промышленности.
3.3. Ведущая организация - исполнитель разработки нормативных документов - совместно с организациями-соисполнителями должна составлять техническое задание на разработку нормативного документа с графиком работы, согласовывать их с органом, утверждающим нормативный документ, и представлять задание на утверждение в вышестоящий орган по подчиненности.
3.4. Изложение нормативных документов должно соответствовать требованиям, указанным в
Приложении 3
. Обложки, титульные листы и первые страницы нормативных документов по проектированию и строительству должны выполняться по формам и образцам
Приложений 4
-
12
.
Для каждой части СНиП в целях удобства пользования устанавливаются цветные вертикальные полосы на левой стороне обложек
(Приложение 4)
: I части - красный, II части - синий, III части - зеленый, IV части - коричневый.
3.5. Проект нормативного документа, разработанный ведущей организацией-исполнителем и согласованный с организациями-соисполнителями, с пояснительной запиской должен ею рассылаться на заключение заинтересованным министерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям, а также соответствующим органам государственного надзора.
3.6. Заключения по проектам нормативных документов, разосланных в соответствии с п. 3.5 настоящей главы, должны представляться ведущей организации-исполнителю министерствами, ведомствами, органами государственного надзора, предприятиями, организациями и учреждениями не позднее чем через 30 дней со дня поступления к ним проекта.
Заключения должны быть обоснованы и изложены кратко и четко с редакцией изменяемых пунктов документа или дополнений к нему.
3.7. Заключения по проекту нормативного документа должны быть рассмотрены ведущей организацией-исполнителем с участием организаций-соисполнителей и систематизированы в сводку заключений в последовательном порядке по пунктам нормативного документа. Решения об отклонении предложений должны иметь обоснования, приводимые в сводке заключений, составляемой по форме
Приложения 13
.
3.8. Проект нормативного документа, откорректированный по замечаниям, должен быть рассмотрен научно-техническим (техническим, ученым) советом ведущей организации-исполнителя с участием организаций-соисполнителей.
3.9. В случае разногласий по отдельным принципиальным вопросам проекта нормативного документа министерство, ведомство, предприятие, организация или учреждение, представляющие документ на утверждение, обязаны рассмотреть эти разногласия с заинтересованными сторонами и несогласованные вопросы вынести на решение утверждающего органа.
3.10. Проект нормативного документа представляется на утверждение в трех экземплярах с приложением в одном экземпляре:
утвержденного технического задания на разработку документа;
пояснительной записки;
проекта нормативного документа, рассылавшегося на заключение;
сводки заключений по проекту нормативного документа;
копий писем органов государственного надзора о согласовании нормативного документа;
протоколов научно-технического (технического, ученого) совета ведущей организации;
патентного формуляра, свидетельствующего о патентной чистоте (патентоспособности) нормативного документа, или справки о том, что проверке на патентную чистоту он не подлежит (с необходимыми обоснованиями).
3.11. Пояснительная записка к проекту нормативного документа должна содержать:
обоснование требований, включенных в проект нормативного документа, их народно-хозяйственной целесообразности и расчеты технической и экономической эффективности от введения в действие нормативного документа;
сравнение принятых в проекте нормативного документа требований с действующими отечественными и зарубежными аналогичными нормативными документами, а также данными передового опыта проектирования и строительства;
перечень источников, использованных при разработке нормативного документа (научно-исследовательские работы, экспериментальные проекты и экспериментальное строительство, результаты испытаний, производственные показатели, научно-техническая и справочная литература и др.);
перечень нормативных документов, подлежащих отмене, изменению и дополнению, в связи с утверждением нового нормативного документа и предложение о сроке введения его в действие.
По несогласованным вопросам проекта нормативного документа в пояснительной записке излагается существо принципиальных разногласий с указанием предложений сторон.
3.12. Вносимый на утверждение проект нормативного документа и пояснительная записка к нему подписываются руководителями ведущей организации-исполнителя и организаций-соисполнителей на последней странице основного текста документа.
3.13. Проекты общесоюзных нормативных документов по строительству, утверждаемые Госстроем СССР, представляются министерствами и ведомствами по подчиненности ведущих организаций-исполнителей.
Проекты общесоюзных нормативных документов по жилищно-гражданскому строительству, подлежащие утверждению Госстроем СССР, вносятся Госгражданстроем.
Проекты общесоюзных нормативных документов, разработанные организациями и учреждениями Госстроя СССР, вносятся на утверждение этими организациями и учреждениями.
3.14. Проекты нормативных документов должны представляться на согласование в Госстрой СССР министерствами (ведомствами) СССР и органами государственного надзора. Проекты нормативных документов представляются в двух экземплярах с приложением в одном экземпляре пояснительной записки и сводки заключений.
3.15. Проекты нормативных документов, подлежащих утверждению или согласованию с Госстроем СССР, рассматриваются и представляются структурными подразделениями Госстроя СССР, ответственными за соответствующий раздел Плана пересмотра действующих и разработки новых нормативных документов и государственных стандартов по строительству и архитектуре.
Рассмотрение и представление на утверждение или согласование проектов нормативных документов в министерствах и ведомствах СССР и Советах Министров союзных республик производится в соответствии с порядком, установленным этими органами.
4. РЕГИСТРАЦИЯ И ИЗДАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
4.1. Срок введения в действие нормативного документа должен быть установлен с таким расчетом, чтобы изданный документ поступил в книготорговую сеть или заинтересованным организациям не позднее чем за три месяца до срока введения его в действие.
В постановлении об утверждении строительных норм, правил и инструкций должны, при необходимости, предусматриваться требования, относящиеся к порядку внесения изменений в техническую документацию на строительство, разработанную в соответствии с нормативными документами, которые признаются утратившими силу в связи с утверждением новых.
4.2. Все нормативные документы по строительству, утвержденные в установленном порядке, регистрируются в
книге
, составленной по форме Приложения 14.
Нормативные документы по строительству, утвержденные Госстроем СССР, регистрируются в Отделе технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.
4.3. При регистрации нормативным документам присваивается условное обозначение - шифр.
Шифр Строительных норм и правил (СНиП) должен присваиваться в соответствии со структурой СНиП
(Приложение 1)
, утвержденной Госстроем СССР, где номер части обозначается римскими цифрами, номер главы - арабскими цифрами, а две последние цифры соответствуют году утверждения данной главы, например,
СНиП II-31-74
.
В шифре других общесоюзных норм, правил и инструкций приводятся сокращенное обозначение "СН", порядковый номер по регистрационной книге, а также последние две цифры, соответствующие году их утверждения, например, СН 369-74.
В шифре ведомственных нормативных документов при их регистрации приводится сокращенное обозначение "ВСН", порядковый номер по регистрационной книге с добавлением к нему последних двух цифр года утверждения, а также сокращенного названия органа, утвердившего нормативный документ, например ВСН 89-75/Минтрансстрой.
В шифре республиканских нормативных документов при их регистрации приводится сокращенное обозначение "РСН", порядковый номер по регистрационной книге с добавлением к нему двух последних цифр года утверждения и сокращенного названия органа, утвердившего нормативный документ, например РСН 68-69/Госстрой Белорусской ССР.
Если нормативный документ утверждается взамен действующего с тем же названием, то сохраняется его прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.
4.4. После регистрации подлинное дело утвержденного Госстроем СССР нормативного документа со всеми материалами, перечисленными в
Приложении 15
, должно сдаваться отделом (управлением), ответственным за подготовку его к утверждению, в подшитом и пронумерованном виде на хранение в архив. На экземпляре утвержденного нормативного документа, предназначенном для хранения в архиве Госстроя СССР, при регистрации должен ставиться штамп по образцу, приведенному в
Приложении 16
.
4.5. Копии утвержденного Госстроем СССР нормативного документа в двух экземплярах, в том числе первый экземпляр, отдел (управление), ответственный за подготовку документа к утверждению, должен направлять в издательство.
4.6. Главы СНиП I, II и IV части, сборники изменений и дополнений к СНиП должны издаваться форматом 84 x 108 1/16; главы III части СНиП, а также нормы, правила, инструкции (СН, ВСН, РСН) и руководства должны издаваться форматом 84 x 108 1/32.
4.7. Все изданные нормативные документы по строительству, утвержденные в установленном порядке, и изменения и дополнения к ним, а также руководства должны высылаться в Отдел технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР и Центральный институт научной информации по строительству и архитектуре (ЦИНИС) Госстроя СССР - каждому в двух экземплярах.
5. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
5.1. Разработка и подготовка к утверждению изменений и дополнений нормативных документов должны осуществляться в порядке, установленном для разработки новых нормативных документов.
Изменения и дополнения должны вводиться в действие с 1-го июля или с 1-го января.
5.2. Изменения и дополнения должны оформляться согласно
Приложению 17
с присвоением им порядкового номера и после утверждения регистрироваться в книге регистрации нормативных документов.
5.3. Всю документацию по изменению и дополнению нормативного документа (постановление об утверждении, материалы и обоснования) следует сдавать в архив и приобщать к делу основного нормативного документа.
5.4. При переиздании нормативного документа, имеющего изменения и дополнения, последние должны быть внесены в документ с указанием в аннотации наименования органа, их утвердившего, и даты утверждения. Шифр нормативного документа при этом должен сохраняться с дополнением условным знаком (звездочкой), свидетельствующим о переиздании его с изменениями и дополнениями.
6. ИНФОРМАЦИЯ О НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
6.1. Информация о действующих общесоюзных нормативных документах по строительству и о внесенных изменениях и дополнениях осуществляется Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР путем ежегодного опубликования Перечня действующих общесоюзных нормативных документов по строительству, а также Сборника изменений и дополнений общесоюзных нормативных документов по строительству (по состоянию на 1 января наступившего года).
6.2. Текущая информация о вновь утвержденных общесоюзных нормативных документах по строительству и о внесенных изменениях и дополнениях в действующие общесоюзные нормативные документы осуществляется отделом (управлением) Госстроя СССР, подготовившим документ к утверждению, и публикуется в журнале "Бюллетень строительной техники" Госстроя СССР.
6.3. Информация об утвержденных ведомственных и республиканских нормативных документах по строительству и о внесенных в них изменениях и дополнениях осуществляется в порядке, установленном органами, их утвердившими.
Указанная информация одновременно с ее опубликованием направляется также в Отдел технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР и Центральный институт научной информации по строительству и архитектуре (ЦИНИС) Госстроя СССР.
СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ (СНиП)
Приложение 1 утратило силу. -
Постановление
Госстроя СССР от 11.06.1979 N 86.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, УТВЕРЖДАЕМЫХ ГОССТРОЕМ СССР, ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ
В ПРОЕКТ ПЛАНА ПЕРЕСМОТРА ДЕЙСТВУЮЩИХ И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ (ФОРМА)
───┬────────────┬───────────────────────────┬──────────────┬────────────┬─────────┬───────────
N │Наименование│ Стоимость в тыс. руб. │ Сроки │Наименование│Утвер- │Цель
п/п│нормативного├─────┬─────────────┬───────┼──────┬───────┤организаций,│ждающая │разработки
│ документа │общая│выполнение на│план на│начала│пред- │разрабатыва-│инстанция│документа
│ │ │1.I - 197 г.│197 г.│разра-│ставле-│ющих проект │ │и ожидаемая
│ │ │ │ │ботки │ния │документа │ │эффектив-
│ │ │ │ │доку- │доку- │(ведущая │ │ность
│ │ │ │ │мента │мента │организация │ │от его
│ │ │ │ │ │ведущей│указана │ │внедрения
│ │ │ │ │ │органи-│первой) │ │
│ │ │ │ │ │зацией │ │ │
│ │ │ │ │ │в │ │ │
│ │ │ │ │ │утвер- │ │ │
│ │ │ │ │ │ждающую│ │ │
│ │ │ │ │ │инстан-│ │ │
│ │ │ │ │ │цию │ │ │
───┼────────────┼─────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼────────────┼─────────┼───────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10
───┼────────────┼─────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼────────────┼─────────┼───────────
│ │ │ │ │ │ │ │ │
ИЗЛОЖЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Изложение требований должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного их толкования.
2. Наименование нормативного документа должно быть кратким и отражать его основное назначение.
Ранее утвержденные "Указания" по проектированию и строительству при пересмотре следует именовать "Инструкциями".
3. В первом пункте нормативного документа должна быть определена область его применения.
При необходимости в этом же пункте указываются ограничения области применения нормативного документа, а также дается конкретная ссылка на другие документы, требования которых необходимо соблюдать при выполнении работ, рассматриваемых в данном документе.
4. Нормативные документы должны содержать лишь требования, имеющие прямое отношение к нормируемому вопросу. Так, например, в нормы проектирования зданий и конструкций не должны включаться требования к объему и содержанию проектов, к порядку проектирования, к производству строительно-монтажных работ, к эксплуатации и т.п.
5. При изложении обязательных требований в тексте нормативных документов должны применяться слова "должен", "следует", "необходимо" и производные от них.
Слова "как правило" означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.
Слово "допускается" означает, что данное решение применяется в виде исключения, как вынужденное (вследствие стесненных условий, ограниченных ресурсов необходимого оборудования, материалов и т.п.).
Положения, применение которых ограничивается словами "как правило" и "допускается", в нормативных документах применяются как исключение.
6. При ссылке на другие нормативные документы приводится их наименование без указания шифра, например глава СНиП по проектированию жилых зданий.
Ссылка на другие пункты внутри документа делается в следующей форме: "Согласно требованиям п. (N пункта) настоящих норм (правил, инструкции)".
7. В нормативных документах не должны повторяться требования, изложенные в других нормативных документах, а также требования к материалам, конструкциям, изделиям и оборудованию, изложенные в стандартах и технических условиях.
8. На обороте титульного листа указываются организации-исполнители, разработавшие нормативный документ, их ведомственная принадлежность, наименование и шифр нормативных документов, утрачивающих силу с введением в действие нового утвержденного документа. Наименования министерств, ведомств и организаций приводятся сокращенные, принятые для переписки.
На титульных листах и первых страницах нормативных документов указываются наименования всех органов, их утвердивших.
9. Нормативные документы, утвержденные по согласованию с Госстроем СССР, с органами государственного надзора, а также с другими министерствами и ведомствами СССР, должны иметь соответствующую надпись об этом на титульном листе или на обороте титульного листа ниже данных, предусмотренных в п. 8 настоящего приложения.
10. Разделы и пункты в нормативных документах нумеруются арабскими цифрами. Пункты обозначают номером раздела с добавлением (через точку) порядкового номера. В каждом разделе нумерация пунктов начинается с первого номера, например: 1.1; 1.2; 1.3; 3.1; 3.2; 3.3. При наличии в документе лишь одного раздела, а также во вводных указаниях и пояснениях к нормам времени и подобным им документам с большим табличным материалом, в разделах дается порядковая нумерация пунктов (1, 2, 3...) без обозначения номера раздела.
Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов по разделу.
11. Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком тире не отделяются. При необходимости подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита со скобкой.
12. Устанавливаемые нормативным документом требования (показатели) должны быть, как правило, однозначными. При необходимости эти требования могут быть заданы с допускаемыми отклонениями либо указаны в виде максимальных или минимальных значений (не более, не менее).
13. В нормативных документах должны применяться единицы измерения, установленные действующими стандартами. В пределах всего нормативного документа единица измерений для одного и того же параметра должна быть постоянной.
14. В нормативных документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные общесоюзными нормативными документами и стандартами.
Для новых терминов, отсутствующих в действующих документах, в необходимых случаях дается их определение.
15. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблиц со сквозной нумерацией в пределах нормативного документа.
Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа.
Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки. Делить головки таблиц на части по диагонали не допускается.
При повторении нескольких слов, расположенных в одной и той же графе таблицы, в следующей строке следует писать "То же"; в последующих - ставить кавычки, а при отсутствии данных в графах следует ставить тире.
16. Небольшой по объему цифровой материал, который нецелесообразно оформлять таблицей, должен даваться в виде вывода, например:
"Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей в помещениях (в долях единицы) должны быть не менее:
для потолков 0,7;
для верхних частей стен 0,6;
для панелей стен 0,5;
для полов 0,24".
Выводы в нормативном документе не нумеруются.
17. Интервалы между числовыми значениями величин в таблицах и выводах следует записывать:
от 50 до 100;
св. 100 до 200;
св. 200 до 300.
18. В тексте нормативного документа единица измерения, общая для ряда (группы) числовых значений, приводится только за последним числом, например:
5,0; 8,5; 10,0; 12,0 мм;
10 x 10 x 40 мм;
20; 50; 100 кг.
19. В тексте нормативных документов не разрешается:
а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
б) применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
в) применять произвольные словообразования (например, саноборудование, пожнадзор);
г) сокращать обозначения единиц измерения, если они употребляются без цифр, за исключением единиц измерения в головках таблиц и в расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы;
д) применять сокращения слов, кроме установленных стандартами и правилами русской орфографии и пунктуации;
е) заменять слова буквенными обозначениями, например: "L трубы 100 мм" вместо "длина трубы 100 мм";
ж) использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин, в том числе для отрицательных температур, вместо этого знака (-) следует писать слово "минус", кроме случаев написания +/- (плюс - минус);
з) употреблять математические знаки без цифр, например: = равно; <= (меньше или равно); >= (больше или равно); /= (не равно); а также N (номер), % (процент).
20. Рекомендуется избегать включения примечаний в текст нормативных документов. В примечаниях к отдельным пунктам или таблицам допускается помещать только поясняющие или справочные данные.
21. Помещаемые в нормативном документе рисунки, в том числе чертежи, схемы, диаграммы, должны быть ясными и четкими, чертежи и схемы должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации. Нумерация рисунков применяется такая же, как и таблиц.
22. Один комплект графических материалов должен представляться выполненным черной тушью на белой бумаге, кальке или в виде фотокопии; остальные комплекты могут представляться в светокопиях. Подрисуночные надписи должны быть отпечатаны на машинке.
23. В приложениях к нормативному документу должны помещаться обязательные или рекомендуемые к применению материалы, дополняющие или развивающие основные требования документа. Материалы справочного характера в приложениях помещаться не должны.
Приложения должны помещаться в порядке ссылок на них в тексте нормативного документа и нумероваться арабскими цифрами (без знака N).
24. В конце нормативного документа должно помещаться его оглавление (содержание), включающее в себя название разделов, подразделов и приложений с указанием номеров страниц.
25. Проекты нормативных документов (включая таблицы и примечания) должны быть напечатаны на пишущей машинке через два интервала на одной стороне листа.
26. При оформлении проектов нормативных документов в вопросах, не установленных настоящей главой, следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми издательствами к рукописям технической литературы.
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЛОЖЕК
ГЛАВ I, II, III И IV ЧАСТЕЙ СНиП <1>
--------------------------------
<1> На обложках глав СНиП с левой стороны выполняется вертикальная полоса красного цвета - для I части, синего - для II части, зеленого - для III части и коричневого - для IV части.
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНЫХ ЛИСТОВ
ГЛАВ I, II, III И IV ЧАСТЕЙ СНиП
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЛОЖКИ ОБЩЕСОЮЗНОГО НОРМАТИВНОГО
ДОКУМЕНТА, УТВЕРЖДАЕМОГО ГОССТРОЕМ СССР
(НОРМ, ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЙ)
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОБЩЕСОЮЗНОГО
НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА, УТВЕРЖДАЕМОГО ГОССТРОЕМ СССР
(НОРМ, ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЙ)
ОФОРМЛЕНИЕ 1-й СТРАНИЦЫ ТЕКСТА ОБЩЕСОЮЗНОГО
НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА, УТВЕРЖДАЕМОГО ГОССТРОЕМ СССР
(НОРМ, ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЙ)
┌───────────────────────┬────────────────────────────────┬────────────────┐
│Государственный комитет│Строительные нормы и правила
<1>
│ Шифр │
│ Совета Министров СССР ├────────────────────────────────┼────────────────┤
│по делам строительства │ Наименование главы СНиП │ Взамен │
│ (Госстрой СССР) │ или документа СН │ │
└───────────────────────┴────────────────────────────────┴────────────────┘
┌───────────────────────┬────────────────────────────────┬────────────────┐
│ Внесены │ Утверждены │ Срок введения │
│ наименование │ постановлением │ в действие │
│министерства, ведомства│ Государственного комитета │" " 19 г.│
│ или организации │ Совета Министров СССР │ │
│ Госстроя СССР │ по делам строительства │ │
│ │ от " " 19 г. N │ │
└───────────────────────┴────────────────────────────────┴────────────────┘
--------------------------------
<1> При оформлении норм и правил, не включенных в СНиП, а также
инструкций слова "и правила" опускаются.
ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ ВЕДОМСТВЕННОГО
ИЛИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВЕДОМСТВЕННОГО
ИЛИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
ОФОРМЛЕНИЕ 1-й СТРАНИЦЫ ТЕКСТА
ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
┌───────────────────┬─────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование │Ведомственные строительные нормы │ ВСН 00-00 │
│ министерства ├─────────────────────────────────┤ ----------- │
│или ведомства СССР │ Наименование документа │ Сокращенное │
│(то же, сокращенное│ │ наименование │
│ в скобках) │ │ министерства │
│ │ │ или ведомства │
│ │ │ СССР │
│ │ ├───────────────────┤
│ │ │ Взамен │
└───────────────────┴─────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────┬─────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Внесены │ Утверждены │ Срок введения │
│ (наименование │(наименование акта, министерства,│ в действие │
│ организации) │ ведомства СССР) │" " 19 г.│
│ │ от " " 19 г. N │ │
└───────────────────┴─────────────────────────────────┴───────────────────┘
ОФОРМЛЕНИЕ 1-й СТРАНИЦЫ ТЕКСТА
РЕСПУБЛИКАНСКОГО НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
┌────────────────┬────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование │ Республиканские строительные нормы │ РСН 00-00 │
│ органа, ├────────────────────────────────────┤ ----------- │
│ утвердившего │ Наименование документа │ Сокращенное │
│ нормативный │ │ наименование │
│ документ │ │ органа, │
│ │ │ утвердившего │
│ │ │ нормативный │
│ │ │ документ │
│ │ ├───────────────────┤
│ │ │ Взамен │
└────────────────┴────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌────────────────┬────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Внесены │ Утверждены │ Срок введения │
│ (наименование │ (наименование акта │ в действие │
│ министерства │ и органа, утвердившего нормативный │" " 19 г.│
│или организации)│ документ) │ │
│ │ от " " 19 г. N │ │
└────────────────┴────────────────────────────────────┴───────────────────┘
ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ПРОЕКТУ
(ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА)
───┬───────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────────
N │ N пункта проекта │ Наименование │ Замечания │ Принято
п/п│ нормативного │ организации, │ и предложения │ или отклонено
│ документа, │ давшей │ │ (с указанием
│ рассылавшегося │ заключение │ │мотивов отклонения)
│ на заключение │ │ │
───┼───────────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5
───┼───────────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────────
│ │ │ │
УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (ФОРМА)
─────┬───────┬───────┬───────┬────────┬────────┬───────┬─────────┬────────┬────────
Дата │N нор- │Полное │Взамен │Дата, N │ Срок │Минис- │Органи- │Подраз- │Отметка
реги-│матив- │наиме- │какого │поста- │введения│терство│зация, │деление,│о
стра-│ного │нование│норма- │новления│ в │(ведом-│разрабо- │подго- │пере-
ции │доку- │ │тивного│об │действие│ство) │тавшая │товившее│смотре
│мента │ │доку- │утвер- │ │или │проект │норма- │или
│(сокра-│ │мента │ждении │ │органи-│норма- │тивный │отмене
│щенное │ │или │и орган,│ │зация, │тивного │документ│норма-
│обозна-│ │утвер- │утвер- │ │внесшая│документа│к утвер-│тивного
│чение, │ │ждается│дивший │ │проект │ │ждению │доку-
│шифр) │ │впервые│норма- │ │норма- │ │и │мента
│ │ │ │тивный │ │тивного│ │фамилия │или о
│ │ │ │документ│ │доку- │ │ответ- │внесении
│ │ │ │ │ │мента │ │ствен- │измене-
│ │ │ │ │ │на │ │ного │ний и
│ │ │ │ │ │утвер- │ │испол- │допол-
│ │ │ │ │ │ждение │ │нителя │нений
─────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┼────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10
─────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┼────────
│ │ │ │ │ │ │ │ │
ПОДЛЕЖАЩИХ СДАЧЕ В АРХИВ МАТЕРИАЛОВ К
(ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА)
────────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┬────────
Наименование документации │Количество│Количество│Страницы
│документов│ листов │
────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼────────
1 │ 2 │ 3 │ 4
────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼────────
1. Постановление об утверждении и введении │ │ │
нормативного документа в действие │ │ │
2. Выписка из решения Научно-технического │ │ │
(технического, ученого) совета, │ │ │
рассматривавшего проект нормативного │ │ │
документа │ │ │
3. Записка, характеризующая нормативный │ │ │
документ и его эффективность │ │ │
4. Утвержденный нормативный документ и копия│ │ │
письма в издательство о направлении этого │ │ │
документа для опубликования │ │ │
5. Протоколы совещаний по рассмотрению │ │ │
проекта нормативного документа │ │ │
6. Проект нормативного документа, внесенный │ │ │
на утверждение министерством (ведомством) │ │ │
или организацией с письмом о внесении │ │ │
документа на утверждение и пояснительная │ │ │
записка к нему │ │ │
7. Проект нормативного документа, │ │ │
рассылавшегося на заключение │ │ │
8. Перечень организаций, которым рассылался │ │ │
нормативный документ на заключение, │ │ │
с указанием о получении заключения │ │ │
9. Сводка заключений по проекту нормативного│ │ │
документа │ │ │
Начальник отдела (подотдела) ________________
(Подпись)
Исполнитель _______________
(Подпись)
НА УТВЕРЖДЕННОМ НОРМАТИВНОМ ДОКУМЕНТЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)
Утвержден
со сроком введения в действие с "__" ________ 19__ г.
Постановление Госстроя СССР от "__" ________ 19__ г.
N _____
Начальник управления (отдела), подготовившего документ к утверждению
________________________
(подпись)
"__" ________ 19__ г.
ОФОРМЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА
Приложение к постановлению
_______________________________
(Наименование органа, издающего
постановление)
_______________________________
(дата, N )
Изменение и дополнение (или изменение, дополнение)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
(полное наименование нормативного документа и его условное сокращенное
обозначение, дата и номер постановления о его утверждении)
Пункт (N пункта) изложить в следующей редакции, или:
Пункт (N пункта) признать утратившим силу, или:
Абзац (номер абзаца прописью) пункта (N пункта) изложить в следующей
редакции (или дополнить), или:
Пункт (N пункта) приложения (номер и наименование приложения) изложить
в следующей редакции, или:
Таблицу (N таблицы) изложить в следующей редакции и т.д.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
(Подпись ответственного лица - начальника (заместителя)
управления (отдела), представляющего материал
на утверждение)