СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
М.: Стройиздат, 1975
Примечание к документу
Утратил силу в связи с изданием
Приказа
Госстроя СССР от 22.02.1990 N 17.
Приказом Минавтотранспорта РСФСР от 12.01.1990 N ВА-15/10 утвержден и введен в действие с 15 января 1990 года взамен данного документа
ВСН 01-89
.
Введен в действие с 1 апреля 1975 года
Постановлением
Госстроя СССР от 23.07.1974 N 156.
Взамен
СНиП II-Д.9-62
,
СН 274-64
.
Название документа
"СНиП II-93-74. Часть II. Нормы проектирования. Глава 93. Предприятия по обслуживанию автомобилей"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 23.07.1974 N 156)
"СНиП II-93-74. Часть II. Нормы проектирования. Глава 93. Предприятия по обслуживанию автомобилей"
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 23.07.1974 N 156)
Постановлением
Госстроя СССР
от 23 июля 1974 г. N 156
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II. НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГЛАВА 93. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ
СНиП II-93-74
Срок введения в действие
1 апреля 1975 года
Утверждены
Постановлением
Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 23 июля 1974 г. N 156.
Внесены Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
Взамен
СНиП II-Д.9-62
и
СН 274-64
.
Глава СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" разработана Государственным институтом по проектированию авторемонтных и автотранспортных предприятий и сооружений (Гипроавтотранс) Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
С введением в действие главы СНиП II-93-74 утрачивают силу:
глава
СНиП II-Д.9-62
"Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования",
"Указания по проектированию отопления и вентиляции предприятий по обслуживанию автомобилей"
(СН 274-64)
.
Редакторы - инженеры Р.Т. Смольяков, А.М. Кошкин, М.Н. Тырина, Б.В. Тамбовцев и Б.А. Соколов (Госстрой СССР), инж. М.М. Шахнес и канд. техн. наук Л.А. Абелевич (Гипроавтотранс Минавтотранса РСФСР).
1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых предприятий по обслуживанию автомобилей: гаражей, баз централизованного технического обслуживания автомобилей, станций технического обслуживания автомобилей и автозаправочных станций.
Примечание. При проектировании предприятий по обслуживанию автомобилей должны соблюдаться также и другие нормативные документы, утвержденные или согласованные Госстроем СССР.
1.2. Категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности должны приниматься по нормам технологического проектирования или по специальным перечням производств, устанавливающим категории взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности, составленным и утвержденным Минавтотрансом РСФСР.
Если при применении, производстве, переработке, обработке и хранении новых неорганических, органических и полимерных веществ и материалов возможно выделение взрыво- и пожароопасных газов, паров и пыли, категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности устанавливаются Минавтотрансом РСФСР на основании результатов специальных исследований.
1.3. Автомобили в зависимости от их размеров подразделяются на категории в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
┌───────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Категории │ Размеры автомобилей, м │
│автомобилей├────────────────────────┬───────────────────────────┤
│ │ длина │ ширина │
├───────────┼────────────────────────┼───────────────────────────┤
│ I │До 6 включительно │До 2 включительно │
│ II │Более 6 до 8 " │Более 2 до 2,5 " │
│ III │ " 8 " 11 " │ " 2,5 до 2,8 " │
│ IV │ " 11 │ " 2,8 │
│ │
│ Примечания. 1. Категория автомобилей с соотношениями│
│между длиной и шириной, отличающимися от приведенных для│
│соответствующих категорий в табл. 1, должна определяться по│
│одному из размеров, относящемуся к наибольшей (по порядку)│
│категории. │
│ 2. Категории автопоездов устанавливаются по данным табл. 1. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.4. Расстановка автомобилей при хранении в помещениях или на площадках (открытых или с навесами) должна предусматриваться в соответствии с
Приложением 1
.
2.1. Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается хранение автомобилей на площадках (открытых или с навесами), должны иметь ограждение высотой 1,6 м.
2.2. Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается более 10 постов обслуживания автомобилей или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов).
2.3. Ворота для въезда на предприятие или выезда из него должны располагаться с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей.
При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия.
При размещении предприятий на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения.
2.4. Расстояния от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься по табл. 2.
Таблица 2
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Здания и сооружения, до которых │Расстояния от площадок для │
│ устанавливается расстояние │ хранения автомобилей, м │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│ 1. Здания и сооружения I и II │ Не нормируются при │
│степени огнестойкости со стороны │расстановке автомобилей │
│ │Приложения 1 │
│ 2. То же, со стороны стен с │ 9 │
│проемами │ │
│ 3. Здания и сооружения III степени │ 6 │
│огнестойкости со стороны стен без │ │
│проемов │ │
│ 4. Здания и сооружения III степени │ 12 │
│огнестойкости со стороны стен │ │
│с проемами, а также здания │ │
│и сооружения IV и V степени │ │
│огнестойкости (независимо │ │
│от наличия проемов в стенах) │ │
│ 5. Раздаточные колонки │ 6 │
│нефтепродуктов │ │
│ 6. Подземные резервуары для │ 9 │
│нефтепродуктов │ │
│ │
│ Примечания. 1. На территории станций технического│
│обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не│
│более 15 расстояния от площадок для хранения автомобилей до│
│зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен│
│с проемами не нормируются. │
│ 2. Расстояния от площадок для хранения автомобилей до│
│жилых и общественных зданий должны приниматься в│
│соответствии с главой СНиП проектирования планировки и│
│застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.5. Расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов до зданий и сооружений автозаправочной станции должны приниматься по табл. 3.
Таблица 3
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐
│ Здания и сооружения, до которых │ Расстояния от │
│ устанавливается расстояние │ раздаточных колонок │
│ │ нефтепродуктов, м │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 1. Здания автозаправочной станции II │ 4 │
│степени огнестойкости │ │
│ 2. То же, III степени огнестойкости │ 7 │
│ 3. Подземные резервуары нефтепродуктов │ 4 │
│ 4. Раздаточные колонки нефтепродуктов │ Не нормируются │
│ 5. Проезды или площадки для автомобилей │ 0,8 │
│(край заправочного островка) │ │
└─────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
2.6. Расстояние между заправочными островками должно приниматься: при расположении заправляемых автомобилей в один ряд - равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м; при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м.
Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд заправившихся на станции автомобилей или проезд автомобилей к другим заправочным островкам и раздаточным колонкам станции.
2.7. Движение автомобилей на территории автозаправочной станции должно предусматриваться в одном направлении.
Примечания. 1. На автозаправочных станциях с количеством заправляемых в сутки автомобилей не более 750 допускается движение автомобилей в противоположных направлениях.
2. На автозаправочных станциях с количеством заправляемых в сутки автомобилей более 250 должны предусматриваться специальные подъезды к резервуарам для слива нефтепродуктов из автоцистерн.
2.8. Площадки для хранения автомобилей (открытые или с навесами) должны проектироваться с твердым покрытием и уклонами: в направлении продольных осей хранимых автомобилей - не более 1%, в перпендикулярном направлении - не более 4%.
2.9. Вертикальная планировка территории автозаправочной станции и расположение водоприемных устройств должны исключать попадание атмосферных вод и нефтепродуктов за пределы автозаправочной станции.
2.10. На автозаправочных станциях при количестве заправляемых в сутки автомобилей более 250 у резервуаров для нефтепродуктов должны предусматриваться специальные площадки для стоянки автоцистерн при сливе из них нефтепродуктов.
2.11. У горловины резервуаров для нефтепродуктов должны предусматриваться площадки для обеспечения свободного подхода к приемным и замерным устройствам.
2.12. Заправочные островки для размещения раздаточных колонок нефтепродуктов и площадки у горловины резервуаров должны возвышаться над проезжей частью прилегающих проездов на 0,15 м.
2.13. Покрытие проездов у раздаточных колонок нефтепродуктов, а также покрытие площадок для автоцистерн у резервуаров должны проектироваться безыскровыми и стойкими к воздействию нефтепродуктов.
Примечание. Конструкции раздаточных колонок и устройств для слива нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары должны быть такими, чтобы исключался розлив нефтепродуктов на территорию автозаправочной станции.
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
3.1. Здания предприятий по обслуживанию автомобилей должны проектироваться в соответствии с главой СНиП проектирования производственных зданий промышленных предприятий с учетом норм настоящей главы СНиП.
3.2. Предприятия по обслуживанию автомобилей I, II и III категории должны размещаться в одном здании.
Примечание. На предприятиях по обслуживанию автомобилей, где предусматривается более 10 постов обслуживания или хранение более 100 автомобилей, для мойки легковых и грузовых автомобилей и автобусов допускается проектировать отдельное здание.
3.3. Предприятия по обслуживанию автомобилей допускается размещать в производственных зданиях других предприятий (которые они обслуживают) с производствами категорий по пожарной опасности В, Г и Д при условии выделения помещений предприятий по обслуживанию автомобилей от остальной части производственного здания стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
3.4. Степень огнестойкости зданий гаражей, площадь этажа в них между противопожарными стенами и количество этажей в таких зданиях должны приниматься по табл. 4.
Таблица 4
┌─────────────────────┬────────────┬─────────────────────────────┐
│Степень огнестойкости│Допускаемое │ Площадь этажа в м2 между │
│ зданий гаражей │ количество │ противопожарными стенами │
│ │ этажей │ зданий гаражей │
│ │ ├──────────────┬──────────────┤
│ │ │ одноэтажных │ многоэтажных │
├─────────────────────┼────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ II │ 9 │ 10400 │ 5200 │
│ III │ 1 │ 3500 │ - │
│ IV │ 1 │ 2000 │ - │
│ V │ 1 │ 1200 │ - │
└─────────────────────┴────────────┴──────────────┴──────────────┘
3.5. Подземные одноэтажные гаражи допускается размещать:
а) под жилыми и общественными зданиями, за исключением зданий учреждений здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, детских домов, учреждений культуры, учреждений и предприятий искусства, предприятий торговли и общественного питания;
б) на незастроенной территории - под проездами, дорогами, скверами, газонами и другими площадками.
Примечание. Под жилыми зданиями подземные гаражи допускается размещать только для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
3.6. При проектировании подземных гаражей должны соблюдаться следующие нормы:
а) в подземных гаражах должны предусматриваться помещения только для хранения автомобилей;
б) подземные гаражи должны быть разделены несгораемыми стенами (с пределом огнестойкости не менее 1 ч) на секции для хранения в каждой из них не более 100 автомобилей, каждая секция должна иметь отдельный эвакуационный выход для людей (кроме калиток, предусматриваемых в воротах для автомобилей);
в) в каждой секции гаража для удаления дыма при пожаре должны предусматриваться шахты или окна (в приямках, при размещении гаража под зданием) шириной не менее 0,75 м и высотой - не менее 1,2 м.
Общая (суммарная) площадь таких шахт или окон должна быть не менее 0,2% площади пола секции, в гаражах специального назначения для удаления дыма допускается предусматривать вентиляцию с механическим побуждением;
г) въезды в подземные гаражи и выезды из них должны быть удалены от жилых и общественных зданий на расстояния, установленные главой СНиП проектирования планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов;
д) помещения подземных гаражей должны быть изолированы от всех других помещений, а также лестниц и лифтов здания, под которыми они размещаются.
Перекрытия, отделяющие помещения гаража от других помещений здания, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч и пылегазонепроницаемыми; предел огнестойкости колонн и несущих стен подземных гаражей должен быть не менее 2 ч;
е) в первых этажах зданий, под которыми размещаются гаражи, не допускается размещать залы для массового пребывания людей.
3.7. Одноэтажные гаражи допускается размещать в пристройках к общественным зданиям при условии отделения этой пристройки от здания противопожарной стеной.
Въезды в такие гаражи и выезды из них должны проектироваться в соответствии с
подпунктом "г" п. 3.6
настоящего раздела.
3.8. В многоэтажных зданиях гаражей для въезда и выезда автомобилей должны предусматриваться рампы или наклонные междуэтажные перекрытия. В зданиях гаражей высотой более 5 этажей для перемещения автомобилей допускается предусматривать лифты.
3.9. Количество рамп должно определяться расчетом исходя из условий эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 ч при движении автомобилей со скоростью 15 км/ч и интервалом между ними 20 м.
Независимо от расчета должно предусматриваться:
а) при количестве автомобилей (на всех этажах, кроме первого) до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы;
б) при количестве автомобилей от 100 до 200 включительно - не менее одной двухпутной рампы;
в) при количестве автомобилей более 200 - не менее двух раздельных однопутных рамп.
Количество лифтов для автомобилей должно приниматься из расчета: один стационарный лифт для 100 автомобилей, передвижной лифт - для 200 автомобилей.
3.10. Ширина проезжей части однопутных рамп должна определяться в соответствии с табл. 5.
Таблица 5
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Рампы однопутные │ Ширина проезжей части рамп │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│1. Прямолинейные │ Равна наибольшей ширине автомобиля плюс │
│ │0,8 м, но не менее 2,5 м │
│2. Криволинейные │ Равна ширине полосы, образуемой в плане │
│ │проекцией движущегося автомобиля, плюс 1 м, │
│ │но не менее 3,5 м │
└───────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
Ширина проезжей части каждой полосы движения двухпутной рампы должна приниматься равной ширине проезжей части соответствующей однопутной рампы.
3.11. При проектировании рамп должны соблюдаться следующие нормы:
а) наружный радиус кривой поворота проезжей части криволинейной рампы должен превышать на 1 м наименьший внешний габаритный радиус поворота автомобиля;
б) продольный уклон прямолинейных рамп (считая по оси полосы движения) должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%; продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп должен приниматься не более 10%;
в) поперечный уклон виражей криволинейных и прямолинейных рамп должен быть не более 6%;
г) сопряжение рамп с горизонтальными площадками должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до рамп или площадок должно быть не менее 0,1 м;
д) с обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные устройства (барьеры) высотой 0,1 м и шириной (по верху) 0,2 м; средний барьер, разделяющий проезжие части двухпутной рампы, должен быть шириной 0,3 м;
е) на рампах с пешеходным движением вместо одного из колесоотбойных барьеров должен предусматриваться тротуар шириной 0,75 м; тротуар на криволинейных рампах должен располагаться с внутренней стороны рампы;
ж) расстояние от верха проезжей части рампы до выступающих конструктивных элементов перекрытия (покрытия) или до низа оборудования должно быть равным высоте наиболее высокого автомобиля плюс 0,2 м, но не менее 2 м.
3.12. Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 5%.
3.13. Внутренние размеры кабины лифта для автомобилей должны превышать габариты автомобиля: по ширине - на 0,6 м; по длине - на 0,8 м; по высоте - на 0,2 м. Ограждающие конструкции шахт стационарных лифтов должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.
3.14. Количество ворот в здании для выезда (въезда) автомобилей из помещений, расположенных на первом этаже или в цокольном и подвальном этажах, должно приниматься при количестве в помещениях автомобилей: до 25 - одни ворота, от 25 до 100 - двое ворот, а более 100 - дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей.
В многоэтажных зданиях для выезда (въезда) автомобилей со второго и вышележащих этажей должны предусматриваться дополнительно (к количеству ворот для выезда из помещений первого этажа) одни ворота на каждую полосу движения по рампам или на каждые два стационарных лифта.
Примечания. 1. Выезд (въезд) автомобилей из цокольных или подвальных этажей зданий через первый этаж не допускается.
2. В гаражах для хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, количество ворот для выезда (въезда) автомобилей вне зависимости от типа зданий и их этажности должно приниматься при количестве в здании автомобилей: до 50 - одни ворота, от 50 до 200 - двое ворот, более 200 - дополнительно одни ворота на каждые 200 автомобилей.
3. Количество наружных ворот для выезда автомобилей из отдельных помещений (кроме помещения с одними воротами) допускается уменьшать на одни ворота при условии, что возможен выезд наружу также и через смежные помещения.
3.15. Ворота в зданиях по обслуживанию автомобилей должны приниматься типовыми с учетом следующих условий: высота ворот должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля, проезжающего через ворота; ширина ворот - превышать наибольшую ширину автомобиля на размеры, приведенные в табл. 6.
Таблица 6
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Условия проезда автомобилей через ворота │Размер превышения│
│ и категории автомобилей │наибольшей ширины│
│ │ автомобиля, м │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│ 1. Проезд перпендикулярно к плоскости ворот │ │
│автомобилей: │ │
│ а) I категории │ 0,7 │
│ б) II и III категорий │ 1 │
│ в) IV категории │ 1,2 │
│ 2. Проезд под углом к плоскости ворот │ │
│автомобилей: │ │
│ а) I категории │ 1 │
│ б) II и III категорий │ 1,5 │
│ в) IV категории │ 2 │
└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘
3.16. Калитки, предусматриваемые в воротах для автомобилей, должны быть без порогов и открываться по направлению выхода из здания; ширина калиток должна быть не менее ширины эвакуационных дверей.
Помещения для хранения автомобилей
3.17. Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания (при хранении автомобилей в помещениях) должны приниматься по табл. 7.
Таблица 7
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Автомобили и конструкции здания, │ Расстояния в м │
│ между которыми устанавливается │ при категории │
│ расстояние │ автомобилей │
│ ├────┬───┬────────┤
│ │ I │II │III и IV│
├──────────────────────────────────────────────┼────┼───┼────────┤
│ 1. Автомобили (между продольными сторонами), │0,5 │0,6│ 0,8 │
│а также стена и автомобиль, стоящий │ │ │ │
│параллельно стене │ │ │ │
│ 2. Продольная сторона автомобиля и колонна │0,3 │0,4│ 0,5 │
│или пилястра │ │ │ │
│ 3. Передняя сторона автомобиля и стена или │ │ │ │
│ворота при расстановке автомобилей: │ │ │ │
│ а) прямоугольной │0,7 │0,7│ 0,7 │
│ б) косоугольной │0,5 │0,5│ 0,5 │
│ 4. Задняя сторона автомобиля и стена или │ │ │ │
│ворота при расстановке автомобилей: │ │ │ │
│ а) прямоугольной │0,5 │0,5│ 0,5 │
│ б) косоугольной │0,4 │0,4│ 0,4 │
│ 5. Автомобили, стоящие один за другим │0,4 │0,5│ 0,6 │
│ │
│ Примечания. 1. При размещении у стен и колонн (в│
│пределах высоты автомобиля) отопительных приборов,│
│вентиляционных воздуховодов или другого оборудования здания,│
│расстояния, приведенные в
поз. 1
-
4
таблицы, должны приниматься│
│до этого оборудования. │
│ 2. При проектировании расстановки автомобилей│
│необходимо учитывать возможность открывания дверей кабин для│
│входа или выхода водителей. │
│ 3. При прямолинейном перемещении автомобилей в│
│помещении для их хранения с помощью механизмов расстояния,│
│указанные в таблице, допускается уменьшать в 2 раза. │
│ 4. При хранении автомобилей на площадках (открытых или│
│с навесами) расстояния, приведенные в таблице, должны│
│увеличиваться для автомобилей на 0,1 м, для автопоездов - на│
│0,2 м, при оборудовании площадок устройствами для обогрева│
│автомобилей эти расстояния должны назначаться с учетом│
│габаритов и расположения указанных устройств. │
│ 5. Расстояние между передней стороной автомобиля│
│и воротами, предназначенными для выезда двух автомобилей и│
│более, должно приниматься с учетом габаритов приближения,│
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.18. Высота помещений для хранения автомобилей (до низа конструкций покрытия или перекрытия или до низа оборудования) должна быть на 0,2 м более высоты наиболее высокого автомобиля, хранимого в помещении, но во всех случаях не менее 2 м.
Примечание. Высота помещений, где перемещение автомобилей предусматривается осуществлять с помощью механизмов, должна быть равной высоте автомобилей плюс 0,2 м.
3.19. Хранение автомобилей для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицированных веществ, а также автомобилей, работающих на газовом топливе, должно предусматриваться раздельным друг от друга и от других автомобилей.
3.20. Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), необходимо предусматривать отапливаемые помещения.
3.21. При хранении в помещениях автоцистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, эти помещения должны размещаться в одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости и быть изолированными от других помещений стенами с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
3.22. Проезды в помещениях для хранения автомобилей должны предусматриваться с учетом следующих габаритов приближения маневрируемых (устанавливаемых на место хранения или выезжающих с него) автомобилей к конструкциям зданий и к автомобилям на местах хранения:
а) до соседних автомобилей или до конструкций здания у места хранения маневрируемого автомобиля - 0,2 м при автомобилях I категории; 0,3 м - при автомобилях II категории и 0,4 м - при автомобилях III и IV категории;
б) до автомобилей или конструкций здания на другой стороне проезда от места хранения маневрируемого автомобиля - 0,7 м при автомобилях I категории; 0,8 м - при автомобилях II категории и 1 м - при автомобилях III и IV категории.
Примечания. 1. В пределах ширины проездов, предусмотренных в соответствии с нормами настоящего пункта, не допускается размещение колонн.
2. При проектировании проездов на площадках (открытых или с навесами) указанные габариты приближения допускается увеличивать для автомобилей на 0,1 м и для автопоездов на 0,2 м.
3.23. Полы в помещениях для хранения автомобилей должны быть с уклоном не менее 1% в сторону трапов и лотков.
Примечания. 1. В многоэтажных зданиях гаражей уклоны полов каждого этажа, а также размещение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.
2. В помещениях для хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, полы допускается проектировать без уклонов и трапов, если в этих помещениях не предусматривается производственный водопровод.
3.24. В помещениях для хранения автомобилей должны предусматриваться колесоотбойные устройства у стен в местах хранения автомобилей.
Примечание. В подземных гаражах, размещаемых под жилыми зданиями, колесоотбойные устройства должны проектироваться так, чтобы исключалась передача вибрационных шумов в жилые помещения.
3.25. Помещения для хранения автомобилей допускается проектировать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому действию естественным освещением.
Для удаления дыма при пожаре в наружных стенах таких помещений должны предусматриваться окна площадью не менее 0,2% площади пола помещений; в верхних этажах многоэтажных зданий вместо окон допускается предусматривать вытяжные шахты.
Помещения для технического обслуживания
и ремонта автомобилей
3.26. На предприятиях по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться отдельные производственные помещения для размещения следующих отделений (участков):
а) постов мойки и уборки автомобилей;
б) постов технического обслуживания и ремонта автомобилей;
в) моторного, агрегатного, механического, электротехнического и приборов питания;
г) кузнечно-рессорного, сварочно-жестяницкого и медницкого;
д) столярного и обойного;
е) окрасочного;
ж) аккумуляторного.
Примечания. 1. В районах со средней температурой самого холодного месяца выше 0 °C посты для мойки и уборки автомобилей, а также посты для выполнения крепежных и регулировочных работ (без разборки агрегатов и узлов) допускается размещать на площадках (открытых или с навесами). Площадки для мойки автомобилей должны проектироваться с уклоном не менее 2% в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод от мойки автомобилей на территорию предприятия.
2. Проемы для проезда автомобилей из помещений постов мойки и уборки автомобилей в смежные помещения допускается заполнять водонепроницаемыми шторами.
3. Посты для мойки автомобилей I категории, располагаемые в камерах, допускается размещать в помещении для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей.
4. В гаражах для обслуживания до 200 автомобилей I, II и III категории или до 50 автомобилей IV категории и на станциях технического обслуживания допускается размещать в одном помещении отделения (участки), указанные в
подпунктах "б"
и
"в" п. 3.26
.
5. На станциях технического обслуживания автомобилей I категории с числом постов до 10 включительно в помещении для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей допускается размещать окрасочную камеру и посты для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты должны ограждаться несгораемыми экранами высотой 1,8 м от пола и располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых проемов окрасочной камеры.
6. В помещениях для размещения сварочно-жестяницких или столярных отделений (участков) допускается размещать посты для выполнения соответственно сварочно-жестяницких или столярных работ непосредственно на автомобиле.
3.27. На предприятиях по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться отдельные складские помещения для хранения:
а) шин;
б) смазочных материалов;
в) лакокрасочных материалов;
г) химикатов;
д) сгораемых материалов (текстильные, бумажные, картонные, резиновые и т.п.), а также агрегатов и деталей в сгораемой таре.
Примечания. 1. Для хранения шин и сгораемых материалов допускается предусматривать одно помещение, если площадь его не превышает 50 м2.
2. В зданиях автозаправочных станций допускается не предусматривать отдельное складское помещение для хранения мелких запасных частей и принадлежностей в количестве не более 300 кг.
3.28. В зданиях предприятий по обслуживанию автомобилей помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть отделены от помещений для хранения автомобилей несгораемыми стенами (перегородками) и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч; ворота и двери в этих стенах (перегородках) должны быть с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.
3.29. Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны приниматься по табл. 8.
Таблица 8
┌───────────────────────────────────────────────┬────────────────┐
│ Автомобили и конструкции здания, │ Расстояния в м │
│ между которыми устанавливается │ при категории │
│ расстояние │ автомобилей │
│ ├────┬─────┬─────┤
│ │ I │II и │ IV │
│ │ │ III │ │
├───────────────────────────────────────────────┼────┼─────┼─────┤
│ 1. Автомобили на постах технического │ │ │ │
│обслуживания и ремонта и конструкции здания: │ │ │ │
│ а) продольная сторона автомобиля и стена │ │ │ │
│ на постах технического обслуживания │1,2 │ 1,6 │ 2 │
│ и ремонта для работ без снятия шин │ │ │ │
│ и тормозных барабанов │ │ │ │
│ на постах технического обслуживания │1,5 │ 1,8 │ 2,5 │
│ и ремонта для работ со снятием шин │ │ │ │
│ и тормозных барабанов │ │ │ │
│ б) торцовая сторона автомобиля и стена │1,2 │ 1,5 │ 2 │
│ в) автомобиль и колонна │0,7 │ 1 │ 1 │
│ г) автомобиль и наружные ворота, │1,5 │ 1,5 │ 2 │
│ расположенные против поста │ │ │ │
│ 2. Автомобили на постах технического │ │ │ │
│обслуживания и ремонта: │ │ │ │
│ а) продольные стороны автомобилей │ │ │ │
│ на постах технического обслуживания │1,6 │ 2 │ 2,5 │
│ и ремонта для работ без снятия шин │ │ │ │
│ и тормозных барабанов │ │ │ │
│ на постах технического обслуживания │2,2 │ 2,5 │ 4 │
│ и ремонта для работ со снятием шин │ │ │ │
│ и тормозных барабанов │ │ │ │
│ б) торцовые стороны автомобилей │1,2 │ 1,5 │ 2 │
│ │
│ Примечания. 1. Расстояния между автомобилями, а также│
│автомобилями и стеной на постах механизированной мойки и│
│диагностики, принимаются в зависимости от вида и габаритов│
│оборудования этих постов. │
│ 2. При необходимости регулярного прохода людей между│
│стеной и постом технического обслуживания и ремонта│
│должны увеличиваться на 0,6 м. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.30. Проезды в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должны проектироваться с учетом следующих габаритов приближения маневрируемых (устанавливаемых на пост обслуживания или выезжающих с него) автомобилей к конструкциям зданий, стационарному оборудованию и автомобилям, находящимся на постах обслуживания:
а) до автомобилей, конструкций здания или стационарного оборудования, расположенных со стороны проезда, на которой размещается пост - 0,3 м при автомобилях I и II категорий, 0,5 м при автомобилях III категории и 0,8 м при автомобилях IV категории;
б) до автомобилей, конструкций здания или стационарного оборудования, расположенных на противоположной стороне проезда (по отношению к месту размещения поста) - 0,8 м при автомобилях I и II категорий и 1 м при автомобилях III и IV категорий.
3.31. Высота помещений для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должна определяться расчетом исходя из условий, что наименьшее расстояние от верха автомобиля, находящегося на подъемнике, или от верха поднятого кузова автомобиля-самосвала, стоящего на полу, до низа конструкций покрытия или перекрытия или до низа выступающих частей грузоподъемного оборудования должно быть не менее 0,2 м.
Высота этих помещений независимо от расчета должна быть не менее 2,8 м.
3.32. На постах для технического обслуживания и ремонта автомобилей, где необходим доступ к автомобилям снизу, должны проектироваться подъемники, канавы или приямки (объединяющие несколько канав) и эстакады. Размеры канав, приямков и эстакад устанавливаются по требованиям технологии.
Канавы, располагаемые параллельно друг другу, как правило, должны объединяться траншеями или тоннелями. Высота от пола до низа конструкций покрытия тоннеля или несущих конструкций для автомобилей над приямками в местах прохода людей должна быть не менее 1,8 м, ширина прохода - 1 м.
Лестницы для выхода из приямков, канав или траншей (тоннелей) должны проектироваться: при количестве мест над приямками или канавами для автомобилей до 5 включительно - одна лестница шириной 0,7 м, при количестве мест для автомобилей более 5 - дополнительно по одной лестнице на каждые 10 автомобилей. При одной лестнице необходимо предусматривать на стене приямка, канавы или траншеи (для обеспечения запасного выхода) установку металлических скоб.
Выходы из приямков, канав, траншей или тоннелей не должны располагаться под автомобилями и на проездах. Указанные выходы и траншеи должны быть ограждены барьером (перилами) высотой 0,9 м.
3.33. Для размещения окрасочных отделений (участков) должны проектироваться два помещения: одно - для окрасочных работ, другое - для подготовки красок. Проемы в стенах помещений для окрасочных работ, выполняемых в камерах, допускается заполнять воротами с пределом огнестойкости 0,6 ч без устройства тамбур-шлюзов в местах этих проемов.
Примечание. На станциях технического обслуживания автомобилей I категории с числом постов менее 10 для размещения окрасочных отделений (участков) допускается предусматривать одно помещение.
3.34. Для размещения аккумуляторных отделений (участков) должны предусматриваться два помещения: одно для ремонта, другое - для зарядки аккумуляторов.
Примечание. Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов допускается не предусматривать, если одновременно должно заряжаться не более 10 аккумуляторов, а зарядка их производится в специальном шкафу с индивидуальным вентиляционным отсосом, включение которого сблокировано с зарядным устройством. На предприятиях по обслуживанию автомобилей, где не предусматривается ремонт аккумуляторов, указанный специальный шкаф для зарядки аккумуляторов допускается размещать в помещениях с производством категории Д или в помещении для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей площадью не более 200 м2.
3.35. Помещения для хранения шин площадью более 25 м2 должны располагаться у наружных стен.
3.36. В помещениях для хранения смазочных материалов в количестве не более 10 м3 допускается размещать насосные агрегаты для перекачки масел.
При хранении в помещении более 25 м3 смазочных материалов необходимо предусматривать вне здания подземные аварийные резервуары для слива масла из наземных расходных резервуаров, расположенных в помещении.
3.37. В помещении для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей допускается иметь не более 5 м3 смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах емкостью не более 1 м3 каждый, а также размещать насосные агрегаты для удаления масел из этих резервуаров.
Примечание. Подземные аварийные резервуары для слива масла из указанных резервуаров допускается не предусматривать.
3.38. Полы в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть с уклоном не менее 1% в сторону трапов и лотков.
Примечание. На предприятиях по обслуживанию автомобилей, работающих на этилированном бензине, полы в помещениях для отделений (участков) моторного и приборов питания должны быть стойкими к воздействию бензина.
3.39. В помещениях для размещения постов мойки автомобилей, диагностического, окрасочного и электротехнического отделений (участков), а также компрессорной и склада смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторного отделения - стойкими к воздействию кислот.
Стены канав, приямков, траншей или тоннелей, как правило, должны быть облицованы керамической плиткой белого цвета.
Вспомогательные помещения
3.40. Вспомогательные помещения предприятий по обслуживанию автомобилей должны предусматриваться в соответствии с главой СНиП проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий с учетом норм настоящей главы СНиП.
3.41. При проектировании бытовых помещений и устройств должно учитываться, что женщины не работают водителями грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2,5 т и автобусов вместимостью более 14 пассажиров.
3.42. При проектировании гардеробных с обслуживанием для хранения одежды водителей легковых автомобилей, а также водителей и кондукторов автобусов количество мест на вешалках для хранения уличной и рабочей одежды должно приниматься равным количеству работающих водителей и кондукторов в наиболее многочисленной смене с коэффициентом 1,2.
3.43. Количество душевых сеток, кранов в умывальных, напольных чаш или унитазов и писсуаров в уборных для водителей и кондукторов должно определяться по расчетному количеству человек, принимаемому равным 50% наибольшего количества водителей и кондукторов, возвращающихся с рейсов на предприятие в течение одного часа, и определяемому технологической частью проекта.
Примечание. Душевые должны предусматриваться для водителей только грузовых автомобилей.
3.44. На автозаправочных станциях с количествам заправляемых в сутки автомобилей до 250 допускается душевые не предусматривать, а шкафы для хранения одежды размещать в производственном помещении станции.
3.45. Количество посадочных мест в столовых и буфетах предприятий по обслуживанию автомобилей должно определяться по количеству работающих в наибольшей смене, за исключением количества водителей и кондукторов, с коэффициентом 1,1.
3.46. Кабинеты по безопасности движения должны приниматься площадью 25 м2 при списочном количестве водителей от 100 до 1000 и 50 м2 - при количестве от 1001 до 3000 водителей.
При количестве водителей на предприятии менее 100 кабинеты по безопасности движения размещаются в помещениях кабинетов по технике безопасности.
3.47. Площади помещений для выдачи и приема путевых документов, для дежурных водителей и для клиентов предприятий по обслуживанию автомобилей должны приниматься по следующим нормам:
а) для выдачи и приема путевых документов исходя из расчетного количества водителей и кондукторов, находящихся одновременно в помещении, и нормы площади 1 м2 на одного человека, но не менее 18 м2;
б) для дежурных водителей исходя из расчетного количества водителей и нормы площади 3 м2 на одного человека;
в) для клиентов на станциях технического обслуживания и автозаправочных станциях исходя из расчетного количества клиентов, находящихся одновременно в помещении, и нормы площади 2 м2 на одного человека.
Примечание. Расчетное количество водителей, кондукторов и клиентов устанавливается нормами технологического проектирования или технологической частью проекта.
4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
4.1. Нормы расхода воды на производственные нужды предприятий по обслуживанию автомобилей и коэффициенты неравномерности водопотребления должны приниматься в соответствии с нормами технологического проектирования или технологической частью проекта.
Норма расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды водителей и кондукторов должна приниматься равной 15 л на одного человека в смену, коэффициент часовой неравномерности водопотребления - равным 2. Качество воды для хозяйственно-питьевых нужд должно отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду.
Примечание. На автозаправочных станциях допускается использовать хозяйственно-питьевой водопровод для заправки автомобилей водой.
4.2. При определении расчетного расхода воды на пожаротушение расходы воды на мойку автомобилей и мытье полов производственных помещений не должны учитываться.
4.3. Для мойки грузовых автомобилей, а также мойки низа легковых автомобилей, автобусов и автофургонов должна проектироваться система оборотного водоснабжения.
Для мойки кузовов легковых автомобилей, автобусов и автофургонов допускается проектировать систему оборотного водоснабжения при условии, что предусматривается последующая обмывка кузовов водой из водопровода.
Примечания. 1. Концентрация загрязнений в воде, подаваемой для мойки автомобилей системами оборотного водоснабжения (после ее очистки), не должна превышать:
взвешенных веществ - 70 мг/л для грузовых автомобилей и 40 мг/л для автобусов и легковых автомобилей;
нефтепродуктов - 20 мг/л для грузовых автомобилей и 15 мг/л для автобусов и легковых автомобилей;
тетраэтилсвинца - 0,001 мг/л.
2. Количество воды, необходимое для восполнения потерь в системе оборотного водоснабжения, должно приниматься равным 10% количества воды, подаваемой для мойки автомобилей.
3. Для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицированных веществ, не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения.
4. Температура воды для немеханизированной мойки автомобилей в периоды с температурой наружного воздуха ниже 0 °C должна быть 20 °C.
4.4. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение должен приниматься: для автозаправочных станций - 10 л/с, площадок для хранения до 250 автомобилей - 10 л/с и площадок для хранения более 250 автомобилей - 15 л/с.
Примечание. Тушение пожара на автозаправочных станциях допускается предусматривать из противопожарных резервуаров. На автозаправочных станциях, расположенных на расстоянии не более 250 м от сетей противопожарного водопровода, противопожарные резервуары не должны предусматриваться; в этом случае автозаправочная станция должна обеспечиваться, кроме средств первичного пожаротушения, двумя углекислотными огнетушителями.
4.5. Производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках. Степень очистки сточных вод на местных установках должна быть не ниже установленной главой СНиП проектирования наружной канализации.
Местные очистные установки должны размещаться вне зданий на расстоянии от наружных стен не менее 6 м. Эти установки допускается размещать в отдельно стоящих зданиях для мойки автомобилей; в помещениях для размещения местных очистных установок должна предусматриваться вентиляция.
Удаление осадка из очистных установок пропускной способностью более 3 л/с должно быть механизировано.
4.6. Концентрация загрязнений в производственных сточных водах предприятий по обслуживанию автомобилей должна приниматься по табл. 9.
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ Категория │ Концентрация загрязнений, мг/л │
│ автомобилей ├───────────────────┬───────────────┬──────────────┤
│ │ взвешенных веществ│нефтепродуктов │ БПК │
│ │ │ │ 20 │
├─────────────┼───────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ I │ 700 │ 75 │ 80 │
│ II │ 1100 │ 670 │ 80 │
│ III │ 1600 │ 850 │ 80 │
│ IV │ 3000 │ 900 │ 80 │
│ │
│ Примечания. 1. Указанная в таблице концентрация│
│взвешенных веществ установлена для условий эксплуатации│
│автомобилей на дорогах с твердыми покрытиями. При эксплуатации│
│автомобилей на дорогах с гравийным или щебеночным покрытием│
│концентрация взвешенных веществ должна приниматься с│
│коэффициентом 1,2, а при эксплуатации автомобилей на грунтовых│
│дорогах - с коэффициентом 1,5. │
│ 2. Концентрация загрязнений в сточных водах приведена в│
│таблице без учета загрязнений, поступающих со сточными водами│
│окрасочных отделений (участков), указанные загрязнения должны│
│приниматься дополнительно по технологической части проекта. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.7. Для очистки дождевых вод, поступающих с площадок для хранения автомобилей и с проездов на территории предприятий по обслуживанию автомобилей (за исключением автозаправочных станций), должны предусматриваться на обводном трубопроводе дождевой канализации очистные сооружения, рассчитанные на пропуск указанных вод в течение 15 мин после начала дождя.
Средняя концентрация загрязнений в дождевых водах должна приниматься: взвешенных веществ - 300 мг/л,
, нефтепродуктов - по нормам, приведенным в
табл. 9
, с коэффициентом 0,1.
4.8. Самотечный трубопровод для отвода сточных вод от постов мойки автомобилей до местных очистных установок должен быть диаметром не менее 200 мм и уложен с уклоном не менее 0,03.
4.9. Дождевые воды и сточные воды от мытья территории автозаправочной станции должны сбрасываться в ливневую или производственную канализацию без устройства местных очистных установок или в водоемы после очистки сточных вод на местных очистных установках; указанные сточные воды автозаправочных станций с количеством заправляемых в сутки автомобилей менее 250 допускается собирать в резервуар сточных вод с последующим вывозом их.
4.10. На автозаправочных станциях, с количеством заправляемых автомобилей в сутки менее 250 и расположенных на расстоянии более 250 м от сетей бытовой канализации, допускается предусматривать уборную с водонепроницаемым выгребом.
5. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
5.1. Расчетная температура воздуха в помещениях для хранения автомобилей, для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей и в складских помещениях должна приниматься по табл. 10.
Таблица 10
┌────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Помещения │ Расчетная температура │
│ │ воздуха, °C │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 1. Помещения для хранения автомобилей │ 5 │
│ 2. Помещения для постов технического │ 16 │
│обслуживания и ремонта автомобилей │ │
│(в том числе канавы, траншеи и др.) │ │
│ 3. Складские помещения, указанные │ 10 │
│в
п. 3.27
настоящей главы СНиП │ │
└────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘
5.2. В помещениях для хранения автомобилей и в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должно предусматриваться воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. В этих помещениях в нерабочее время для поддержания положительных температур должно предусматриваться дежурное отопление.
5.3. Продолжительность обогрева въезжающих в помещения автомобилей должна приниматься: 1 ч - для автомобилей I категории, 2 ч - для автомобилей II и III категории, 3 ч - для автомобилей IV категории.
Примечания. 1. Расход тепла на обогрев автомобилей II и III категории в течение первого часа должен приниматься равным 70% общего расхода тепла на обогрев этих автомобилей.
2. Расход тепла на обогрев автомобилей IV категории должен приниматься: в течение первого часа - 50%, второго - 30% и третьего - 20%.
5.4. В помещениях для хранения автомобилей и в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей должна предусматриваться общеобменная приточно-вытяжная вентиляция (с учетом режима работы предприятия) для разбавления и удаления вредных газовыделений.
Примечания. 1. Количество выделяющихся вредных веществ в помещениях устанавливается нормами технологического проектирования или технологической частью проекта. Количество вредных газов, выделяющихся в помещениях при работе автомобилей с двигателями на жидком топливе, должно определяться в соответствии с
Приложением 2
.
2. В отдельно стоящих неотапливаемых гаражах для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, при хранении в одном помещении до 25 автомобилей, а также в помещениях других гаражей при хранении в них не более двух автомобилей допускается предусматривать естественную вентиляцию.
5.5. Приемные устройства для наружного воздуха приточных вентиляционных систем помещений для хранения автомобилей должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от ворот для автомобилей (с учетом направления господствующих ветров); загрязнение приточного воздуха вредными веществами не должно превышать установленного санитарными нормами.
5.6. В подземных гаражах, размещаемых под жилыми и общественными зданиями, вентиляционные вытяжные шахты должны выводиться на высоту не менее 2 м над коньком крыши наиболее высокого здания, расположенного в радиусе 15 м от вытяжной шахты. Рекомендуется предусматривать "факельный" выброс воздуха в атмосферу.
5.7. В подземных гаражах, размещаемых на незастроенной территории (под проездами, дорогами, скверами и другими площадками), вентиляционные вытяжные шахты должны проектироваться высотой не менее 3 м над уровнем земли и размещаться на расстоянии не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых площадок, спортивных площадок и мест отдыха населения.
5.8. Подача приточного воздуха в помещения для хранения автомобилей должна предусматриваться сосредоточенными струями, направленными в проезды (по длине).
5.9. Удаление воздуха из помещений для хранения автомобилей и от рамп должно предусматриваться из верхней и нижней зон помещений поровну.
Примечание. Воздуховоды (каналы) для удаления воздуха из нижней зоны должны располагаться в колесоотбойных устройствах. В многоэтажных гаражах колесоотбойные устройства должны использоваться также для размещения вытяжных воздуховодов из верхней зоны нижерасположенного этажа.
5.10. В многоэтажных гаражах, где этажи изолированы друг от друга и от рамп, приточные и вытяжные вентиляционные системы (вентиляторы и воздуховоды) помещений для хранения автомобилей должны быть отдельными для каждого этажа. Приточные воздуховоды допускается перед вентилятором объединять в одну магистраль при условии установки в ответвлениях к этажам автоматических обратных клапанов.
В многоэтажных гаражах, где этажи не изолированы друг от друга, допускается проектировать общие для всех этажей приточные и вытяжные вентиляционные системы помещений для хранения автомобилей.
5.11. Подача приточного воздуха в помещения для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должна предусматриваться рассредоточенной непосредственно в рабочую зону, а также в канавы, приямки и тоннели.
Примечание. Температура подаваемого воздуха в канавы, приямки и тоннели в холодный период года должна быть не ниже 16 °C и не выше 25 °C. Количество подаваемого воздуха должно приниматься на 1 м3 объема канавы - 125 м3/ч, приямка - 100 м3/ч и тоннеля - 5 м3/ч.
5.12. Удаление воздуха из помещений для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей должно предусматриваться из верхней зоны помещений.
5.13. В помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей с работающим двигателем должны проектироваться местные отсосы с механическим побуждением для удаления отработавших газов в атмосферу.
Примечание. При размещении в помещении не более двух постов для технического обслуживания и ремонта автомобилей допускается проектировать местные отсосы с естественным побуждением.
5.14. В производственных помещениях, сообщающихся через ворота или двери с помещением для хранения автомобилей, должен обеспечиваться подпор за счет увеличения подачи в производственные помещения приточного воздуха на 20% более объема, определенного расчетом.
5.15. Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны проектироваться у наружных ворот:
а) в помещениях для хранения автомобилей при количестве выездов и въездов в 1 ч более 20;
б) в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей с количеством постов более 5.
Примечание. В помещениях для хранения не более 50 легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, воздушные или воздушно-тепловые завесы допускается не предусматривать.
5.16. В помещениях для размещения аккумуляторного отделения (участка) кроме местной механической вытяжной вентиляции должна предусматриваться естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещений.
Подача приточного воздуха в эти помещения должна предусматриваться непосредственно в нижнюю зону (с малыми скоростями выхода) или из смежных помещений через решетки в нижней части дверей.
5.17. Системы вытяжной вентиляции помещений для размещения окрасочного и аккумуляторного отделений (участков) и помещения для регенерации масла не допускается объединять между собой и с системами вытяжной вентиляции других помещений.
Примечание. Системы вентиляции помещений для размещения окрасочных отделений (участков, окрасочных камер) должны проектироваться с учетом правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов), утвержденных в установленном порядке.
5.18. При проектировании зданий предприятий по обслуживанию автомобилей должна предусматриваться автоматизация регулирования и управления системами отопления и вентиляции.
6. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
6.1. Электрические установки должны проектироваться с учетом условий окружающей среды и классификации помещений и электроустановок по взрывоопасности, пожароопасности и опасности поражения людей электрическим таком в соответствии с правилами устройства электроустановок.
6.2. Категории основных электроприемников (по надежности электроснабжения) должны приниматься: электроприемников лифтов в многоэтажных гаражах, в которых перемещение автомобилей производится только лифтами, гаражей вместимостью более 100 автобусов или 300 легковых автомобилей-такси, или 500 грузовых автомобилей II и III категории, или 50 грузовых автомобилей IV категории, гаражей для автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), а также баз централизованного технического обслуживания и станций технического обслуживания автомобилей с количеством постов более 50 - 2-й категории, остальных предприятий по обслуживанию автомобилей - 3-й категории.
6.3. Разряды зрительной работы при проектировании искусственного освещения должны приниматься:
V (подразряд "б") - в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
VI - в помещениях для хранения автомобилей и в помещениях для постов мойки и уборки автомобилей;
XVII - на постах заправки автомобилей топливом и постах мойки и уборки автомобилей, размещаемых на открытых площадках или под навесами;
XXIV - на площадках для хранения автомобилей.
Примечание. Освещенность автомобилей снизу на постах технического обслуживания и ремонта должна быть не менее 150 лк при люминесцентных лампах и 50 лк при лампах накаливания.
6.4. На предприятиях по обслуживанию автомобилей в помещениях со взрывопожароопасными и пожароопасными производствами (категорий А, Б и В) общей площадью более 1000 м2 не подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения, должна предусматриваться автоматическая пожарная сигнализация.
6.5. Комплектные трансформаторные подстанции с маслонаполненным оборудованием общей установленной мощностью не более 800 кВ x А допускается располагать в помещениях для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей, если в этих помещениях не предусматривается выполнение работ с применением сварки и размещение окрасочных камер.
ПРИ ХРАНЕНИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ИЛИ НА ПЛОЩАДКАХ
1. Количество рядов автомобилей (в направлении их движения) при расстановке автомобилей по
схемам 10
,
11
и
12
должно быть не более восьми.
При хранении автомобилей различных категорий допускается расстановка автомобилей меньших размеров в десять рядов по
схемам 10
,
11
и
12
и в три ряда по
схемам 6
и
7
.
Схема 2
Схема 3
Схема 5
Схема 9
Схема 15
2. На
схемах 13
,
14
и 15 приведены расстановки автопоездов.
Схемы 14
и 15 должны применяться для расстановки на площадках автопоездов в составе тягача и полуприцепа.
КОЛИЧЕСТВО ВРЕДНЫХ ГАЗОВ,
ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ ПРИ РАБОТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
С ДВИГАТЕЛЯМИ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ
1. Количество окиси углерода, окислов азота и альдегидов при маневрировании автомобилей в помещениях для хранения и для постов технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также при регулировке двигателей должно определяться по формулам:
а) для автомобилей с карбюраторными двигателями
; (1)
б) для автомобилей с дизельными двигателями
, (2)
где C - количество вредных газовыделений от одного автомобиля, кг/ч;
B - рабочий объем цилиндров двигателя, л;
P - весовое содержание вредности в отработавших газах, % (принимается по п. 2);
T - время работы двигателя, мин.
2. Весовое содержание вредностей P в отработавших газах должно приниматься по следующей таблице.
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Двигатели │ Весовое содержание вредностей, % │
│ ├───────────────┬─────────────┬────────────┤
│ │окиси углерода │окислов азота│ альдегидов │
├─────────────────────┼───────────────┼─────────────┼────────────┤
│Карбюраторные │ 6 │ - │ - │
│ │ -- │ │ │
│ │ 4 │ │ │
│ │ │ │ │
│Дизельные │ 0,07 │ 0,007 │ 0,05 │
│ │ ----- │ ------ │ ----- │
│ │ 0,05 │ 0,009 │ 0,035 │
│ │
│ Примечания. 1. В числителе указано весовое содержание│
│вредностей, выделяющихся при разогреве двигателя,│
│в знаменателе - при маневрировании автомобиля и выезде из│
│помещения. │
│ Весовое содержание вредностей, выделяющихся при въезде│
│автомобилей в помещение, должно приниматься: для карбюраторных│
│двигателей - 0,4 и для дизельных - 0,55 весового содержания│
│вредностей, указанного в знаменателе. │
│ 2. Продолжительность въезда, маневрирования и выезда│
│автомобилей, а также регулировки двигателей устанавливается│
│нормами технологического проектирования или технологической│
│частью проекта. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3. Количество аэрозолей свинца, выделяющихся при работе карбюраторных двигателей на этилированном бензине, должно определяться по формуле
, (3)
где
- количество аэрозолей свинца, г/кг;
K - содержание тетраэтилсвинца в бензине, г/кг;