СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
М., 1962
Примечание к документу
Утратил силу с 1 января 1972 года в связи с введением в действие СНиП II-Л.3-71 , утв. Госстроем СССР 10.11.1971 г.

Введен в действие с 1 января 1963 года.

Взамен 4 и 5 главы II-В.11 СНиП издания 1954 г.
Название документа
"СНиП II-Л.3-62. Часть II. Раздел Л. Глава 3. Детские ясли-сады. Нормы проектирования"
(утв. Госстроем СССР 10.10.1962)


"СНиП II-Л.3-62. Часть II. Раздел Л. Глава 3. Детские ясли-сады. Нормы проектирования"
(утв. Госстроем СССР 10.10.1962)

Оглавление
Степень огнестойкости и наибольшая этажность зданий должны приниматься согласно указаниям п. 4.2 настоящей главы.

Утверждены
Госстроем СССР
10 октября 1962 года
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ЧАСТЬ II, РАЗДЕЛ Л
ГЛАВА 3
ДЕТСКИЕ ЯСЛИ-САДЫ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СНиП II-Л.3-62
Срок введения
1 января 1963 года
Глава II-Л.3-62 СНиП "Детские ясли-сады. Нормы проектирования" разработана НИИ общественных зданий АСиА СССР при участии ЦНИИЭП жилища АСиА СССР, НИИ стройматериалов АСиА СССР, НИИ архитектуры сооружений АСиА УССР, Гипропроса Министерства просвещения РСФСР, Института гигиены детей и подростков АМН СССР, Института питания АМН СССР, Гипроторга Министерства торговли РСФСР, ВНИСИ Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению.
С введением в действие главы II-Л.3-62 СНиП теряют силу 4 и 5 главы II-В.11 СНиП издания 1954 г.
Редакторы - инж. В.П. Смирнов (Госстрой СССР), канд. арх. Н.Б. Блохина и арх. Л.Т. Вихрова (НИИ общественных зданий АСиА СССР).
Внесены Академией строительства и архитектуры СССР.
Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 10 октября 1962 г.
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий детских яслей-садов.
При проектировании зданий детских яслей-садов следует учитывать также требования главы СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования".
Примечание. Здания отдельных детских яслей и детских садов должны проектироваться с учетом требований настоящей главы.
1.2. Детские ясли-сады подразделяются на:
а) детские ясли-сады с дневным пребыванием детей;
б) детские ясли-сады с круглосуточным пребыванием детей.
1.3. При проектировании зданий детских яслей-садов вместимость их следует принимать:
а) ясли-сады с дневным пребыванием или круглосуточным пребыванием детей на 280 мест;
б) то же, на 140 мест;
в) ясли-сады с дневным пребыванием детей на 90 мест;
г) то же, на 50 мест.
Количество мест в детских яслях-садах на одну тысячу жителей населенных мест следует принимать согласно главе СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования".
Примечание. Строительство в городах и крупных населенных пунктах детских яслей-садов должно осуществляться не менее чем на 140 мест.
Строительство в городах и крупных населенных пунктах детских яслей-садов с меньшим количеством мест производится с разрешения Советов Министров союзных республик.
1.4. В яслях-садах устанавливаются следующие группы детей (по возрасту):
а) группы детей ясельного возраста (до 3 лет), по 20 мест в каждой группе;
б) группы детей в возрасте от 3 до 7 лет, по 25 мест в каждой группе.
Примечание. В яслях-садах на 50 мест группа детей ясельного возраста разделяется на две подгруппы: подгруппа на 10 мест для детей в возрасте до 1,5 лет, подгруппа на 15 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
1.5. Количество групп детей в яслях-садах следует принимать согласно табл. 1.
Таблица 1
Количество групп в яслях-садах
┌────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────┐
│ Вместимость зданий яслей-садов │ Количество │ Количество │ Общее │
│ │ групп детей │ групп детей │количество│
│ │ ясельного │ в возрасте │ групп │
│ │ возраста │от 3 до 7 лет │ │
├────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────┤
│ Ясли-сады с дневным или │ 4 x 20 │ 8 x 25 │ 12 │
│круглосуточным пребыванием детей│ │ │ │
│вместимостью 280 мест │ │ │ │
│ То же, вместимостью 140 мест │ 2 x 20 │ 4 x 25 │ 6 │
│ Ясли-сады с дневным пребыванием│ 2 x 20 │ 2 x 25 │ 4 │
│детей вместимостью 90 мест │ │ │ │
│ То же, вместимостью 50 мест │ 1 (10 + 15) │ 1 x 25 │ 2 │
└────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────┘
1.6. Здания детских яслей-садов должны проектироваться, как правило, II класса. Здания детских яслей-садов вместимостью 50 мест допускается проектировать III и IV классов.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. Здания детских яслей-садов должны располагаться на отдельных участках, площади и размещение которых в населенном месте должны приниматься в соответствии с главой СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования".
2.2. На участках должны быть выделены следующие зоны: общих детских площадок, групповых детских площадок, зеленых насаждений и хозяйственная.
2.3. По периметру участка следует устраивать защитную полосу зеленых насаждений.
Ширину полосы насаждений надлежит принимать не менее 5 м (1 - 2 ряда деревьев). В местах примыкания детских площадок к границам участка ширину полосы зеленых насаждений рекомендуется увеличивать.
2.4. Озеленение участка должно выполняться с учетом следующих требований:
а) площадь озеленения должна быть не менее 50% площади участка;
б) озеленение участка не должно препятствовать доступу солнечных лучей в здание яслей-садов и в то же время должно способствовать защите помещений и детских площадок от чрезмерного нагревания.
Кустарники следует располагать не ближе 5 м от здания, а деревья - не ближе 10 м. В IV климатическом районе эти расстояния допускается уменьшать в зависимости от местных климатических условий;
в) расстояние от деревьев до дорожек следует принимать не менее 1 м;
г) деревья и кустарники с ядовитыми плодами или колючками для озеленения не допускаются.
2.5. Для каждой детской группы на участке следует предусматривать отдельную групповую детскую площадку 130 м2, изолированную от других площадок и огражденную кустарником.
На каждой групповой площадке надлежит предусматривать теневой навес. Площадь навеса следует принимать: на площадке для детей ясельного возраста - 30 м2, на площадке для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 50 м2.
2.6. Для детей в возрасте от 3 до 7 лет на участке следует предусматривать следующие общие детские площадки и устройства:
а) физкультурную площадку для занятий гимнастикой и подвижными играми из расчета 3 м2 на одного ребенка, но не более 250 м2;
б) площадку для животных и птиц площадью 20 м2;
в) бассейн площадью 20 м2, глубиной не более 25 см;
г) огород-ягодник из расчета 0,5 м2 на одного ребенка.
Примечание. Огород-ягодник может быть при каждой игровой площадке. В этом случае огород-ягодник должен быть площадью 15 м2.
2.7. Общие и групповые площадки для детей в возрасте от 3 до 7 лет следует изолировать от площадок для детей ясельного возраста.
2.8. Групповые площадки рекомендуется размещать вблизи выходов из помещений детских групп.
Примечание. В районах с сейсмичностью 9 баллов расстояние от детских площадок до зданий должно быть не менее высоты этих зданий.
2.9. Площадку для животных и птиц следует располагать в глубине участка вблизи хозяйственного двора, а бассейн - вблизи физкультурной площадки.
2.10. Все площадки для детей в возрасте от 3 до 7 лет должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1 - 1,5 м (для езды на велосипедах, педальных автомобилях и т.д.). Кольцевая дорожка не должна пересекать групповых площадок.
2.11. В хозяйственной зоне участка следует предусматривать площадку для мусоросборников.
2.12. На участке должно быть предусмотрено электрическое освещение.
2.13. Участок должен быть огражден по периметру.
2.14. Расстояние от границы участка до стены жилого дома, имеющей входы, должно быть не менее 10 м, а до стены, в которой не имеется входов, не менее 5 м.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЯ
И К ОТДЕЛКЕ ПОМЕЩЕНИЙ
3.1. Детские ясли-сады могут проектироваться в одном или нескольких зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами. Детские ясли-сады, проектируемые для строительства в IV климатическом районе, а также при сложном рельефе и других особенностях участка, могут проектироваться в нескольких зданиях, без переходов между ними.
Примечание. Размещение детских яслей-садов в зданиях иного назначения не допускается.
3.2. Состав и площади помещений детских групп, изоляторов, помещений вспомогательного и административно-хозяйственного назначения следует принимать согласно табл. 2.
Таблица 2
Состав и площади помещений
┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование помещений │ Площади помещений в м2 и количество помещений │
│ ├────────────────────────────┬───────────────────┤
│ │ в детских яслях-садах │ в детских │
│ │с дневным пребыванием детей │ яслях-садах │
│ │ при количестве мест │ с круглосуточным │
│ │ │ пребыванием детей │
│ │ │при количестве мест│
│ ├───────┬──────┬──────┬──────┼─────────┬─────────┤
│ │ 50 │ 90 │ 140 │ 280 │ 140 │ 280 │
├────────────────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼─────────┼─────────┤
│ А. Помещения для детей │ │ │ │ │ │ │
│ ясельного возраста │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Приемная │ 15 │ 30 │ 30 │ 60 │ 30 │ 60 │
│ │------ │------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │15 x 1 │15 x 2│15 x 2│15 x 4│ 15 x 2 │ 15 x 4 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Игральная-столовая │ 62 │ 100 │ 100 │ 200 │ 100 │ 200 │
│ │-------│------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │25 + 37│50 x 2│50 x 2│50 x 4│ 50 x 2 │ 50 x 4 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Спальная-веранда │ - │ - │ - │ - │ 72 │ 144 │
│ │ │ │ │ │ ------ │ ------ │
│ │ │ │ │ │ 36 x 2 │ 36 x 4 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Веранда │ 40 │ 72 │ 72 │ 144 │ - │ - │
│ │------ │------│------│------│ │ │
│ │40 x 1 │36 x 2│36 x 2│36 x 4│ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Помещение (или стелла- │ 2 │ 4 │ 4 │ 8 │ - │ - │
│жи) для хранения спаль- │ ----- │----- │----- │----- │ │ │
│ных мешков и постельных │ 2 x 1 │2 x 2 │2 x 2 │2 x 4 │ │ │
│принадлежностей │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Туалетная │ 10 │ 20 │ 20 │ 40 │ 20 │ 40 │
│ │------ │------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │10 x 1 │10 x 2│10 x 2│10 x 4│ 10 x 2 │ 10 x 4 │
│ ───────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼─────────┼─────────┤
│ Итого: │ 129 │ 226 │ 226 │ 452 │ 222 │ 444 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Б. Помещения для детей │ │ │ │ │ │ │
│в возрасте от 3 до 7 лет│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Раздевальная │ 15 │ 30 │ 60 │ 120 │ 60 │ 120 │
│ │------ │------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │15 x 1 │15 x 2│15 x 4│15 x 8│ 15 x 4 │ 15 x 8 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Спальная-веранда │ - │ - │ - │ - │ 200 │ 400 │
│ │ │ │ │ │ ------ │ ------ │
│ │ │ │ │ │ 50 x 4 │ 50 x 8 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Групповая │ 62 │ 124 │ 248 │ 496 │ 200 │ 400 │
│ │------ │------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │62 x 1 │62 x 2│62 x 4│62 x 8│ 50 x 4 │ 50 x 8 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Буфетная │ 3 │ 6 │ 12 │ 24 │ - │ - │
│ │ ----- │----- │----- │----- │ │ │
│ │ 3 x 1 │3 x 2 │3 x 4 │3 x 8 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Помещение для хранения │ 5 │ 10 │ 20 │ 40 │ - │ - │
│кроватей │ ----- │----- │----- │----- │ │ │
│ │ 5 x 1 │5 x 2 │5 x 4 │5 x 8 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Туалетные │ 14 │ 28 │ 56 │ 112 │ 56 │ 112 │
│ │------ │------│------│------│ ------ │ ------ │
│ │14 x 1 │14 x 2│14 x 4│14 x 8│ 14 x 4 │ 14 x 8 │
│ ───────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼─────────┼─────────┤
│ Итого: │ 99 │ 198 │ 396 │ 792 │ 516 │ 1032 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ В. Комната │ - │ - │ 75 │ 75 │ 75 │ 75 │
│ для музыкальных │ │ │ │ │ │ │
│и гимнастических занятий│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│Г. Медицинские помещения│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Медицинская комната │ 6 │ 6 │ 8 │ 10 │ 8 │ 10 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Комната для заболевших │ - │ 8 │ 12 │ 16 │ - │ - │
│детей │ │----- │----- │----- │ │ │
│ │ │8 x 1 │6 x 2 │8 x 2 │ │ │
│ Изолятор: │ │ │ │ │ │ │
│ приемная │ - │ - │ - │ - │ 4 │ 6 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ палаты │ - │ - │ - │ - │ 18 │ 36 │
│ │ │ │ │ │ ----- │ ----- │
│ │ │ │ │ │ 9 x 2 │ 9 x 4 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ туалетная │ - │ - │ - │ - │ 2 │ 4 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Д. Административно- │ │ │ │ │ │ │
│хозяйственные помещения │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ Кабинет заведующего │ 6 │ 6 │ 8 │ 8 │ 8 │ 8 │
│ Комната персонала │ - │ - │ 8 │ 12 │ 8 │ 12 │
│ Кухня │ 21 │ 24 │ 30 │ 46 │ 30 │ 46 │
│ Кладовая для хранения │ - │ 4 │ 5 │ 6 │ 5 │ 6 │
│овощей │ │ │ │ │ │ │
│ Кладовая сухих │ 6 │ 7 │ 8 │ 12 │ 8 │ 12 │
│продуктов │ │ │ │ │ │ │
│ Туалетная для персонала│ 3 │ 3 │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │
│ Комната для хранения │ 4 │ 6 │ 8 │ 10 │ 8 │ 10 │
│чистого белья │ │ │ │ │ │ │
│ Стиральная-разборочная │ 10 │ 16 │ 12 │ 18 │ 18 │ 24 │
│ Сушильная-гладильная │ - │ - │ 8 │ 12 │ 12 │ 16 │
│ Хозяйственная кладовая │ 4 │ 6 │ 8 │ 10 │ 8 │ 12 │
│ Тепловой пункт │ 10 │ 10 │ 10 │ 10 │ 10 │ 10 │
│ ───────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼─────────┼─────────┤
│ Итого: │ 70 │ 96 │ 205 │ 250 │ 227 │ 292 │
│ ───────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼─────────┼─────────┤
│ Всего: │ 298 │ 520 │ 827 │ 1494 │ 965 │ 1768 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ В том числе рабочей │ 288 │ 510 │ 817 │ 1484 │ 955 │ 1758 │
│площади │ │ │ │ │ │ │
│ │
│ Примечания. 1. При проектировании зданий детских яслей-садов│
│рекомендуется предусматривать возможность пристройки к ним веранд или│
│спален-веранд для групп детей в возрасте от 3 до 7 лет площадью 50 м2 на│
│каждую группу. │
│ 2. Буфетные в игральных-столовых в дневных и круглосуточных группах,│
│а также в групповых круглосуточных группах устраиваются в нишах площадью│
│2 - 3 м2. │
│ 3. Отклонение от норм площадей помещений игральных-столовых,│
│групповых, веранд и спален-веранд допускается в сторону уменьшения│
│до 2,5%. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.3. Строительные объемы зданий детских яслей-садов не должны превышать величин, приведенных в табл. 3.
Таблица 3
Строительные объемы зданий в м3
┌─────────────────────┬───────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование │ Детские ясли-сады с дневным │ Детские ясли-сады │
│ показателей │ пребыванием детей │ с круглосуточным │
│ │ при количестве мест │ пребыванием детей │
│ │ │при количестве мест│
│ ├───────┬───────┬───────┬───────┼─────────┬─────────┤
│ │ 50 │ 90 │ 140 │ 280 │ 140 │ 280 │
├─────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────┤
│ Строительные объемы │ 1300 │ 2400 │ 3800 │ 6700 │ 4400 │ 7900 │
│зданий │ │ │ │ │ │ │
│ Объем на одно место │ 26 │ 26,7 │ 27,1 │ 24 │ 31,4 │ 28,2 │
│ │
│ Примечания. 1. Объем зданий указан без учета объема котельной. │
│ 2. Объемные показатели приведены для зданий, проектируемых для│
│несейсмических районов, со стенами из кирпича при толщине наружных стен│
│0,51 м, внутренних стен 0,38 м и при толщине чердачного перекрытия не│
│более 0,3 м. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.4. Высота надземных этажей зданий детских яслей-садов должна быть равной 3,3 м.
При строительстве зданий детских яслей-садов из элементов крупнопанельных жилых домов допускается принимать высоту этажа 2,7 - 2,8 м (в зависимости от конструкций жилых домов) при соответствующем увеличении площади групповых и игральных-столовых на 20%.
3.5. Ширина административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) должна быть не менее 2,2 м.
Ширина коридоров должна быть не менее 1,4 м.
3.6. Ориентацию окон помещений следует принимать в соответствии с указаниями табл. 4.
Таблица 4
Ориентация окон помещений
┌─────────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐
│ Наименование помещений │ Севернее 45° │ Южнее 45° │
│ │ северной широты │ северной широты │
│ ├───────────┬───────────┼───────────┬───────────┤
│ │оптимальная│допускаемая│оптимальная│допускаемая│
│ │ориентация │ориентация │ориентация │ориентация │
├─────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ Групповая, игральная- │ Ю │ ЮВ, В │ Ю │ ЮВ, В │
│столовая │ │ │ │ │
│ Комната для музыкальных │ Ю │ Без │ Ю │ СВ, С │
│и гимнастических занятий │ │ограничений│ │ │
│ Спальная-веранда │ Ю │ То же │ Ю │ СВ, С │
│ Веранда │ Ю │ " │ С │ Ю, В │
│ Комната для заболевших │ Ю │ " │ Ю │ В, С │
│детей и изолятор │ │ │ │ │
│ Кухня │ С │ СВ, СЗ │ С │ Ю, СВ │
│ │
│ Примечания. 1. При ориентации веранд и спален-веранд на север│
│обязательно устройство дополнительного освещения с восточной или западной│
│стороны. │
│ 2. Ориентация игральных-столовых и групповых длинной стороной│
│помещений на запад допускается только при угловом их расположении и│
│устройстве дополнительного освещения с южной стороны. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.7. Оконные проемы в спальной-веранде должны размещаться не менее чем с двух сторон.
3.8. Веранды ясельных групп в зданиях, проектируемых для строительства в IV климатическом районе, в зависимости от местных условий могут устраиваться как остекленными, так и открытыми.
3.9. Помещения детских групп должны размещаться в первом и втором этажах.
В первом этаже рекомендуется размещать помещения для детей ясельного возраста, изолятора, кухни, стиральной, сушильной, комнаты заведующего, медицинской комнаты и комнаты для заболевших детей (последние три помещения - вблизи входов или у лестничной клетки). Из изолятора должен быть отдельный выход.
Кухню, стиральную и другие административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже.
3.10. Под окнами игральных-столовых, групповых, спален-веранд и веранд запрещается располагать окна стиральной, а также кухни с газовым оборудованием и не рекомендуется располагать окна туалетных.
В двухэтажных зданиях помещения туалетных следует располагать друг над другом.
3.11. В каждую ясельную группу должен быть отдельный вход. Допускается устройство общего входа в две группы ясельного возраста при расположении их на втором этаже. Для групп детей в возрасте от 3 до 7 лет допускается устройство общего входа не более чем на три группы.
3.12. Допускается объединение входа в административные помещения со входом в одну из детских групп.
В зданиях детских яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях, проектируемых для строительства в IV климатическом районе, рекомендуется устраивать отдельные входы в кухню и стиральную.
3.13. Наружные входы в зданиях, проектируемых для строительства в I, II и III климатических районах, должны быть с двойными тамбурами, а в зданиях, проектируемых для строительства в IV климатическом районе, с одним тамбуром, или без тамбура - в зависимости от местных условий.
3.14. В зданиях, проектируемых для строительства в I, II и III климатических районах, при выходе из помещений ясельной группы на холодную веранду необходимо предусматривать устройство тамбура. Тамбуры должны иметь глубину не менее 1,6 м.
3.15. Помещения каждой группы должны быть изолированы от помещений других групп, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь между всеми группами, комнатой для музыкальных и гимнастических занятий, комнатой для заболевших детей, изолятором и обслуживающими помещениями, но без прохода через помещения других групп.
Для двух смежно расположенных групп детей в возрасте от 3 до 7 лет, как исключение, допускается устройство общей раздевальной.
3.16. Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения:
в ясельных группах: приемная с игральной-столовой; игральная-столовая со спальной-верандой или верандой, туалетной и буфетной;
в группах для детей в возрасте от 3 до 7 лет: раздевальная с групповой; групповая с туалетной, спальной-верандой, помещением для хранения кроватей, с буфетной.
Примечания. 1. Из игральной-столовой или приемной рекомендуется устраивать окно на веранду.
2. В зданиях детских яслей-садов на 50 мест игральные-столовые ясельных подгрупп должны располагаться смежно с приемной, а туалетная и веранда - с игральной-столовой подгруппы.
3. Помещение стеллажей для хранения спальных мешков должно быть расположено смежно с верандой.
3.17. В помещениях детских яслей-садов рекомендуется предусматривать следующее встроенное оборудование:
в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для хранения кроватей и постельных принадлежностей;
в игральных-столовых - ленточные столы под окнами;
в раздевальных и приемных - шкафы для верхней одежды, обеспечивающие ее сушку;
в туалетных - хозяйственные шкафы;
в спальных-верандах - шкафы для постельного белья;
в кладовых и комнатах для хранения белья - стеллажи;
в коридорах - хозяйственные шкафы и шкафы для хранения одежды персонала.
3.18. Унитазы в туалетных для детей надлежит устанавливать в открытых кабинах размерами в плане 0,8 x 0,75 м, разделенных экранами высотой 1,2 м (от пола) и не доходящими до пола на 0,15 м.
Наименьшая ширина прохода вдоль фронта кабин и противолежащей стеной должна быть 1,2 м.
3.19. Палаты изолятора должны быть непроходными. Между палатами рекомендуется устройство остекленных перегородок.
Медицинскую комнату рекомендуется располагать смежно с комнатой для заболевших детей с устройством между ними остекленной перегородки.
3.20. Заготовочная, моечная и раздаточная должны быть запроектированы на площади кухни и отделены от нее оборудованием или перегородкой.
3.21. Устройство прохода в кладовую через кухню не допускается.
3.22. Кладовые должны размещаться рядом с кухней и не должны быть проходными.
3.23. При работе кухонной плиты на твердом топливе топочное отверстие должно выходить в специальное помещение.
3.24. Расстановка оборудования в кухне должна выполняться в соответствии с требованиями главы СНиП II-Л.8-63 "Предприятия общественного питания. Нормы проектирования" <*>.
--------------------------------
<*> Впредь до утверждения главы СНиП II-Л.8-63 следует руководствоваться указаниями "Норм и технических условий проектирования предприятий общественного питания" СН 87-60.
3.25. Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной должны располагаться смежно.
3.26. Входы для сдачи грязного белья и получения чистого белья в детских яслях-садах вместимостью 140 и 280 мест должны быть отдельными.
При расположении входа в стиральную-разборочную со стороны коридора следует предусматривать устройство тамбура с окном в стиральную для сдачи грязного белья. Расположение входа в стиральную-разборочную против входа в игральную-столовую, групповую или кухню не допускается.
3.27. В групповых, игральных-столовых и спальных-верандах подоконники рекомендуется устраивать на высоте 50 - 60 см от уровня пола.
3.28. Для защиты помещений с пребыванием детей от перегрева в жаркие летние месяцы необходимо предусматривать солнцезащитные устройства в виде штор, жалюзи, козырьков и т.п.
3.29. В помещениях игральных-столовых и групповых должно быть обеспечено сквозное или угловое проветривание.
В зданиях, проектируемых для строительства в I, II и III климатических районах, допускается сквозное проветривание игральных-столовых и групповых через спальные-веранды, приемные или раздевальные.
В зданиях, проектируемых для строительства в IV климатическом районе, допускается сквозное проветривание игральных-столовых и групповых через спальные-веранды. В этих же зданиях рекомендуется предусматривать сквозное или угловое проветривание в помещениях спален-веранд, кухонь, стиральных и туалетных.
3.30. Перила и поручни лестниц в зданиях детских яслей-садов должны отвечать следующим требованиям:
а) лестничные перила должны состоять только из вертикально расположенных элементов с расстоянием между ними не более 10 см;
б) выше перил лестниц должно быть предусмотрено дополнительное ограждение высотой 0,5 м;
в) у стен лестничной клетки должен быть предусмотрен дополнительный поручень для детей, устанавливаемый на высоте 0,5 м, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали.
3.31. Панели стен и полы помещений должны быть гладкими и допускать мокрую уборку.
3.32. Стены игральных-столовых, групповых, спален-веранд и комнат для музыкальных и гимнастических занятий должны иметь матовую поверхность светлых тонов.
3.33. Коэффициент теплоусвоения материалов полов всех детских помещений, включая туалетные, должен быть не более 5 ккал/м2 x град/час.
3.34. При расчете ограждающих конструкций относительную влажность воздуха следует принимать: в кухнях и постирочных 60 - 70%; в помещениях с пребыванием детей 50 - 60%.
4. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. При проектировании зданий детских яслей-садов должны учитываться противопожарные требования согласно главе СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", а также требования настоящего раздела.
4.2. Наименьшая степень огнестойкости и наибольшая этажность зданий детских яслей-садов в зависимости от их вместимости должны приниматься согласно табл. 5.
Таблица 5
Наименьшая степень огнестойкости и наибольшая этажность
зданий детских яслей-садов
┌─────────────────────────┬─────────────────────┬────────────────┐
│ Вместимость яслей-садов │ Наименьшая степень │ Наибольшая │
│ │ огнестойкости │ этажность │
├─────────────────────────┼─────────────────────┼────────────────┤
│50 мест │ V │ 1 │
│90 и 140 мест │ III │ 2 │
│280 мест │ II │ 2 │
└─────────────────────────┴─────────────────────┴────────────────┘
4.3. Устройство мансард в зданиях детских яслей-садов не допускается.
4.4. Деревянные каркасные и щитовые здания детских яслей-садов должны быть высотой не более одного этажа и оштукатуренными; в качестве утеплителя стен указанных зданий должны применяться неорганические материалы.
4.5. В двухэтажных зданиях детских яслей-садов II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа допускается использование наружных пожарных лестниц.
4.6. Здания детских яслей-садов объемом 5000 м3 и более должны быть оборудованы внутренним противопожарным водопроводом.
5. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
5.1. Здания детских яслей-садов должны быть оборудованы водопроводом и канализацией.
5.2. Расчет внутренних водопроводных сетей, нормы водопотребления, нормы расхода воды и количество струй на внутреннее пожаротушение должны приниматься в соответствии с главой СНиП II-Г.1-62 "Внутренний водопровод жилых и общественных зданий. Нормы проектирования", а расчет внутренних канализационных сетей - согласно главе СНиП II-Г.4-62 "Внутренняя канализация жилых и общественных зданий. Нормы проектирования".
5.3. Помещения детских яслей-садов должны иметь следующее санитарно-техническое оборудование:
а) приемная ясельной группы для грудных детей - умывальник для взрослых;
б) игральная-столовая ясельной группы для грудных детей - умывальник для взрослых со смесителем;
в) буфетная - мойка на два отделения с подводкой холодной и горячей воды;
г) туалетная ясельных групп - два умывальника для детей, слив (видуар), душевой поддон, а для группы грудных детей - умывальник для взрослых, слив (видуар), детская ванна;
д) туалетная в группах детей в возрасте от 3 до 7 лет - четыре умывальника для детей, душевой поддон с дополнительным краном для мытья ног, умывальник для взрослых, три детских унитаза;
е) комната для заболевших детей - умывальник для детей;
ж) туалетная изолятора - умывальники для детей и взрослых, слив (видуар), душевой поддон;
з) медицинская комната - умывальник для взрослых;
и) туалетная персонала - умывальник, унитаз, душевой поддон.
5.4. К умывальникам для детей и душам должна подводиться вода температурой 35 °C из промежуточного бачка или от группового смесителя.
5.5. Высоту установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта, следует принимать:
а) умывальников для детей в ясельных группах - 0,4 м;
б) умывальников для детей в группах в возрасте от 3 до 7 лет - 0,5 м;
в) ванн на постаментах - 0,9 м;
г) душевого поддона в ясельных группах - 0,9 м (высота подвески душевой сетки с гибким шлангом над поддоном - 1,2 м), душевого поддона в группах детей в возрасте от 3 до 7 лет - 0,6 м (для подвески душевой сетки с гибким шлангом над поддоном должны предусматриваться два кронштейна на высотах 1,5 и 0,15 м).
Примечание. Высота установки душевых поддонов указана при глубине их 0,45 м.
5.6. На участке необходимо предусматривать подводку воды к групповым площадкам и для поливки зеленых насаждений, а также мероприятия по отводу дождевых вод с территории участка.
6. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
6.1. Отопление и вентиляция зданий детских яслей-садов должны проектироваться согласно главе СНиП II-Г.7-62 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования".
6.2. Расчетная температура и кратность обмена воздуха в помещениях детских яслей-садов должны приниматься согласно табл. 6.
Таблица 6
Расчетные температуры и кратности
обмена воздуха в помещениях
┌───────────────────────────────────┬─────────────────────┬───────────────┐
│ Наименование помещений │Расчетная температура│ Кратность │
│ │ воздуха в помещении │обмена воздуха │
│ │ в °C │ в 1 ч │
│ │ │ (по вытяжке) │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤
│ Групповая, игральная-столовая, │ 20 │ 1,5 │
│приемная, комната для музыкальных │ │ │
│и гимнастических занятий │ │ │
│ Комната для заболевших детей │ 20 │ 1,5 │
│и изолятор │ │ │
│ Медицинская комната │ 22 │ 1,5 │
│ Туалетная для детей в возрасте │ │ │
│от 3 до 7 лет: │ │ │
│ умывальная │ 20 │ 2 │
│ уборная │ 20 │ 5 │
│ Туалетная ясельной группы │ 22 │ 2 │
│ Спальная-веранда, раздевальная │ 18 │ 1,5 │
│ Комната персонала │ 18 │ 0,5 │
│ Стиральная-разборочная │ 18 │ 5 │
│и сушильная-гладильная │ │ │
│ Комната для хранения чистого белья│ 15 │ 0,5 │
│ Кухня │ 15 │ По расчету │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────┴───────────────┘
6.3. Здания детских яслей-садов должны быть оборудованы центральным водяным отоплением с теплоносителем температурой 95 - 70 °C.
Устройство печного отопления допускается в одноэтажных зданиях детских яслей-садов вместимостью не более 50 мест, возводимых в сельских местностях. В этом случае на участке необходимо предусматривать сарай для хранения топлива.
6.4. В качестве нагревательных приборов следует применять радиаторы, которые в помещениях с пребыванием детей должны быть ограждены деревянными решетками. Тип решеток должен назначаться с учетом того, чтобы увеличение поверхности нагрева радиаторов не превышало 15%.
6.5. В зданиях детских яслей-садов, проектируемых для строительства в I, II и III климатических районах, полы в помещениях групповых и игральных-столовых, располагаемых в первом этаже, должны подогреваться до температуры 22 - 24 °C.
6.6. В шкафах для сушки детской одежды следует устанавливать ребристые трубы. Удаление воздуха из этих шкафов должно осуществляться через канал, присоединенный к общей системе вентиляции.
6.7. В помещениях детских яслей-садов должна предусматриваться вытяжная канальная вентиляция с естественным побуждением, а в кухнях, уборных и стиральных - с механическим побуждением.
6.8. В помещениях с пребыванием детей не менее 50% окон должны иметь верхние откидные фрамуги с рычажными фрамужными приборами и с боковыми щитами для направления движения наружного воздуха вверх.
6.9. Изоляторы должны обслуживаться отдельными вытяжными каналами.
7. ОСВЕЩЕНИЕ
7.1. Помещения яслей-садов должны иметь непосредственное естественное освещение.
Допускается освещение вторым светом коридоров, бельевых, а также уборных в туалетных для групп детей в возрасте от 3 до 7 лет детских яслей-садов, проектируемых для строительства в I, II и III климатических районах.
Помещения кладовых, уборных для персонала, буфетных и для хранения кроватей допускается освещать искусственным светом.
7.2. Расчет естественной освещенности помещений производится согласно главе СНиП II-А.8-62 "Естественное освещение. Нормы проектирования".
Коэффициенты естественной освещенности помещений должны быть не менее указанных в табл. 7.
Таблица 7
Коэффициенты естественной освещенности помещений
┌─────────────────────────────────────────┬──────────────┬────────────────┐
│ Наименование помещений │ Коэффициенты │ Поверхности, │
│ │ естественной │ к которым │
│ │ освещенности │относятся нормы │
│ │ │ К, Е, О │
├─────────────────────────────────────────┼──────────────┼────────────────┤
│ Групповая, игральная-столовая, спальная-│ 1,5 │ На полу │
│веранда, изолятор, комната для заболевших│ │ │
│детей, комната для музыкальных │ │ │
│и гимнастических занятий │ │ │
│ Приемная, раздевальная │ 1 │ То же │
└─────────────────────────────────────────┴──────────────┴────────────────┘
7.3. Проектирование искусственного освещения помещений производится согласно главе СНиП II-А.9-62 "Искусственное освещение. Нормы проектирования".
Нормы освещенности помещений искусственным светом приведены в табл. 8.
Таблица 8
Нормы освещенности помещений искусственным светом
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────┐
│ Наименование помещений │ Наименьшая │ Уровень │
│ │ освещенность в лк │ поверхности, │
│ ├──────────┬──────────┤ к которой │
│ │при люми- │при лампах│ относится норма │
│ │несцентных│накалива- │ освещенности │
│ │лампах │ния │ │
├─────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼─────────────────┤
│ Групповая, игральная-столовая, │ 200 │ 100 │ Горизонтальная │
│комната для музыкальных и │ │ │плоскость на │
│гимнастических занятий │ │ │уровне 0,5 м от │
│ │ │ │пола │
│ Приемная │ 150 │ 75 │ То же, 0,8 м │
│ Раздевальная │ 100 │ 50 │ На полу │
│ Спальная-веранда, веранда │ 75 │ 30 │| Горизонтальная│
│ Изолятор, комната для заболевших│ 100 │ 50 │{ плоскость на │
│детей │ │ │| уровне 0,5 м от│
│ │ │ │| пола │
└─────────────────────────────────┴──────────┴──────────┴─────────────────┘
7.4. В буфетной, приемной, раздевальной, изоляторе, комнате для заболевших детей, медицинской комнате, кабинете заведующего должно быть предусмотрено местное освещение.
7.5. Освещенность дорожек на территории участка должна быть не менее 1 лк, а групповых площадок - не менее 3 лк.
8. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
8.1. Электрооборудование зданий детских яслей-садов должно соответствовать действующим правилам.
8.2. Электропроводка должна быть скрытой. На верандах, в туалетных, а также в кухнях, кладовых и других подсобных помещениях допускается открытая электропроводка многожильными проводами и кабелями.
8.3. В групповых, игральных-столовых, а также в помещениях, имеющих местное освещение, штепсельные розетки должны устанавливаться на высоте не менее 1,5 м от пола.
8.4. Здания детских яслей-садов должны быть оборудованы радио, телефоном, звонками.