Классификация автомобильных дорог
|
Основные транспортные средства (категория), пользующиеся автомобильной дорогой
|
Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.
|
Категория
|
Тип расчетного транспортного средства (категория)
|
Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий
|
Все типы (все категории)
|
100 - 400
|
IVА-р
|
Легковой автомобиль (M
1
) или тяжелый грузовой (N
3
) (не менее 10% в составе движения)
|
< 100
|
IVБ-р
|
Легковой автомобиль (M
1
) или тяжелый грузовой (N
3
) (не менее 10% в составе движения)
|
||
Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам
|
Легковые автомобили (M
1
), грузовые автомобили (N
2
), автобусы (M
2
, M
3
), транспортные средства специального назначения (M
2
C, M
3
C)
|
100 - 400
|
IVБ-п
|
Грузовой автомобиль (N
2
) или автобус (M
2
, M
3
) (не менее 10% в составе движения)
|
50 - 99
|
VА
|
Легковой автомобиль (M
1
)
|
||
< 50
|
VБ
|
|||
Подъезды к фермам
|
Легковые автомобили (M
1
), легкие грузовые (N
1
), грузовые (N
2
), автобусы (M
2
, M
3
), тяжелые грузовые (N
3
) и сельхозтехника (T)
|
100 - 400
|
IVА-п
|
Грузовой автомобиль (N
2
)
|
50 - 99
|
VА
|
|||
< 50
|
VБ
|
|||
Подъезды к промышленным предприятиям
|
Тяжелые грузовые (N
3
), автобусы (M
2
, M
3
), легковые автомобили (M
1
), автопоезда с полуприцепами (N
3
+ O
2
, N
3
+ O
3
)
|
100 - 400
|
IVА-п
|
Автопоезд с полуприцепом (N
3
+ O
2
, N
3
+ O
3
)
|
50 - 99
|
VА
|
|||
< 50
|
VБ
|
|||
Подъезды к месторождениям полезных ископаемых
|
Тяжелые грузовые (N
3
), автобусы (M
2
, M
3
)
|
100 - 400
|
IVА-п
|
Тяжелый грузовой (N
3
)
|
50 - 99
|
VА
|
|||
< 50
|
VБ
|
|||
Подъезды к сельскохозяйственным угодьям
|
Сельхозтехника (T) (в том числе средние грузовые (N
2
), зерноуборочные машины (T))
|
< 50
|
VБ
|
Средний грузовой (N
2
) (зерноуборочная машина (T))
|
Подъезды к рекреационным зонам
|
Легковые автомобили (M
1
), прицепы к ним (O
1
), автомобили-дома (M
1
C)
|
100 - 400
|
IVБ-п
|
Автомобиль-дом (M
1
C)
|
50 - 99
|
VА
|
Легковой автомобиль (M
1
)
|
||
< 50
|
VБ
|
Легковой автомобиль (M
1
)
|
Назначение автомобильных дорог с НИД
|
Категория дороги
|
Расчетная скорость, км/ч
|
Категория рельефа
|
||
Равнинный
|
Пересеченный
|
Горный
|
|||
Рекомендуемые расчетная скорость, км/ч
|
|||||
Распределительные
|
IVА-р
|
30 - 80
|
80
|
50
|
30
|
IVБ-р
|
30 - 60
|
60
|
40
|
30
|
|
Подъезды
|
IVА-п
|
30 - 70
|
70
|
50
|
30
|
IVБ-п
|
30 - 60
|
60 (50
<*>
)
|
40
|
30
|
|
VА
|
20 - 50
|
50 (40
<**>
)
|
40 (30
<**>
)
|
30 (20
<**>
)
|
|
VБ
|
20 - 40
|
40 (30
<**>
)
|
30
|
30 (20
<**>
)
|
|
VБ
<***>
|
20 - 30
|
30 (20)
|
30 (20)
|
30 (20)
|
|
Параметры элементов дорог
|
Автомобильные дороги с НИД
|
|||||
Распределительные
|
Подъезды
|
|||||
IVА-р
|
IVБ-р
|
IVА-п, IVБ-п
|
VА
|
VБ
|
VБ
<**>
|
|
Общее число полос движения
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Ширина полосы движения, м
|
3,0
|
2,75 - 3,00
|
3,0
|
4,5
|
4,5
|
4, 5
(6,0
<***>
)
|
Ширина краевой полосы у обочины, м
|
0,5
|
0,25 - 0,50
|
0,25
|
-
|
-
|
-
|
Ширина укрепленной части обочины, м
|
1,0
|
0,75
|
0,75
|
-
|
-
|
-
|
Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
-
|
-
|
-
|
Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями
|
В соответствии с
ГОСТ Р 52289-2004
|
|||||
Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м
|
2,0
|
1,50 - 1,75
|
1,5
|
1,5
|
1,5 (1,0
<*>
)
|
1,0
|
Ширина земляного полотна, м
|
10,0
|
9,0
|
9,0
|
7,5
|
7,5 (6,5
<*>
)
|
6,5 (8,0
<***>
)
|
Примечания
1 В ширину обочины входят: краевая полоса, укрепленная часть обочины, ширина полосы для установки ограждения, грунтовая часть.
2 Наименьшую ширину грунтовой части обочины с ограждениями следует устанавливать по
ГОСТ Р 52289
.
3 Для дорог IVБ-р при расчетном легковом автомобиле (M
1
) ширина полосы движения должна приниматься 2,75 м, полная ширина обочины (без ограждений) 1,75 м, в том числе ширина краевой полосы 0,5 м; при расчетном транспортном средстве грузовой автомобиль (N
2
) или автомобиль-дом (M
1
C): полоса движения 3,0 м, полная ширина обочин (без ограждения) 1,5 м, в том числе ширина краевой полосы 0,25 м.
4 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках, в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами, при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения, следует уменьшать до 1,0 м без учета ограждений.
|
Вид покрытия
|
Поперечный уклон,
|
Цементобетонные монолитные и колейные, железобетонные сборные, асфальтобетонные
|
15 - 20
|
Из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими
|
20 - 25
|
Низшие типы покрытия из гравия и щебня
|
25 - 30
|
Низшие типы покрытия из укрепленных местных грунтов
|
30 - 40
|
Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам.
|
Тип укрепления обочины
|
Поперечный уклон,
|
Гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами
|
40 ... 60
|
Дернование или засев трав
|
50 ... 60
|
Примечание - В районах с небольшим периодом снегового покрова (до 3 месяцев) и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, допускают уклон до
.
|
Расчетная скорость, км/час
|
При устройстве виража
, м
|
20
|
-
|
30
|
30
|
40
|
50
|
50
|
85
|
60
|
125
|
70
|
185
|
80
|
265
|
Радиус круговой кривой, м
|
Наименьшая длина переходной кривой, м, при расчетной скорости, км/час
|
|||||
80
|
70
|
60
|
50
|
40
|
30
|
|
1000
|
45
|
30
|
30
|
20
|
15
|
10
|
800
|
45
|
30
|
30
|
20
|
15
|
10
|
600
|
45
|
40
|
30
|
20
|
15
|
10
|
500
|
55
|
40
|
30
|
20
|
15
|
10
|
400
|
70
|
45
|
30
|
20
|
15
|
10
|
350
|
80
|
55
|
35
|
20
|
15
|
10
|
300
|
90
|
60
|
40
|
20
|
15
|
10
|
250
|
|
75
|
45
|
30
|
15
|
10
|
200
|
|
90
|
60
|
35
|
20
|
10
|
150
|
|
|
80
|
45
|
20
|
10
|
125
|
|
|
90
|
55
|
30
|
15
|
100
|
|
|
|
70
|
35
|
15
|
80
|
|
|
|
|
40
|
20
|
60
|
|
|
|
|
55
|
25
|
50
|
|
|
|
|
70
|
30
|
40
|
|
|
|
|
|
35
|
30
|
|
|
|
|
|
50
|
Назначение автомобильных дорог
|
Категория дороги с НИД
|
Категория рельефа
|
||
Равнинный
|
Пересеченный
|
Горный
|
||
Продольные уклоны,
|
||||
Распределительные
|
IVА-р
|
60
|
80
|
100
|
IVБ-р
|
70
|
90
|
130
|
|
Подъезды
|
IVА-п
|
70
|
90 (80
<*>
)
|
120 (90
<*>
)
|
IVБ-п
|
70
|
100 (90
<*>
)
|
130 (100
<*>
)
|
|
VА
|
70
|
100
|
140 (100
<*>
)
|
|
VБ
|
80
|
110
|
150 (110
<*>
)
|
|
VБ
<**>
|
80
|
110 (90)
|
160 (90)
|
|
Рельеф местности
|
Продольный уклон,
|
|||||||
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
|
Предельная длина участка с затяжным уклоном, м
|
||||||||
Равнинный и слабохолмистый
|
1200
|
600
|
400
|
300
|
250
|
200
|
150
|
110
|
Сильно пересеченный
|
-
|
1500
|
1200
|
700
|
500
|
400
|
350
|
300
|
Радиус кривой в плане, м
|
50
|
45
|
40
|
35
|
30
|
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в
таблице 7
,
, не менее
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
Расчетная скорость, км/час
|
Расстояние видимости по условию остановки, м
|
||||||||||
Подъем,
|
Спуск,
|
||||||||||
0
|
20
|
40
|
60
|
80
|
100
|
-20
|
-40
|
-60
|
-80
|
-100
|
|
20
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
30
|
25
|
25
|
25
|
25
|
25
|
25
|
25
|
30
|
30
|
30
|
30
|
40
|
40
|
40
|
35
|
35
|
35
|
35
|
40
|
40
|
45
|
45
|
45
|
50
|
55
|
55
|
50
|
50
|
45
|
45
|
55
|
60
|
65
|
70
|
70
|
60
|
75
|
70
|
70
|
65
|
60
|
60
|
75
|
80
|
85
|
90
|
90
|
70
|
95
|
90
|
85
|
85
|
80
|
75
|
100
|
105
|
110
|
115
|
120
|
80
|
120
|
115
|
110
|
105
|
100
|
95
|
125
|
130
|
140
|
145
|
150
|
Расчетная скорость, км/час
|
В исключительных случаях
|
Из условия обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движения
|
Из условия обеспечения зрительной плавности и ясности дороги
<*>
|
|||
Минимальное расстояние видимости, м
|
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м
|
Минимальное расстояние видимости, м
|
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м
|
Минимальное расстояние видимости, м
|
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой, м
|
|
20
|
10
|
25
|
15
|
55
|
20
|
100
|
30
|
25
|
150
|
30
|
220
|
35
|
300
|
40
|
40
|
400
|
45
|
500
|
55
|
750
|
50
|
55
|
750
|
60
|
900
|
70
|
1200
|
60
|
80
|
1600
|
85
|
1800
|
115
|
3200
|
70
|
100
|
2500
|
110
|
3000
|
150
|
5500
|
80
|
125
|
3800
|
140
|
4800
|
175
|
7500
|
Расчетная скорость, км/час
|
Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой, м
|
По условиям видимости в свете фар
|
|
Минимальное расстояние видимости покрытия проезжей части, м
|
Рекомендуемый минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой, м
|
||
20
|
400 (150
<*>
)
|
15
|
130
|
30
|
600 (200
<*>
)
|
30
|
400
|
40
|
1000 (300
<*>
)
|
45
|
730
|
50
|
1200 (400
<*>
)
|
60
|
1100
|
60
|
1500 (600
<*>
)
|
85
|
1700
|
70
|
1700 (800
<*>
)
|
110
|
2400
|
80
|
2000 (1000
<*>
)
|
140
|
3200
|
Расчетная скорость движения автомобильного транспорта, км/час
|
Ширина совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек, м
|
<= 50
|
3,00
|
50 ... 70
|
3,25
|
> 70
|
3,50
|
Радиус круговой кривой, м
|
Наименьшая длина переходной кривой, м
|
|
Входной
|
Выходной
|
|
30
|
17
|
15
|
25
|
18
|
17
|
20
|
19
|
17
|
15
|
20
|
19
|
Продольный уклон,
|
Длина полосы полной ширины, м
|
Длина отгона полос разгона и торможения, м
|
||
на спуске
|
на подъеме
|
для разгона
|
для торможения
|
|
40
|
-
|
30
|
50
|
30
|
20
|
-
|
35
|
45
|
30
|
0
|
0
|
40
|
40
|
30
|
-
|
20
|
45
|
35
|
30
|
-
|
40
|
50
|
30
|
30
|
Скорость поезда, км/час
|
Расчетная скорость автомобиля, км/час
|
|||||||
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
|
Расстояние видимости вдоль автомобильной дороги до пересечения с железной дорогой, м
|
||||||||
13
|
23
|
35
|
50
|
67
|
87
|
112
|
144
|
|
Расстояние вдоль железной дороги до пересечения с автомобильной дорогой, м
|
||||||||
10
|
39
|
39
|
75
|
123
|
309
|
174
|
207
|
267
|
20
|
24
|
40
|
76
|
115
|
196
|
179
|
208
|
249
|
30
|
21
|
116
|
77
|
113
|
164
|
386
|
213
|
244
|
40
|
19
|
73
|
80
|
113
|
153
|
245
|
219
|
246
|
50
|
19
|
62
|
193
|
116
|
150
|
206
|
463
|
251
|
60
|
19
|
57
|
122
|
120
|
151
|
192
|
224
|
259
|
70
|
19
|
56
|
103
|
270
|
155
|
188
|
247
|
540
|
80
|
20
|
57
|
96
|
171
|
160
|
189
|
230
|
343
|
90
|
77
|
58
|
94
|
144
|
347
|
193
|
225
|
288
|
100
|
49
|
60
|
95
|
134
|
220
|
199
|
227
|
268
|
110
|
41
|
154
|
97
|
131
|
185
|
425
|
232
|
263
|
120
|
38
|
98
|
100
|
132
|
172
|
269
|
239
|
265
|
130
|
38
|
82
|
232
|
135
|
169
|
226
|
502
|
271
|
140
|
38
|
77
|
147
|
140
|
170
|
211
|
318
|
279
|
Категория дорог с НИД
|
Среднегодовая, суточная интенсивность, авт./сут.
|
Тип дорожной одежды
<*>
|
Вид покрытия
|
Распределительные
|
|||
IVА-р
|
50 - 400
|
Капитальный, облегченный
|
Асфальтобетонное. Органоминеральные смеси
|
IVБ-р
|
< 50
|
Облегченный
|
Органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим
|
Подъезды
|
|||
IVА-п
|
100 - 400
|
Капитальный
|
Асфальтобетонное.
Бетонное монолитное и колейное, железобетонные или армобетонные сборные
<**>
|
Облегченный
|
Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим
|
||
IVБ-п
|
100 - 400
|
Облегченный
|
Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим
|
Переходный
|
Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим
|
||
VА
|
50 - 99
|
Облегченный
|
Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим
|
Переходный
|
Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим
|
||
VБ
|
< 50
|
Переходный
|
Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим
|
Низший
|
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси.
Малопрочные каменные материалы и шлаки.
Грунты, укрепленные или улучшенные добавками
|
||
Материалы покрытий и других слоев дорожной одежды
|
Толщина слоя, см
|
Асфальтобетон крупнозернистый
|
6
|
Асфальтобетон мелкозернистый
|
4
|
Асфальтобетон песчаный
|
4
|
Асфальтовый гранулят, органоминеральные смеси
|
8
|
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим
|
8
|
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки
|
8
|
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим:
|
|
- на песчаном основании;
|
15
|
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)
|
8
|
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими
|
10
|
Шлаки металлургические
|
12
|
Грунт, укрепленный или улучшенный добавками
|
15
|
Примечания
1 Размер наиболее крупной фракции минерального материала во всех случаях должен быть не менее чем в 1,5 раза меньше толщины конструктивного слоя.
2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты должны предусматриваться прослойки не менее 10 см из песка, высевок или должны устраиваться прослойки из нетканого материала.
|
Категория дороги с НИД
|
Требуемый модуль упругости дорожной одежды типа, МПа
|
||
капитального
|
облегченного
|
переходного
|
|
IV-А-р
|
180
|
150
|
-
|
IV-А-п
|
180
|
150
|
-
|
IV-Б-р
|
-
|
100
|
80
|
IV-Б-п
|
-
|
100
|
50
|
V-А, V-Б
|
-
|
-
|
50
|
Примечание - Для покрытий низшего типа требуемый модуль упругости не должен определяться.
|
Конструктивный слой дорожной одежды
|
Минимальные проектные классы по прочности
|
|
На растяжение при изгибе, Btb
|
На сжатие, B
|
|
Монолитное покрытие колейное
|
3,2
|
25
|
Монолитное основание
|
1,2
|
5
|
Сборное покрытие (основание)
|
3,6
|
25
|
Примечания
1 Классы бетона по прочности следует устанавливать в возрасте 28 суток твердения в нормальных условиях по
ГОСТ 10180
,
ГОСТ 18105
.
2 Готовая бетонная смесь должна соответствовать
ГОСТ 7473
.
3 Состав бетона необходимо подбирать и утверждать с учетом положений
ГОСТ 27006
.
4 Минимальный расход цемента в бетоне следует принимать согласно
таблице 3
ГОСТ 26633.
|
Конструктивный слой дорожной одежды
|
Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости (F) для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °C
|
||
От 0 до минус 5
|
От минус 5 до минус 15
|
Ниже минус 15
|
|
Покрытие
|
100
|
150
|
200
|
Основание
|
50
|
50
|
50
|
Основные разновидности асфальтобетонных смесей для слоя покрытия
|
Тип дорожной одежды
|
|
верхнего
|
нижнего
|
|
Горячие смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д марки III
|
Горячие смеси для пористого асфальтобетона марки II
|
Капитальный
|
Холодные смеси типов Б
х
, В
х
, Г
х
и Д
х
марки II
|
Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
|
Капитальный
|
Горячие смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д марки III
Горячие смеси для пористого и высокопористого асфальтобетонов марок I и II с одиночной поверхностной обработкой
|
-
|
Облегченный
|
Основные разновидности материалов, обработанных органическими вяжущими, для слоя покрытия
|
Тип дорожной одежды
|
|
верхнего
|
нижнего
|
|
Горячие черные плотные щебеночные и гравийные смеси
|
Щебень, обработанный вязким битумом или эмульсией по способу пропитки
|
Облегченный
|
Черный щебень с поверхностной обработкой
|
Пористые эмульсионно-минеральные смеси
|
|
Щебеночные и гравийные смеси оптимального зернового состава, обработанные в смесителе двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом, с двойной поверхностной обработкой
|
Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими
|
|
Горячие, теплые и холодные щебеночные и гравийные смеси оптимального зернового состава, обработанные органическими вяжущими в смесителе
|
Гравийные, гравийно-песчаные и песчаные смеси, обработанные двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом
|
|
Щебень, обработанный вязким битумом или битумной эмульсией по способу пропитки с поверхностной обработкой
|
Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки
|
Переходный
|
Влажные органоминеральные смеси
|
Грунты, обработанные двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом
|
|
Гравийно-песчаные и песчаные смеси; малопрочные каменные материалы, обработанные битумной эмульсией
|
-
|
|
Несвязные грунты, обработанные комплексным вяжущим - битумной эмульсией и цементом
|
-
|
|
Примечания
1 Для однослойных покрытий следует применять материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.
2 Влажные органоминеральные смеси должны отвечать положениям "
Рекомендаций
по применению влажных органоминеральных смесей для устройства конструктивных слоев дорожных одежд".
|
Наименование показателей
|
Значение для смеси
|
|||
С жидкими органическими вяжущими
|
С жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными
|
С вязкими, в том числе эмульгированными органическими вяжущими
|
С эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными
|
|
Водонасыщение, % по объему, не более
|
4 - 9
|
4 - 6
|
2 - 6
|
2 - 6
|
Набухание, % по объему, не более
|
2,5
|
2,0
|
2,0
|
1,5
|
Предел прочности при сжатии, МПа (кгс/см
2
), при температуре:
|
|
|
|
|
20 °C, не менее
|
1,2
|
1,5
|
1,6
|
1,8
|
50 °C, не менее
|
0,5
|
0,7
|
0,8
|
0,9
|
Водостойкость, не менее
|
0,55
|
0,7
|
0,75
|
0,8
|
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
|
0,4
|
0,6
|
0,65
|
0,7
|
Примечание - Допускается для смесей с жидкими органическими вяжущими, приготовленных способом смешения на дороге, снижение предела прочности на сжатие, при температуре 50 °C (значение не нормируется).
|
Наименование показателей
|
Значение для смеси
|
Водонасыщение, % по объему, не более
|
10
|
Набухание, % по объему, не более
|
2,0
|
Предел прочности при сжатии, МПа (кгс/см
2
), при температуре:
|
|
20 °C, не менее
|
1,4
|
50 °C, не менее
|
0,5
|
Водостойкость, не менее
|
0,6
|
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее
|
0,5
|
Наименование показателей
|
Значение для укрепленных грунтов
|
|
С жидкими или эмульгированными органическими вяжущими
|
С жидкими или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными
|
|
Водонасыщение, % по объему, не более
|
12
|
12
|
Набухание, % по объему, не более
|
4,0
|
2,0
|
Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре:
|
|
|
20 °C, не менее
|
1,0
|
1,5
|
50 °C, не менее
|
0,5
|
-
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °C, не менее, МПА
|
0,6
|
1,0
|
Предел прочности при растяжении на изгиб водонасыщенных образцов при 20 °C, не менее, МПА
|
-
|
0,4
|
Морозостойкость, число циклов
|
10, 15, 25, 50
|
10, 15, 25, 50
|
Показатель
|
Значение показателя
|
|
для покрытий со слоями износа из черных смесей
|
для оснований
|
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут., МПа
|
6,0 - 7,5
|
2,0 - 6,0
|
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, °C, не менее:
|
||
- от 0 до минус 5
|
F15
|
-
|
- от минус 5 до минус 15
|
F25
|
F15
|
- от минус 15 до минус 30
|
F50
|
F15
|
- ниже минус 30
|
F100
|
F25
|
Показатели
|
Значение показателя по классам прочности грунтов
|
||
I
|
II
|
III
|
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, МПа
|
6 - 4
|
4 - 2
|
2 - 1
|
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, МПа, не менее
|
1,0
|
0,6
|
0,2
|
Коэффициент морозостойкости, не менее
|
0,75
|
0,7
|
0,65
|
Примечание - Показатели физико-механических свойств при обработке грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут.; при обработке грунтов неорганическими, медленнотвердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при использовании сухих цементогрунтовых смесей - для образцов, твердевших 90 сут.
|
Показатели
|
Значение показателя по классам прочности грунтов
|
||
I
|
II
|
III
|
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °C, МПа
|
4,0 - 2,5
|
2,5 - 1,5
|
1,5 - 1,0
|
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °C, МПа, не менее
|
1,0
|
0,6
|
0,4
|
Коэффициент морозостойкости, не менее
|
0,85
|
0,8
|
0,7
|
Примечание - Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.
|
Показатели
|
Значение показателя
|
|
для верхнего слоя основания или покрытия
|
для нижнего слоя основания
|
|
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее, неводонасыщенных образцов:
|
|
|
при 20 °C
|
1,2
|
Не определяется
|
при 50 °C
|
0,7
|
Не определяется
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °C, МПа, не менее
|
0,6
|
0,4
|
Набухание, % объема, не более
|
5
|
Не определяется
|
Коэффициент морозостойкости, не менее
|
0,6
|
Не определяется
|
Примечание - Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут., за исключением коэффициента морозостойкости, который определяли на образцах, твердевших 28 сут.
|
Добавка
|
Количество добавки, % массы цементогрунтовой или иной смеси
|
Гидрофобизирующая жидкость (ГЖ 136-41)
|
0,1 - 0,2
|
Лигносульфонат технический (ЛСТ)
|
0,05 - 0,5
|
Смачиватель ОП-7 или ОП-10
|
0,05 - 0,5
|
Гудрон нейтрализованный (ГНД)
|
0,015 - 0,03
|
Показатели
|
Для покрытий
|
Для оснований
|
|
Категория дороги
|
|||
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п
|
VА, VБ
|
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ
|
|
Марка по прочности щебня при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
|
- из изверженных и метаморфических пород
|
1000
|
800
|
600
|
- из осадочных пород
|
800
|
600
|
300
|
- из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
|
800
|
600
|
300
|
Щебня из гравия
|
800
|
600
|
400
|
Марка по истираемости
|
И2
|
И3
|
И4
|
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха, °C, наиболее холодного месяца:
|
|
|
|
- до минус 5
|
F15
|
F15
|
-
|
- от минус 5 до минус 15
|
F25
|
F25
|
F15
|
- от минус 15 до минус 30
|
F50
|
F50
|
F25
|
- ниже минус 30
|
F100
|
F50
|
F50
|
Показатели
|
Для покрытий
|
Для оснований
|
|
Категория дороги
|
|||
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п
|
VА, VБ
|
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ
|
|
Марка по прочности при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:
|
|
|
|
- щебня из изверженных и метаморфических пород
|
800
|
600
|
600
|
- щебня из осадочных пород
|
600
|
400
|
200
|
- гравия и щебня из гравия
|
800
|
600
|
400
|
- шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
|
600
|
400
|
200
|
Марка по истираемости, не ниже
|
И3
|
И3
|
И4
|
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха, °C, наиболее холодного месяца:
|
|
|
|
- до минус 5
|
F15
|
F15
|
-
|
- от минус 5 до минус 15
|
F25
|
F25
|
-
|
- от минус 15 до минус 30
|
F50
|
F50
|
F15
|
- ниже минус 30
|
F50
|
F50
|
F15
|
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % массы, не ниже
|
F75
|
F75
|
F25
|
Номер смеси
|
Полный остаток, % массы, на сите с размером отверстий, мм
|
||||||||
70
|
40
|
20
|
10
|
5
|
2,5
|
0,63
|
0,16
|
0,05
|
|
1
|
0
|
10 - 20
|
20 - 40
|
25 - 65
|
40 - 75
|
60 - 85
|
70 - 90
|
90 - 95
|
97 - 100
|
2
|
0
|
0 - 5
|
0 - 10
|
10 - 40
|
30 - 70
|
45 - 80
|
60 - 85
|
75 - 92
|
97 - 100
|
Вид грунта
|
Допускаемая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения 1 - 0,98
|
Пески пылеватые
|
1,35
|
Супеси легкие крупные, супеси легкие
|
1,25
|
Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие
|
1,15
|
Суглинки тяжелые, глины песчанистые и пылеватые
|
1,1
|
Температура воздуха при производстве работ, °C
|
Количество солей к массе воды, содержащейся в смеси
|
От минус 0 до минус 5
|
NaCl 5% или CaCl
2
3% или CaCl
2
2% + CaCl
2
3%
|
От минус 5 до минус 7
|
CaCl
2
3% + CaCl
2
4%
|
От минус 7 до минус 10
|
CaCl
2
3% + CaCl
2
7%
|
От минус 10 до минус 15
|
CaCl
2
6% + CaCl
2
9%
|
Тип смеси
|
Фракция применяемого щебня, мм
|
Размер зерен, мм, мельче, %
|
|||||||||
20
|
15
|
10
|
5
|
2,5
|
1,25
|
0,63
|
0,315
|
0,14
|
0,071
|
||
1
|
5 - 10
|
100
|
100
|
90 - 100
|
15 - 35
|
|
15 - 25
|
|
13,5 - 22,5
|
|
10,5 - 17,5
|
2
|
10 - 15
|
100
|
90 - 100
|
15 - 35
|
|
|
15 - 25
|
|
13,5 - 22,5
|
|
10,5 - 17,5
|
3
|
10 - 20
|
90 - 100
|
35 - 45
|
15 - 30
|
|
|
15 - 25
|
|
13,5 - 22,5
|
|
10,5 - 17,5
|
Назначение автомобильных дорог с НИД
|
Категория дороги с НИД
|
Класс нагрузки
|
Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий
|
IVА-р
|
К = 11 или К = 14
<*>
|
IVБ-р
|
||
Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам
|
IVБ-п
|
К = 11
|
VА
|
К = 8
|
|
VБ
|
||
Подъезды к фермам
|
IVА-п
|
К = 11
|
VА
|
К = 8
|
|
VБ
|
||
Подъезды к промышленным предприятиям
|
IVА-п
|
К = 11 или К = 14
<*>
|
VА
|
К = 11
|
|
VБ
|
||
Подъезды к месторождениям полезных ископаемых
|
IVА-п
|
Нагрузка АБ
таблица 6.6
СП 35.13330.2011
|
VА
|
||
VБ
|
||
Подъезды к сельскохозяйственным угодьям
|
VБ
|
К = 8
|
Подъезды к рекреационным зонам
|
IVБ-п
|
К = 8
|
VА
|
||
VБ
|
||
Назначение автомобильных дорог с НИД
|
Категория дороги с НИД
|
Количество полос движения
|
Габарит, м
|
Ширина, м
<*>
|
||
полосы безопасности
|
проезжей части
|
|||||
Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий
|
IVА-р
|
2
|
Г-8
<*>
|
2 x 1,0
|
6,0
|
|
IVБ-р
|
2
|
Г-7
|
2 x 0,5
|
6,0
|
||
Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам
|
IVБ-п
|
2
|
Г-8
|
2 x 1,0
|
6,0
|
|
VА
|
1
|
Г-6,5
<*>
|
2 x 1,0
|
4,5
|
||
VБ
|
1
|
Г-5,5
|
2 x 0,5
|
4,5
|
||
Подъезды к фермам
|
IVА-п
|
2
|
Г-8
|
2 x 1,0
|
6,0
|
|
VА
|
1
|
Г-6,5
<*>
|
2 x 1,0
|
4,5
|
||
VБ
|
1
|
Г-5,5
|
2 x 0,5
|
4,5
|
||
Подъезды к промышленным предприятиям
|
IVА-п
|
2
|
Г-7
|
2 x 0,5
|
6,0
|
|
VА
|
1
|
Г-6,5
|
2 x 1,0
|
4,5
|
||
VБ
|
1
|
Г-5,5
|
2 x 0,5
|
4,5
|
||
Подъезды к месторождениям полезных ископаемых
|
IVА-п
|
В соответствии с габаритами обращающейся техники
|
||||
VА
|
||||||
VБ
|
||||||
Подъезды к сельскохозяйственным угодьям
|
VБ
|
1
|
Г-5,5
<**>
|
2 x 0,5
|
4,5
|
|
Подъезды к рекреационным зонам
|
IVБ-п
|
2
|
Г-8
|
2 x 1,0
|
6,0
|
|
VА
|
1
|
Г-6,5
<*>
|
2 x 1,0
|
4,5
|
||
VБ
|
1
|
Г-5,5
|
2 x 0,5
|
4,5
|
||
Уровень удерживающей способности
|
У1
|
У2
|
У3
|
У4
|
Значение уровня, кДж
|
130
|
190
|
250
|
300
|
Участок автомобильной дороги
|
Продольный уклон дороги,
|
Группа сложности дорожных условий
<1>
|
Категория автомобильной дороги
<2>
и число полос движения в обоих направлениях
|
|
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п
|
VА, VБ
|
|||
Две полосы
|
Одна полоса
|
|||
|
|
|
Уровни удерживающей способности
|
|
Обочины прямолинейных участков дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м
Обочина с внутренней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
|
До 40
|
А
|
У3
|
У2
|
Б
|
У2
|
У1
|
||
40 и более
|
А
|
У3
|
У2
|
|
Б
|
У2
|
У1
|
||
Обочина с внешней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
|
До 40
|
А
|
У3
|
У2
|
Б
|
У2
|
У1
|
||
40 и более
|
А
|
У3
|
||
Б
|
У2
|
|||
Обочины на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее
|
-
|
А
|
У3
|
У2
|
Б
|
У2
|
У1
|
||
Категория автомобильной дороги с НИД (число полос движения)
|
Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях автомобильных дорог
<1>
|
|||||
с тротуарами или служебными проходами
|
без тротуаров или служебных проходов
|
|||||
Группа сложности дорожных условий
<2>
|
||||||
В
|
Г
|
Д
|
В
|
Г
|
Д
|
|
IVА-р, IVА-п, IVБ-р, IVБ-п(2); VА, VБ V (1)
|
У3
|
У1
|
У1
|
У4
|
У3
|
У2
|
Типоразмер знака по
ГОСТ Р 52290
|
Применение знаков вне/в населенных пунктах
|
I
|
Дороги с одной полосой
|
II
|
Дороги с двумя полосами
|
Расстояние между СТОА, км
|
80
|
100
|
150
|
200
|
250
|
Минимальное число постов, шт.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Примечание - Размещение СТОА - одностороннее.
|
Грунт
|
Группа грунта по степени пучинистости
|
Тип местности по характеру и степени увлажнения
|
Относительное морозное пучение при глубине промерзания 1,5 м
|
Песок гравелистый крупный и средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм до 2%
|
I
(непучинистый)
|
1 - 3
|
не более 1
|
Песок гравелистый крупный, средней крупности с содержанием частиц размером менее 0,05 мм до 15% и мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм до 2%
|
I
(непучинистый)
|
1
|
не более 1
|
II
(слабопучинистый)
|
2, 3
|
1 - 2
|
|
Песок мелкий с содержанием частиц размером менее 0,05 мм от 2% до 15%, супесь легкая крупная
|
II
(слабопучинистый)
|
1
|
1 - 2
|
2
|
2 - 4
|
||
Песок пылеватый, супесь пылеватая, суглинок тяжелый пылеватый
|
II
(слабопучинистый)
|
1
|
2 - 4
|
IV
(сильнопучинистый)
|
2, 3
|
7 - 10
|
|
Супесь легкая
|
II
(слабопучинистый)
|
1
|
1 - 2
|
III (пучинистый)
|
2, 3
|
4 - 7
|
|
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый
|
III (пучинистый)
|
1
|
4 - 7
|
IV
(сильнопучинистый)
|
2
|
9 - 10
|
|
V (чрезмернопучинистый)
|
3
|
более 10
|
|
Суглинок легкий и тяжелый, глина
|
II
(слабопучинистый)
|
1
|
2 - 4
|
III
(пучинистый)
|
2, 3
|
4 - 7
|
|
Примечание - Величину относительного морозного пучения щебенистых, гравелистых, дресвяных песков при содержании частиц размером менее 0,05 мм более 15% следует принимать как для пылеватого песка и проверять в лаборатории.
|
Грунт
|
W
доп
/
W
о
при коэффициенте уплотнения:
|
|||
Более 1,0
|
1,0 - 0,98
|
0,95
|
0,90
|
|
Пески пылеватые, супеси легкие крупные
|
не более 1,30
|
не более 1,35
|
не более 1,6
|
не более 1,6
|
Супеси легкие и пылеватые
|
0,9 - 1,2
|
0,8 - 1,25
|
0,75 - 1,35
|
0,7 - 1,6
|
Супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие и легкие пылеватые
|
0,9 - 1,1
|
0,85 - 1,15
|
0,8 - 1,25
|
0,75 - 1,45
|
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины
|
1,0
|
0,95 - 1,05
|
0,9 - 1,15
|
0,85 - 1,25
|
Примечания
1 Верхний предел при коэффициенте уплотнения 0,9 должен соответствовать максимально возможной влажности
W
пр
.
2 При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна превышать, как правило, более 1,3·
W
о
при песчаных и непылеватых супесчаных грунтах, 1,2·
W
о
- при супесчаных пылеватых грунтах и суглинках легких и 1,1·
W
о
- для других связных грунтов.
3 Значение допустимых пределов влажности грунтов при уплотнении следует уточнять с учетом технологических возможностей имеющихся уплотняющих средств.
|