Распоряжением
Правительства РФ от 06.04.2021 N 887-р дата введения в действие данного документа установлена с 08.04.2021.
|
Функциональный класс дороги
|
Транспортная функция
|
Соединяют
|
Основные магистральные автомобильные дороги
|
- Обеспечивают международные и межрегиональные транспортные связи, включают непрерывные маршруты, обеспечивающие передвижения интенсивных транспортных потоков
|
- Столицу Российской Федерации г. Москву со столицами иностранных государств;
- столицу Российской Федерации г. Москву с административными центрами субъектов Российской Федерации;
- автомобильные дороги, включенные в перечень международных (в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации), между собой или являются их частью;
- автомобильные дороги, являющиеся международными транспортными коридорами, входящие в европейскую (Е) и азиатскую (А) дорожную сеть, или являются их частью
|
Второстепенные магистральные автомобильные дороги
|
- Обеспечивают основные межрегиональные транспортные связи;
- обеспечивают подъезд от магистральных автомобильных дорог или городов (административных центров субъектов Российской Федерации) к транспортным узлам, имеющим межгосударственное и федеральное значение
|
- Административные центры субъектов Российской Федерации, крупные и крупнейшие города между собой;
- магистральные автомобильные дороги с транспортными узлами (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и другие транспортные объекты), имеющими международное и федеральное значение
|
Основные распределительные автомобильные дороги
|
- Обеспечивают перераспределение транспортных потоков между магистральными автомобильными дорогами и автомобильными дорогами местного значения;
- обеспечивают транспортную связь сети магистральных автомобильных дорог с крупными и крупнейшими городами;
- обеспечивают транспортную связь крупнейших городов Российской Федерации с обслуживающими их транспортными узлами;
- обеспечивают транспортную связь магистральных автомобильных дорог с объектами тяготения федерального значения
|
- Магистральные автомобильные дороги между собой;
- магистральные автомобильные дороги с крупными и крупнейшими городами;
- крупнейшие города Российской Федерации с обслуживающими их транспортными узлами (морскими и речными портами, аэропортами, железнодорожными станциями и другими транспортными объектами);
- магистральные автомобильные дороги с объектами тяготения (в том числе специального назначения) федерального значения
|
Распределительные дороги автомобильные регионального значения (распределительные автомобильные дороги
<*>
)
|
- Обеспечивают перераспределение транспортных потоков между магистральными автомобильными дорогами и автомобильными дорогами местного значения;
- обеспечивают связь магистральных и распределительных автомобильных дорог с административными центрами субъектов Российской Федерации, с административными центрами муниципальных районов, городских округов;
- обеспечивают транспортную связь административных центров субъектов Российской Федерации с административными центрами муниципальных районов, городских округов;
- обеспечивают транспортную связь административных центров субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с транспортными узлами регионального и межмуниципального значения;
- обеспечивают подъезд к объектам тяготения регионального и межмуниципального значения
|
- Магистральные автомобильные дороги с распределительными автомобильными дорогами;
- магистральные автомобильные дороги с местными автомобильными дорогами;
- распределительные автомобильные дороги с местными автомобильными дорогами;
- магистральные и распределительные автомобильные дороги с административными центрами субъектов Российской Федерации, с административными центрами муниципальных районов, городских округов;
- административные центры субъектов Российской Федерации с административными центрами муниципальных районов, городских округов;
- административные центры субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с транспортными узлами (аэропортами, морскими, речными портами и другими транспортными объектами) регионального и межмуниципального значения;
- дорожная сеть общего пользования с объектами тяготения (в том числе специального назначения) регионального и межмуниципального значения
|
Местные автомобильные дороги
|
Обеспечивают прочие транспортные связи
|
-
|
Функциональный класс
|
Класс автомобильной дороги
|
Категория автомобильной дороги
|
Основные магистральные автомобильные дороги
|
Автомагистраль
|
IА
|
Обычная дорога
|
II, III
|
|
Второстепенные магистральные автомобильные дороги
|
Скоростная дорога
|
IБ
|
Обычная дорога
|
IВ
<*>
, II, III
|
|
Основные распределительные автомобильные дороги
|
Скоростная дорога
|
IБ
|
Обычная дорога
|
IВ
<*>
, II, III
|
|
Распределительные автомобильные дороги регионального значения (распределительные автомобильные дороги)
|
Обычная дорога
|
II, III, IV, IVА-р, IVБ-р
|
Местные автомобильные дороги, подъезды
<**>
|
Обычная дорога
|
III, IV, IVА-п, IVБ-п, VА, VБ
|
Категория автомобильной дороги
|
Расчетная среднесуточная интенсивность движения, приведенных ед./сут
|
IА, IБ, IВ
|
14001 и более
|
II
|
6001 - 14000
<*>
|
III
|
2001 - 6000
|
IV
|
401
<**>
- 2000
|
IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п, VА, VБ
|
В соответствии с
ГОСТ Р 58818
|
Примечания
<*> При организации движения по четырем полосам движения на автомобильных дорогах категории II расчетную среднесуточную интенсивность движения следует принимать в соответствии с данными, указанными в
таблице 5.11
.
|
Тип расчетного автомобиля
|
Обозначение по
[5]
|
Размеры, м
|
|||
Длина
|
Ширина
|
База/расстояния между осями
|
Передний свес
|
||
Легковой автомобиль (Л)
|
M
1
|
4,90
|
1,90
|
2,90
|
0,90
|
Грузовой автомобиль (Г)
|
N
3
|
12,0
|
2,60
|
5,70/1,40
|
1,50
|
Автобус (А)
|
M
3
|
12,0
|
2,55
|
6,20
|
2,75
|
Сочлененный автобус (Ас)
|
M
3
|
18,4
|
2,55
|
5,96/6,05
|
2,68
|
Автопоезд (А20)
|
N
3
+ O
4
|
19,8
|
2,60
|
5,70/1,40 - 6,20/4,30
|
1,50
|
Категория дороги
|
Расчетные скорости, км/ч
|
||
Основные
|
Допускаемые на трудных участках
|
||
пересеченной местности
|
горной местности
|
||
IА
|
150
|
120
|
80
|
120
|
100
|
60
|
|
100
|
100
|
60
|
|
120
|
100
|
60
|
|
100
|
80
|
50
|
|
80
|
60
|
40
|
|
Примечания
1 При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам
категорий IБ
,
IВ
и
II
допускается сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог
категории III
, а по нормам
категорий III
,
IV
- на категорию ниже соответственно.
2 При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых ценными сельскохозяйственными угодьями, допускается принимать расчетные скорости, установленные для трудных участков пересеченной местности.
|
Расчетная скорость, км/ч
|
150
|
120
|
100
|
80
|
60
|
50
|
40
|
30
|
Коэффициент поперечной силы
|
0,08
|
0,09
|
0,12
|
0,14
|
0,17
|
0,19
|
0,23
|
0,28
|
Расчетная скорость, км/ч
|
Наибольшие продольные уклоны,
|
Наименьшие радиусы кривых, м
|
||||
В плане
|
В продольном профиле
|
|||||
выпуклых
|
вогнутых
|
|||||
Основные
|
В горной местности
|
Основные
|
В горной местности
|
|||
150
|
30
|
1200
|
1000
|
30000
|
8000
|
4000
|
120
|
40
|
800
|
600
|
15000
|
5000
|
2500
|
100
|
50
|
600
|
400
|
10000
|
3000
|
1500
|
80
|
60
|
300
|
250
|
5000
|
2000
|
1000
|
60
|
70
|
150
|
125
|
2500
|
1500
|
600
|
50
|
80
|
100
|
100
|
1500
|
1200
|
400
|
40
|
90
|
60
|
60
|
1000
|
1000
|
300
|
30
|
100
|
30
|
30
|
600
|
600
|
200
|
Примечание - В условиях реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, на съездах пересечений и примыканий автомобильных дорог, на трудных участках пересеченной и горной местности, при устройстве дорог в застроенных районах, на ценных сельскохозяйственных угодьях и других приравненных к ним территориях наименьший радиус кривых в плане допускается обосновывать расчетом по
5.6
.
|
При расчетной скорости, км/час
|
Длина переходной кривой, м, для радиуса кривой в плане
R
, м
|
|||||||||||
30 - 60
|
60 - 100
|
100 - 150
|
150 - 200
|
200 - 250
|
250 - 300
|
301 - 400
|
401 - 500
|
501 - 800
|
801 - 1200
|
1201 - 2000
|
Более 2000
|
|
Менее 120
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
100
|
100
|
100
|
-
|
120 и более
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
120
|
0,1
R
|
200
|
0,3 -
|
для радиусов кривых
|
300 м и более;
|
0,4 -
|
то же
|
менее 300 м.
|
0,5 -
|
для радиусов кривых
|
300 м и более;
|
0,7 -
|
то же
|
св. 150 до 300 м;
|
0,9 -
|
"
|
до 150 м включительно.
|
Радиус кривой в плане, м
|
50
|
45
|
40
|
35
|
30
|
Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в
таблице 5.3
,
, не менее
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
Продольный уклон,
|
Максимальная длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м
|
|||
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
|
60
|
2500
|
2200
|
1800
|
1500
|
70
|
2200
|
1900
|
1600
|
1300
|
80
|
2000
|
1600
|
1500
|
1100
|
90
|
1500
|
1200
|
1000
|
-
|
Параметры элементов серпантины
|
Параметры серпантины при расчетной скорости движения, км/ч
|
||
30
|
20
|
15
|
|
Наименьший радиус кривых в плане, м
|
30
|
20
|
15
|
Поперечный уклон проезжей части на вираже,
|
60
|
60
|
60
|
Наименьшая длина переходной кривой, м
|
30
|
25
|
20
|
Уширение проезжей части с двумя полосами движения, м
|
2,2
|
3,0
|
3,5
|
Наибольший продольный уклон в пределах серпантин,
|
30
|
35
|
40
|
Расчетная скорость движения, км/ч
|
Наименьшие расстояния видимости, м
|
|
для остановки
|
встречного автомобиля
|
|
150
|
300
|
-
|
120
|
250
|
450
|
100
|
200
|
350
|
80
|
150
|
250
|
60
|
85
|
170
|
50
|
75
|
130
|
40
|
55
|
110
|
30
|
45
|
90
|
Элемент поперечного профиля
|
Категория автомобильной дороги
|
||||||
IА
|
IБ
|
IВ
|
II
|
III
|
IV
|
||
Число полос движения
|
4 и более
|
2,4
|
2
|
2
|
|||
Ширина полосы движения, м
|
3,5 - 3,75
<*>
|
3,5
|
3,0
|
||||
Ширина обочины, м
|
3,75
|
3,5
|
3,5
|
2,5
|
2,0
|
||
Ширина остановочной полосы, м
|
2,5
|
-
|
|||||
Минимальная ширина укрепленной части обочины (не считая укрепление засевом трав, одерновкой), м
|
всего
|
-
|
2,0
|
1,5
|
1
|
||
в том числе краевой полосы у обочины
|
-
|
0,5
|
|||||
<*> Для двухполосных дорог категории II и четырехполосных дорог категории I ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории I с числом полос движения шесть и более ширину первой и второй полосы (от обочины) следует принимать 3,75 м, остальных полос - 3,5 м. Для дорог категории IА с расчетной скоростью 150 км/ч ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории II с четырьмя полосами движения ширину всех полос движения следует принимать 3,5 м.
Примечание - Ширину обочин дорог в горной местности, на участках, проходящих по ценным сельскохозяйственным угодьям, в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог категорий IА, IБ, IВ и II и до 1 м - для дорог остальных категорий.
|
Элемент разделительной полосы
|
Ширина, м
|
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с дорожными ограждениями
|
1,0 +
S
<*>
+ 1,0
|
Наименьшая ширина краевой полосы
|
0,75
|
Примечания
1 Сопряжение проезжих частей противоположных направлений на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения устраивают с центральной разделительной полосой. Центральные разделительные полосы на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения следует проектировать с дорожными ограждениями.
2 При капитальном ремонте автомобильных дорог категории II с четырьмя полосами движения, для разделения транспортных потоков встречных направлений допускается установка тросовых ограждений или ограждений с отделяющейся балкой без консоли по
ГОСТ Р 52289
. Ширину разделительной полосы при этом допускается уменьшать до ширины, м, равной: 0,5 +
S
+ 0,5.
|
Рельеф местности
|
Интенсивность движения, приведенных ед./сут
|
Число полос движения
|
Равнинный, пересеченный, горный
|
10 001 - 40 000
|
4
|
40 001 - 80 000
|
6
|
|
Св. 80 000
|
8
|
|
Трудные участки пересеченной и горной местности
|
10 001 - 34 000
|
4
|
34 001 - 70 000
|
6
|
|
Св. 70 000
|
8
|
Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед./сут
|
Менее 4000
|
От 4000 до 5000
|
От 5000 до 8000
|
8000 и более
|
Протяженность полосы опережения (дополнительной полосы проезжей части на подъем) за пределами подъема, м
|
50
|
100
|
150
|
200
|
Категория дороги
|
Поперечный профиль проезжей части
|
Полоса движения
|
Поперечный уклон в различных дорожно-климатических зонах,
|
|||
I
|
II и III
|
IV
|
V
|
|||
I
|
Односкатный на каждом направлении движения
|
Первая и вторая от разделительной полосы
|
15
|
20
|
20
|
15
|
Третья и последующие от разделительной полосы
|
20
|
25
|
25
|
20
|
||
Двускатный на каждом направлении движения
|
Первая и вторая от оси проезжей части
|
15
|
20
|
20
|
15
|
|
Третья и последующие от оси проезжей части
|
20
|
25
|
25
|
20
|
||
II - IV
|
Двускатный
|
Каждая
|
15
|
20
|
20
|
15
|
Радиусы кривых в плане, м
|
Поперечный уклон проезжей части на виражах,
|
|
Основной
|
Допускаемый в районах с гололедом не более 3 дней в году и продолжительностью снегового покрова не более 30 дней в году
|
|
От 2999 до 1000 на дорогах категории I и от 1999 до 1000 на дорогах других категорий
|
20 - 30
|
|
От 999 до 700
|
30 - 40
|
|
От 699 до 650
|
40
|
40 - 50
|
От 649 до 600
|
40 - 60
|
|
Менее 600
|
40 - 60
<*>
|
|
Категория дороги
|
Тип местности
|
Максимальный дополнительный продольный уклон,
|
I и II
|
Любой
|
5
|
III - IV
|
В равнинной местности
|
10
|
III - IV
|
В горной местности
|
20
|
Радиусы кривых в плане, м
|
Значение уширения, м
|
|
на каждую полосу движения
|
всего для двухполосной проезжей части
|
|
615 - 650
|
0,2
|
0,4
|
375 - 614
|
0,25
|
0,5
|
275 - 374
|
0,3
|
0,6
|
185 - 274
|
0,4
|
0,8
|
120 - 184
|
0,45
|
0,9
|
90 - 119
|
0,55
|
1,1
|
75 - 89
|
0,6
|
1,2
|
65 - 74
|
0,65
|
1,3
|
55 - 64
|
0,7
|
1,4
|
45 - 54
|
0,75
|
1,5
|
35 - 44
|
0,9
|
1,8
|
30 - 34
|
1,1
|
2,2
|
Менее 30
|
По расчету
|
Категория дороги
|
Предельная длина прямой в плане, м, на местности
|
|
равнинной
|
пересеченной, горной
|
|
I
|
5000
|
3000
|
II, III
|
3500
|
2000
|
IV
|
2000
|
1500
|
Угол поворота, градусы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7 - 8
|
Наименьший радиус круговой кривой, м
|
30 000
|
20 000
|
10 000
|
6 000
|
5 000
|
3 000
|
2 500
|
Радиус вогнутой кривой в продольном профиле, м
|
Алгебраическая разность продольных уклонов,
|
||||||
20
|
30
|
40
|
50
|
60
|
80
|
100
|
|
Наибольшая длина прямой вставки в продольном профиле, м
|
|||||||
|
Для дорог категорий I и II
|
||||||
4000
|
150
|
100
|
50
|
0
|
0
|
0
|
-
|
8000
|
360
|
250
|
200
|
170
|
140
|
110
|
-
|
12000
|
680
|
500
|
400
|
350
|
250
|
200
|
-
|
20000
|
-
|
-
|
850
|
700
|
600
|
550
|
-
|
25000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
900
|
800
|
-
|
|
Для дорог категорий III и IV
|
||||||
2000
|
120
|
100
|
50
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6000
|
550
|
440
|
320
|
220
|
140
|
60
|
0
|
10000
|
-
|
-
|
680
|
600
|
420
|
300
|
200
|
15000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
800
|
600
|
Тип пешеходного перехода в одном или разных уровнях на автомобильных дорогах категории
|
||
I
|
II
|
III - IV
|
Надземный и подземный пешеходный переход
|
Наземные регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы при числе полое движения на проезжей части не более 2.
На многополосных дорогах - надземные и подземные пешеходные переходы.
Наземные регулируемые пешеходные переходы в составе регулируемых пересечений в одном уровне
|
Наземные нерегулируемые пешеходные переходы (допускается применять регулируемые пешеходные переходы в составе пересечения в одном уровне со светофорным регулированием)
|
Назначение сооружения
|
Ширина, м
|
Высота, м
|
Для полевых дорог
|
6
|
4,5
|
Для прогона скота
|
4
|
2,5
|
Тип кольцевого пересечения
|
Наибольшая расчетная скорость движения на пересечении, км/ч
|
Диаметр внешний кромки кольцевой проезжей части, м
|
Мини-кольцевые пересечения
|
25
|
24 - 30
|
Кольцевые пересечения
|
35
|
30 - 40
|
40
|
35 - 50
|
Расчетная скорость движения на основном направлении движения, км/ч
|
Расчетная скорость движения на съездах, км/ч
|
|
Основная
|
Минимально допустимая
<*>
|
|
150
|
60, 70, 80
|
40
|
120
|
50, 60, 70, 80
|
|
100
|
||
80
|
50, 60
|
|
60 и менее
|
||
Тип пересечения в разных уровнях (транспортной развязки)
|
Расчетная скорость, км/ч
|
Все типы в условиях нового строительства
|
40, 50
|
На трудных участках горной и пересеченной местности, в условиях капитального ремонта, реконструкции, на ценных сельскохозяйственных землях, в застроенных районах
|
30
|
Скорость поезда, км/ч
|
121 - 140
|
81 - 120
|
41 - 80
|
26 - 40
|
25 и менее
|
Расстояние видимости, м
|
500
|
400
|
250
|
150
|
100
|
Уровень удобства движения на главной дороге
|
Интенсивность движения на правой полосе главной дороги, прив. авт./ч
|
Пропускная способность одной полосы разгона, прив. авт./ч
|
A
|
400
|
900
|
B
|
700
|
750
|
C, D
|
900
|
700
|
Расчетная скорость основного направления, км/ч
|
Длина участка разгона
L
р
, м
|
150
|
250
|
120
|
|
100
|
220
|
80
|
200
|
60
|
180
|
Примечание - При интенсивности грузового движения в пределах примыкающего съезда более 40% длину участка разгона переходно-скоростной полосы следует принимать 400 м.
|
Категория дороги
|
Длина отгона, м
|
IА
|
120
|
IБ, IВ, II
|
80
|
III
|
60
|
IV
|
30
|
Уровень удобства движения
|
Пропускная способность, прив. авт./ч, по типам участков разделения транспортных потоков
|
|
C.1, C.4, C.5, C6
|
C.2, C.3
|
|
A
|
400
|
600
|
B
|
900
|
1400
|
C
|
1400
|
2300
|
Расчетная скорость движения на съезде, км/ч
|
Длина участка торможения
L
т
, м, при расчетной скорости движения основного направления
V
р
, км/ч
|
||||
60
|
80
|
100
|
120
|
150
|
|
30
|
70
|
90
|
160
|
240
|
250
|
40
|
70
|
130
|
210
|
||
50
|
90
|
180
|
|||
60
|
70
|
130
|
|||
70
|
80
|
240
|
|||
80
|
70
|
180
|
Грунт рабочего слоя
|
Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, в пределах дорожно-климатических зон
|
|||
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая
|
1,1
-----
0,9
|
1,2
-----
0,7
|
0,75
-----
0,55
|
0,5
-----
0,3
|
Песок пылеватый, супесь пылеватая
|
1,5
-----
1,2
|
1,2
-----
1,0
|
1,1
-----
0,8
|
0,8
-----
0,5
|
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины
|
2,2
-----
1,6
|
1,8
-----
1,4
|
1,5
-----
1,1
|
1,1
-----
0,8
|
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый
|
2,4
-----
1,8
|
2,1
-----
1,5
|
1,8
-----
1,3
|
1,2
-----
0,8
|
Примечание - В числителе - возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхностных вод, в знаменателе - то же, над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод.
|
Элементы земляного полотна
|
Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м
|
Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд
|
|||||
капитальном
|
облегченном и переходном
|
||||||
в дорожно-климатических зонах
|
|||||||
I
|
II, III
|
IV, V
|
I
|
II, III
|
IV, V
|
||
Рабочий слой
|
До 1,5
|
0,98 - 0,96
|
1,0 - 0,98
|
0,98 - 0,95
|
0,95 - 0,93
|
0,98 - 0,95
|
0,95
|
Неподтопляемая часть насыпи
|
Свыше 1,5 до 6
|
0,95 - 0,93
|
0,95
|
0,95
|
0,93
|
0,95
|
0,90
|
Свыше 6
|
0,95
|
0,95
|
0,95
|
0,93
|
0,95
|
0,90
|
|
Подтопляемая часть насыпи
|
Свыше 1,5 до 6
|
0,96 - 0,95
|
0,98 - 0,95
|
0,95
|
0,95 - 0,93
|
0,95
|
0,95
|
Свыше 6
|
0,96
|
0,98
|
0,98
|
0,95
|
0,95
|
0,95
|
|
В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания
|
До 1,2
|
-
|
0,95
|
-
|
-
|
0,95 - 0,92
|
-
|
До 0,8
|
-
|
-
|
0,95 - 0,92
|
-
|
-
|
0,90
|
|
Примечание -
значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать при цементобетонных покрытиях и цементогрунтовых основаниях, а также при дорожных одеждах облегченного типа, меньшие значения - во всех остальных случаях.
|
Грунты насыпи
|
Наибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
|
||
До 6
|
До 12
|
||
в нижней части (0 - 6)
|
в верхней части (6 - 12)
|
||
Глыбы из слабовыветривающихся пород
|
1:1 - 1:1,3
|
1:1,3 - 1:1,5
|
1:1,3 - 1:1,5
|
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков)
|
1:1,5
|
1:1,5
|
1:1,5
|
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые
|
1:1,5
--------
1:1,75
|
1:1,75
--------
1:2
|
1:1,5
--------
1:1,75
|
Примечания
1 В знаменателе даны значения для пылеватых разновидностей грунтов в дорожно-климатических зонах II и III и для одноразмерных мелких песков.
2 Высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок откоса. При наличии косогорности высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок низового откоса.
3 Наибольшую крутизну откоса насыпей из мелких барханных песков в районах с засушливым климатом назначают 1:2 независимо от высоты.
|
Грунты
|
Высота откоса, м
|
Наибольшая крутизна откосов
|
Скальные:
|
|
|
- слабовыветривающиеся
|
До 16
|
1:0,2
|
- легковыветривающиеся:
|
|
|
- неразмягчаемые
|
До 16
|
1,05 - 1:1,5
|
- размягчаемые
|
До 6
|
1:1
|
|
Свыше 6 до 12
|
1:1,5
|
Крупнообломочные
|
До 12
|
1:1 - 1:1,5
|
Песчаные, глинистые однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции
|
До 12
|
1:1,5
|
Пески мелкие барханные
|
До 2
|
1:4
|
От 2 до 12
|
1:2
|
|
Лесс
|
До 12
|
1:0,1 - 1:0,5
----------------
1:0,5 - 1:1,5
|
Примечания
1 В числителе приведена крутизна откосов в засушливой зоне, в знаменателе - вне засушливой зоны.
2 В скальных слабовыветривающихся грунтах допускаются вертикальные откосы.
3 На территориях с закрепленными растительностью песками допускается наибольшую крутизну при высоте откоса до 12 м принимать 1:2.
4 Высоту откоса выемки определяют разностью отметок верхней и нижней бровок откоса. В случае косогорности при пользовании настоящей таблицей в расчет берут верховой откос.
|
Тип дорожной одежды и условия ее устройства
|
Допустимая суммарная осадка основания и нестабильных слоев насыпи в период эксплуатации, см, при толщине нестабильных слоев, м
|
|||
0,5
|
1,0
|
1,5
|
2,0
|
|
Капитальные дорожные одежды со сборными железобетонными покрытиями, устраиваемые в одну стадию без технологического перерыва
|
2
|
4
|
6
|
10
|
Капитальные дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями, устраиваемые в один год с земляным полотном
|
4
|
8
|
12
|
20
|
Облегченные дорожные одежды
|
6
|
12
|
18
|
30
|
Переходные дорожные одежды
|
8
|
16
|
24
|
40
|
Грунт откоса
|
Крутизна откоса при высоте волны, м
|
|||||
0,1
|
0,2
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
|
Песок мелкий
|
1:5
|
1:7,5
|
1:10
|
1:15
|
1:20
|
1:25
|
Супесь легкая
|
1:4
|
1:7
|
1:10
|
1:15
|
1:20
|
1:20
|
Суглинок, глина
|
1:3
|
1:5
|
1:7,5
|
1:10
|
1:15
|
1:15
|
Типы дорожных одежд
|
Основные виды покрытий
|
Область применения
|
Усовершенствованные покрытия
|
||
Капитальные
|
Цементобетонные монолитные
|
На дорогах категорий IА, IБ, IВ, II, III
|
Железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные
|
||
Из асфальтобетонных смесей, в том числе щебеночно-мастичных
|
||
Облегченные
|
Из асфальтобетонных смесей
|
На дорогах категории IV
|
Из органоминеральных смесей
|
||
Из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим
|
||
Переходные покрытия
|
||
Переходные
|
Из щебеночно-гравийно-песчаных смесей
|
На дорогах категории IV
|
Из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими
|
||
Из грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами
|
||
Из булыжного и колотого камня (мостовые)
|
Вид основания
|
Толщина покрытия, см, по категориям дорог
|
||
I
|
II - III
|
IV
|
|
Бетонное или из каменных материалов и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими
|
22
|
20
|
18
|
Щебеночные и гравийные
|
-
|
22
|
18
|
Песчаные, песчано-гравийные
|
-
|
-
|
18
|
Материал покрытий и других слоев дорожных одежд
|
Минимальная толщина слоя, см
|
Асфальтобетон и щебеночно-мастичный асфальтобетон (с номинально максимальным размером зерен не более 11,2 мм)
|
4
|
Асфальтобетон и щебеночно-мастичный асфальтобетон (с номинально максимальным размером зерен более 11,2 мм)
|
Не менее 2,5-кратного номинального максимального размера зерен минерального материала
|
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим
|
8
|
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные неорганическим вяжущим
|
8
|
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные комплексным вяжущим
|
8
|
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки
|
8
|
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на песчаном основании
|
15
|
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)
|
8
|
Грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими
|
10
|
Песок
|
20
|
Примечание - Минимальную толщину слоев из асфальтобетона рекомендуется округлять до 0,5 см в
сторону.
|
Конструктивный слой дорожной одежды
|
Минимальные проектные классы по прочности
|
|
на растяжение при изгибе B
tb
|
на сжатие B
|
|
Монолитное покрытие
|
4,0
|
30
|
Монолитное основание
|
1,2
|
7,5
|
Сборное покрытие (основание)
|
3,6
|
25
|
Примечания
1 Классы бетона по прочности устанавливают в возрасте 28 сут твердения в нормальных условиях.
2 Продолжительность ухода за бетоном должна быть предусмотрена в течение всего процесса твердения до момента формирования бетона с требуемыми свойствами, но не менее 28 сут.
3 Минимальный расход цемента в бетоне принимают согласно
ГОСТ 26633
.
|
Конструктивный слой дорожной одежды
|
Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости F для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °C
|
||
От 0 до минус 5
|
От минус 5 до минус 15
|
Ниже минус 15
|
|
Покрытие
|
100
|
150
|
200
|
Основание
|
25
|
50
|
50
|
Примечание - Среднемесячную температуру воздуха наиболее холодного месяца для районов строительства следует определять по
СП 131.13330
.
|
Показатели свойств каменных материалов
|
Категория автомобильной дороги
|
|
I - III
|
IV
|
|
Марка по дробимости, не менее
|
800
|
600
|
Марка по сопротивлению дроблению и износу, не менее
|
И5
|
И6
|
Марка по морозостойкости, не менее, для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °C, не менее:
|
|
|
- от 0 до минус 5
|
F15
|
-
|
- от минус 5 до минус 15
|
F25
|
F15
|
- от минус 15
|
F50
|
F25
|
Марка по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, не менее
|
Л25
|
Л30
|
Марка по водостойкости для щебня в щебеночно-песчаных смесях, не менее
|
В1
|
В2
|
Устойчивость структуры зерен щебня против распадов, потеря массы при распаде, %, не более
|
5
|
7
|
Подразделения дорожной службы
|
Примерная протяженность участков дорог, км, при категории дорог
|
|||
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Преимущественные типы дорожных одежд
|
||||
Капитальные
|
Облегченные
|
Переходные
|
||
Основное звено службы содержания дорог:
|
|
|
|
|
при линейном принципе
|
100 - 170
|
170 - 260
|
170 - 260
|
210 - 260
|
при территориальном принципе
|
250 - 300
|
250 - 300
|
250 - 300
|
250 - 300
|
Низовое звено службы содержания дорог
|
30 - 40
|
40 - 55
|
55 - 70
|
70 - 90
|
Пункт содержания и охраны больших мостов
|
На мостах длиной более 300 м
|
|||
Пункт обслуживания, содержания и охраны разводных мостов
|
На всех мостах без ограничения длины
|
|||
Пункт обслуживания переправ
|
На наплавных мостах, паромах
|
|||
Примечания
1 Меньшие значения показателей принимают: для участков дорог с интенсивностью движения, близкой к верхним пределам, установленным для соответствующих категорий дорог; в горной местности; в районах со снежными или песчаными заносами, а также в местах, подверженных размывам, оползням или просадкам, имеющих сложные инженерные сооружения (тоннели, галереи, подпорные и одевающие стенки, берегоукрепительные, противооползневые и другие конструкции).
2 Протяженность участков дорог категории I дана применительно к дорогам с четырьмя полосами движения. В случае шести или восьми полос движения необходимо протяженность участков рассчитывать с понижающими коэффициентами 0,7 и 0,5 соответственно.
3 На магистральных автомобильных дорогах при необходимости пункты охраны могут быть организованы и на мостах длиной менее 300 м.
4 Схема дорожно-эксплуатационной службы определяется требованиями эксплуатации проектируемого участка автомобильной дороги с учетом использования существующих сооружений.
|
Интенсивность движения, ед./сут
|
Мощность АЗС, (АЗСУ, АЗСЭ) заправок в сутки
|
Расстояние между АЗСЭ, км
|
Размещение АЗС (АЗСУ, АЗСЭ)
|
Свыше 1 000 до 2 000
|
250
|
30 - 40
|
Одностороннее
|
Свыше 2 000 до 3 000
|
500
|
40 - 50
|
|
Свыше 3 000 до 5 000
|
750
|
40 - 50
|
|
Свыше 5 000 до 7 000
|
750
|
50 - 60
|
Двустороннее
|
Свыше 7 000 до 20 000
|
1000
|
40 - 50
|
|
Свыше 20 000
|
1000
|
20 - 25
|
|
Примечание - При расположении АЗС в зоне пересечения ее мощность должна быть уточнена с учетом протяженности всех обслуживаемых прилегающих дорог, интенсивности движения и других расчетных показателей на этих участках.
|
Интенсивность движения, трансп. ед./сут
|
Число постов на СТО в зависимости от расстояния между ними, км
|
Размещение СТО
|
||||
60
|
100
|
150
|
200
|
250
|
||
1 000
|
1
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Одностороннее
|
2 000
|
2
|
2
|
2
|
3
|
5
|
|
3 000
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
|
4 000
|
3
|
5
|
6
|
-
|
-
|
|
5 000
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Двустороннее
|
6 000
|
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
8 000
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
|
10 000
|
3
|
3
|
3
|
5
|
5
|
|
15 000
|
5
|
5
|
5
|
8
|
8
|
|
20 000
|
5
|
5
|
8
|
По расчету
|
||
> 20 000
|
По расчету
|
Уровень удобства движения
|
Z
|
Характеристика потока автомобилей
|
Состояние потока
|
Эмоциональная загрузка водителя
|
A
|
< 0,2
|
Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует
|
Свободное движение одиночных автомобилей с большой скоростью
|
Низкая
|
B
|
0,2 - 0,45
|
Автомобили движутся группами, совершается много обгонов
|
Движение автомобилей малыми группами (2 - 5 шт.). Обгоны возможны
|
Нормальная
|
C
|
0,45 - 0,7
|
В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны запрещены
|
Движение автомобилей большими группами (5 - 14 шт.). Обгоны затруднены
|
Высокая
|
D
|
0,7 - 0,9
|
Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями
|
Колонное движение автомобилей с малой скоростью. Обгоны невозможны
|
Очень высокая
|
E
|
0,9 - 1,0
|
Поток движется с остановками, возникают заторы, режим пропускной способности
|
Плотное
|
Очень высокая
|
F
|
> 1,0
|
Полная остановка движения, заторы
|
Сверхплотное
|
Крайне высокая
|
Основные признаки
|
Дополнительные признаки в зависимости от дорожно-климатической зоны (ДКЗ)
|
|
Источники увлажнения
|
Характер увлажнения
|
|
Тип местности 1
|
||
Атмосферные осадки
|
Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов
|
ДКЗ I - мощность деятельного слоя более 2,5 м при непросадочных грунтах влажностью менее 0,7
W
l
;
ДКЗ II - почвы слабо- и среднеподзолистые или дерновоподзолистые без признаков заболачивания;
ДКЗ III - почвы серые, лесные слабоподзолистые в северной части зоны - темно-серые лесные и черноземы оподзоленные и выщелочные;
ДКЗ IV - почвы - черноземы тучные или мощные, в южной части зоны - южные черноземы, темно-каштановые и каштановые почвы;
ДКЗ V - почвы в северной части бурые, в южной - светлобурые и сероземы
|
Тип местности 2
|
||
Кратковременно стоящие (до 30 сут) поверхностные воды, атмосферные осадки
|
Поверхностный сток не обеспечен, грунтовые воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов
|
ДКЗ I - почвы тундровые с резко выраженными признаками заболачивания; мощность сезонно-оттаивающего слоя от 0,1 до 2,5 м при наличии глинистых просадочных грунтов влажностью более 0,8
W
l
;
ДКЗ II - почвы средне- и сильноподзолистые и полуболотные с признаками заболачивания;
ДКЗ III - почвы подзолистые или полуболотные с признаками оглеения, в южной части - лугово-черноземные, солонцы и солоди;
ДКЗ IV - почвы сильносолонцеватые, черноземы, каштановые, солонцы и солоди;
ДКЗ V - почвы - солонцы, такыры, солончаковые солонцы и реже солончаки
|
Тип местности 3
|
||
Грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды, атмосферные осадки
|
Грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды оказывают влияние на увлажнение верхней толщи грунтов
|
ДКЗ I - почвы тундровые и болотные, торфяники; мощность сезонно-оттаивающего слоя до 1 м при наличии глинистых сильнопросадочных грунтов, содержащих в пределах двойной мощности сезонного оттаивания линзы льда толщиной более 10 см;
ДКЗ II - почвы торфяно-болотные или полуболотные;
ДКЗ III - то же, что для II зоны;
ДКЗ IV - почвы болотные или полуболотные, солончаки и солончаковатые солонцы;
ДКЗ V - почвы - солончаки и солончаковатые солонцы; постоянно орошаемые территории
|
Примечания
1 Участки, где залегают песчано-гравийные или песчаные грунты (за исключением мелких пылеватых песков) мощностью более 5 м при расположении уровня грунтовых вод на глубине более 3 м в зонах II, III и более 2 м в зонах IV, V, относятся к 1-му типу независимо от наличия поверхностного стока (при отсутствии длительного подтопления).
2 Грунтовые воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случае, если их уровень в предморозный период залегает ниже глубины промерзания не менее чем на 2,0 м при глинах, суглинках тяжелых пылеватых и тяжелых; на 1,5 м - в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на 1,0 м - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.
3 Поверхностный сток считается обеспеченным при уклонах поверхности грунта в пределах полосы отвода более 0,2%.
|
Грунты
|
Показатели
|
||
Типы
|
Подтипы
|
Содержание песчаных частиц, % по массе
|
Число пластичности
I
P
|
Супесь
|
Легкая крупная
|
Свыше 50
|
1 - 7
|
Легкая
|
Свыше 50
|
1 - 7
|
|
Пылеватая
|
50 - 20
|
1 - 7
|
|
Тяжелая пылеватая
|
Менее 20
|
1 - 7
|
|
Суглинок
|
Легкий
|
Свыше 40
|
7 - 12
|
Легкий пылеватый
|
Менее 40
|
7 - 12
|
|
Тяжелый
|
Свыше 40
|
12 - 17
|
|
Тяжелый пылеватый
|
Менее 40
|
12 - 17
|
|
Глина
|
Песчанистая
|
Свыше 40
|
17 - 27
|
Пылеватая
|
Менее 40
|
17 - 27
|
|
Жирная
|
Не нормируется
|
Свыше 27
|
|
Примечания
1 Для супесей легких крупных учитывается содержание песчаных частиц размером 2 - 0,25 мм, для остальных грунтов - 2 - 0,05 мм.
2 При содержании в грунте 25% - 50% (по массе) частиц крупнее 2 мм к наименованию глинистых грунтов добавляется слово "гравелистый" (при окатанных частицах) или "щебенистый" (при неокатанных частицах).
|
Разновидность грунтов
|
Суммарное содержание легкорастворимых солей, % массы сухого грунта
|
|
Хлоридное, сульфатно-хлоридное засоление
|
Сульфатное, хлоридно-сульфатное засоление
|
|
Слабозасоленные
|
0,5 - 2,0
----------
0,3 - 1,0
|
0,5 - 1,0
----------
0,3 - 0,5
|
Среднезасоленные
|
2,0 - 5,0
----------
1,0 - 5,0
|
1,0 - 3,0
----------
0,5 - 2,0
|
Сильнозасоленные
|
5,0 - 10,0
----------
5,0 - 8,0
|
3,0 - 8,0
----------
2,0 - 5,0
|
Избыточно засоленные
|
Свыше 10,0
--------------
Свыше 8,0
|
Свыше 8,0
--------------
Свыше 5,0
|
Примечание - В числителе даны значения для дорожно-климатической зоны V, в знаменателе - для остальных зон.
|
Разновидности грунтов (при влажности 0,5
w
0
)
|
Относительная деформация набухания, % толщины слоя увлажнения
|
Ненабухающие
|
Менее 2
|
Слабонабухающие
|
От 2 до 4
|
Средненабухающие
|
От 5 до 10
|
Сильнонабухающие
|
Свыше 10
|
Разновидности грунтов
|
Коэффициент просадочности
|
Относительная деформация просадки, % толщины слоя промачивания
|
Непросадочные
|
Свыше 0,92
|
Менее 2
|
Слабопросадочные
|
От 0,85 до 0,91
|
От 2 до 7
|
Просадочные
|
От 0,80 до 0,84
|
От 8 до 12
|
Сильнопросадочные
|
Менее 0,79
|
Свыше 12
|
Примечание - Классификация не распространяется на скальные водоустойчивые грунты и грунты с исключением водонерастворимых цементирующих веществ, просадочность которых оценивают по данным лабораторных испытаний.
|
Группы грунтов
|
Степень пучинистости
|
Относительное морозное пучение образца, %
|
I
|
Непучинистые
|
1 и менее
|
II
|
Слабопучинистые
|
Свыше 1 до 4
|
III
|
Пучинистые
|
От 4 до 7
|
IV
|
Сильнопучинистые
|
От 7 до 10
|
V
|
Чрезмернопучинистые
|
От 10
|
Примечания
1 Испытание на пучинистость при промерзании осуществляется в лаборатории по специальной методике с подтоком воды. Допускается группу по пучинистости определять по
таблице В.7
настоящего приложения.
2 При оценке величины морозного пучения расчетом испытания грунтов на интенсивность морозного пучения ведут по специальной методике.
3 В случаях, когда испытание на морозное пучение не проводится, группу по пучинистости допускается устанавливать по
таблице В.7
настоящего приложения, а среднюю относительную величину морозного пучения зоны промерзания - по
таблице В.8
.
|
Грунт
|
Группа
|
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
|
I
|
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм от 2% до 15%, мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 5%; супесь легкая крупная
|
II
|
Песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 8%; супесь легкая; суглинок легкий и тяжелый; глины
|
III
|
Песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15%; песок пылеватый; супесь пылеватая; суглинок тяжелый пылеватый
|
IV
|
Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий пылеватый
|
V
|
Примечание - Величина коэффициента морозного пучения щебенистых, гравелистых, дресвяных песков при содержании частиц мельче 0,05 мм свыше 15% ориентировочно принимается как для пылеватого песка и проверяется в лаборатории.
|
Грунт
|
Среднее значение относительного морозного пучения при промерзании 1,5 м, %
|
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
|
1
---
1
|
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15%; песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
|
1
------
1 - 2
|
Песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм менее 5%; супесь легкая крупная
|
1 - 2
------
2 - 4
|
Супесь пылеватая; суглинок тяжелый пылеватый; песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15%
|
2 - 4
------
7 - 10
|
Супесь легкая; песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 8%
|
1 - 2
------
4 - 7
|
Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий пылеватый; песок пылеватый
|
4 - 7
------
10
|
Суглинок тяжелый; глины
|
2 - 4
------
4 - 7
|
Примечание - В числителе - при 1-й расчетной схеме увлажнения согласно таблице В.13 настоящего приложения, в знаменателе - при 2-й и 3-й схемах.
|
Типы местностей
|
Условия увлажнения грунтов
|
Мерзлотные процессы и явления
|
Грунт
|
|
Подвид
|
Характеристика
|
|||
1-й
|
Сухие места
|
Отсутствует
|
Крупнообломочный; песчаный
|
Массивная текстура; непросадочный или талый
|
2-й
|
Сырые места. В летнее время возможно избыточное увлажнение грунтов деятельного слоя поверхностными водами
|
Заболачивание; морозное пучение (сезонные бугры пучения)
|
Песчаный; глинистый
|
Массивная и слоистая текстуры; малольдистый и малопросадочный
|
3-й
|
Мокрые места. В летнее время постоянное избыточное увлажнение грунтов деятельного слоя поверхностными и надмерзлотными водами
|
Заболачивание; морозное пучение (многолетние бугры пучения); термокарстовый рельеф; солифлюкция
|
Глинистый; возможно наличие подземных льдов
|
Слоистая и сетчатая текстуры; льдистый и сильнольдистый; просадочный, сильнопросадочный и чрезмернопросадочный
|
Разновидность по просадочности при оттаивании
|
Льдистость
<1>
грунта вечномерзлой толщи
|
Суммарная влажность грунтов деятельного слоя
|
|||
Пески мелкие
|
Пески пылеватые, супеси легкие
|
Супеси
|
Торф
|
||
Непросадочный
|
Без ледяных включений (0 - 0,01)
|
Менее 0,18
|
Менее 0,2
|
Менее 0,2
|
-
|
Слабопросадочный
|
Малольдистый (0,01 - 01)
|
От 0,18 до 0,25
|
От 0,2 до 0,4
|
От 0,2 до 0,4
|
Менее 2
|
Просадочный
|
Льдистый (0,1 - 0,4)
|
Свыше 0,25
|
Свыше 0,4
|
Свыше 0,4 до 1,1
|
От 2 до 12
|
Сильнопросадочный
|
Сильнольдистый (0,4 - 0,6)
|
-
|
-
|
Свыше 1,1
|
Свыше 12
|
Чрезмернопросадочный
|
С крупными включениями подземного льда (0,6 - 1,0)
|
-
|
-
|
Свыше 1,1
|
Свыше 12
|
Разновидности грунтов
|
Влажность
|
Недоувлажненные
|
Менее 0,9
w
0
|
Нормальной влажности
|
От 0,9
w
0
до
w
adm
|
Повышенной влажности
|
От
w
adm
до
w
max
|
Переувлажненные
|
Свыше
w
max
|
Примечание -
w
max
- максимально возможная влажность грунта при коэффициенте уплотнения 0,9.
|
Грунты
|
Допустимая влажность
w
adm
в долях от оптимальной при требуемом коэффициенте уплотнения грунта
m
b
|
||
1,0 - 0,98
|
0,95
|
0,90
|
|
Пески пылеватые; супеси легкие и пылеватые
|
1,35
|
1,60
|
1,60
|
Супеси легкие и пылеватые
|
1,25
|
1,35
|
1,60
|
Супеси тяжелые пылеватые; суглинки легкие и легкие пылеватые
|
1,15
|
1,30
|
1,50
|
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины
|
1,05
|
1,20
|
1,30
|
Примечания
1 При воздействии насыпей из пылеватых песков в летних условиях допустимая влажность не ограничивается.
2 Настоящие ограничения не распространяются на насыпи, возводимые гидронамывом.
3 При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна, как правило, быть более 1,3
w
0
при песчаных и непылеватых супесчаных, 1,2
w
0
- при супесчаных пылеватых и суглинках легких и 1,1
w
0
- для других связных грунтов.
4 Величина допустимой влажности грунта может уточняться с учетом технологических возможностей, имеющихся в наличии конкретных уплотняющих средств в соответствии с действующими нормативными документами.
|
Расчетная схема увлажнения рабочего слоя
|
Источники увлажнения
|
Условия отнесения к данной расчетной схеме увлажнения
|
1
|
Атмосферные осадки
|
Для насыпей на участках 1-го типа местности по условиям увлажнения (
7.3
настоящего свода правил и
таблица В.1
настоящего приложения).
Для насыпей на участках местности 2-го и 3-го типов по условиям увлажнения при возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод или над поверхностью земли, более чем в 1,5 раза превышающем требования
таблицы 7.1
.
Для насыпей на участках 2-го типа при расстоянии от уреза поверхностной воды (отсутствующей не менее 2/3 летнего периода) более 5 - 10 м при супесях; 2 - 5 м - при легких пылеватых суглинках и 2 м - при тяжелых пылеватых суглинках и глинах (меньшие значения принимают для грунтов с большим числом пластичности; при залегании различных грунтов следует принимать наибольшие значения).
В выемках в песчаных и глинистых грунтах при уклонах кюветов более 20% (в дорожно-климатических зонах I - III) и при возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, более чем в 1,5 раза превышающем требования
таблицы 7.1
.
При применении специальных методов регулирования водно-теплового режима (капилляропрерывающие, гидроизолирующие, теплоизолирующие и армирующие прослойки, дренаж и т.п.), назначаемых по специальным расчетам
|
2
|
Кратковременно стоящие (до 30 сут) поверхностные воды, атмосферные осадки
|
Для насыпей на участках 2-го типа местности по условиям увлажнения (
7.3
настоящего свода правил и
таблица В.1
настоящего приложения) при возвышении поверхности покрытия, не менее требуемого по
таблице 7.1
и не более чем в 1,5 раза превышающего эти требования, и при крутизне откосов не менее 1:1,5 и простом (без берм) поперечном профиле насыпи.
Для насыпей на участках 3-го типа местности при применении специальных мероприятий по защите от грунтовых вод (капилляропрерывающие и гидроизолирующие слои, дренаж), назначаемых по специальным расчетам, при отсутствии длительно стоящих (более 30 сут) поверхностных вод и выполнении условий предыдущего абзаца.
В выемках в песчаных и глинистых грунтах при уклонах кюветов менее 20% (в зонах I, II) и возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, более чем в 1,5 раза превышающем требования
таблицы 7.1
|
3
|
Грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды, атмосферные осадки
|
Для насыпей на участках 3-го типа местности по условиям увлажнения (
7.3
настоящего свода правил и
таблица В.1
настоящего приложения) при возвышении поверхности покрытия, отвечающем требованиям
таблицы 7.1
, но не превышающем их более чем в 1,5 раза.
То же, для выемок, в основании которых имеется уровень грунтовых вод, расположение которого по глубине не превышает требования
таблицы 7.1
более чем в 1,5 раза
|
Требуемый коэффициент уплотнения грунта
|
Значение коэффициентов относительного уплотнения
K
1
для грунтов
|
||||||
Пески, супеси, суглинки пылеватые
|
Суглинки, глины
|
Лессы и лессовидные грунты
|
Скальные разрабатываемые грунты при объемной массе, г/см
3
|
Шлаки, отвалы перерабатывающей промышленности
|
|||
1,9 - 2,2
|
2,2 - 2,4
|
2,4 - 2,7
|
|||||
1,00
|
1,10
|
1,05
|
1,30
|
0,95
|
0,89
|
0,84
|
1,26 - 1,47
|
0,95
|
1,05
|
1,00
|
1,15
|
0,90
|
0,85
|
0,80
|
1,20 - 1,40
|
0,90
|
1,00
|
0,95
|
1,10
|
0,85
|
0,80
|
0,76
|
1,13 - 1,33
|
Степень закрепления растительностью поверхности песков
|
Площадь, покрытая растительностью, %
|
Степень подвижности песков
|
Незаросшая поверхность
|
Менее 5
|
Очень подвижные
|
Слабозаросшая поверхность
|
Свыше 5 до 15
|
Подвижные
|
Полузаросшая поверхность
|
Свыше 15 до 35
|
Малоподвижные
|
Заросшая поверхность
|
Свыше 35
|
Неподвижные
|
Наименование
|
Схема транспортной развязки
|
Условия применения
|
Пересечения
|
||
Транспортная развязка типа "клеверный лист"
|
|
Интенсивность поворачивающих направлений в каждой из зон переплетений транспортных потоков не более 800 авт./ч
|
Транспортная развязка с направленными и петлевыми съездами
|
|
Соотношение интенсивностей поворачивающих направлений не позволяет выполнить устройство транспортных развязок типа "клеверный лист"
|
Транспортная развязка с направленными съездами
|
|
Стесненные условия. Соотношение интенсивностей поворачивающих направлений не позволяет выполнить устройство транспортных развязок типа "клеверный лист"
|
Примыкания
|
||
Примыкание типа "труба"
|
|
Во всех случаях, кроме рассмотренных ниже
|
Примыкание с петлевыми съездами
|
|
Устройство примыканий с учетом перспективного развития
|
Примыкание с направленными съездами
|
|
Стесненные условия для устройства примыкания типа "труба"
|
Наименование
|
Схема транспортной развязки
|
Условия применения
|
Пересечения
|
||
Пересечение типа "ромб"
|
|
Интенсивность каждого из левоповоротных направлений позволяет устройство пересечений в одном уровне на второстепенном направлении движения
|
|
Интенсивность каждого из левоповоротных направлений позволяет устройство кольцевых пересечений в одном уровне на второстепенном направлении движения
|
|
|
||
Пересечение типа "совмещенный неполный клеверный лист"
|
|
Интенсивность каждого из левоповоротных направлений позволяет устройство пересечений в одном уровне и стесненные условия в диагональных четвертях
|
|
Интенсивность каждого из левоповоротных направлений позволяет устройство пересечений в одном уровне и стесненные условия в соседних четвертях
|
|
Пересечение типа "неполный клеверный лист"
|
|
Интенсивность одного из левоповоротных направлений не позволяет устройство пересечения в одном уровне
|
|
Интенсивность двух из левоповоротных направлений в диагональных четвертях не позволяет устройство пересечения в одном уровне
|
|
|
Интенсивность двух из левоповоротных направлений в соседних четвертях не позволяет устройство пересечения в одном уровне
<*>
|
|
|
Интенсивность трех из левоповоротных направлений в соседних четвертях не позволяет устройство пересечения в одном уровне
<*>
|
|
Примыкания
|
||
Примыкание типа "труба"
<**>
|
|
Во всех случаях, кроме рассмотренных ниже
|
Примыкание типа "ромб"
|
|
Стесненные условия либо устройство примыканий с учетом перспективного развития
|
Примыкание с петлевыми съездами
<**>
|
|
Устройство примыканий с учетом перспективного развития
|
Легковой автомобиль
|
1,0
|
Микроавтобус
|
1,1
|
Грузовой автомобиль до 2 т
|
1,2
|
Автобус малой вместимости
|
1,4
|
Грузовой автомобиль от 2 до 6 т
|
1,5
|
Автобус большой вместимости
|
1,8
|
Грузовой автомобиль более 6 т
|
1,6
|
Сочлененный автобус/троллейбус
|
2,4
|
Автопоезд
|
2,2
|
Тип транспортного средства
|
Коэффициент приведения
|
Легковые автомобили и грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,5 т
|
1,0
|
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 1,5 до 3,5 т
|
1,5
|
Автопоезда
|
2,3
|
Автобусы
|
2,0
|
Сочлененные автобусы
|
3,0
|
Мотоциклы
|
0,5
|