СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Начало действия редакции - 13.02.2024.
Изменения, внесенные Решением Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 N 114, вступают в силу по истечении 180 календарных дней с даты официального опубликования (опубликовано на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org/ - 17.08.2023).

О порядке введения в действие Технического регламента , утвержденного данным документом, в Республике Армения и Кыргызской Республике, см. решения Коллегии ЕЭК.
Название документа
Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826
(ред. от 24.11.2023)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"
(вместе с "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.02.2024)

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826
(ред. от 24.11.2023)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"
(вместе с "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.02.2024)

Оглавление

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. N 826
О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
"О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ,
ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ"
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43,
решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2014 N 95,
решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84,
решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 72,
решения Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 N 108,
решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114,
решения Совета Евразийской экономической комиссии от 24.11.2023 N 138)
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее - Комиссия) решила:
1. Принять технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (прилагается).
2. Утратил силу. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114.
3. Установить:
3.1. Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года.
3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года, за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2014 N 95)
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента , за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 года.
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2014 N 95)
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.
3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
3.5. Документы об оценке (подтверждении) соответствия топлива для реактивных двигателей и мазута требованиям, установленным Техническим регламентом, выданные или принятые до дня вступления в силу изменений в Технический регламент согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. N 43 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011)", действительны до окончания срока их действия.
Обращение топлива для реактивных двигателей и мазута, выпущенных в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.
(пп. 3.5 введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2014 N 95)
4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента , и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.
5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии для утверждения Комиссией в установленном порядке.
6. Сторонам:
6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;
6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.
7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента .
Члены Комиссии Таможенного союза:
От Республики Беларусь
(Подпись)
С.РУМАС
От Республики Казахстан
(Подпись)
У.ШУКЕЕВ
От Российской Федерации
(Подпись)
И.ШУВАЛОВ
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
ТР ТС 013/2011
О ТРЕБОВАНИЯХ
К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ
И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ
Список изменяющих документов
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43 , от 02.12.2015 N 84 , от 24.11.2023 N 138 )
Предисловие
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Статья 1. Область применения
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
Статья 2. Определения
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
импортер - резидент государства - члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 43)
марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством - членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1 .
Статья 4. Требования безопасности
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать:
наименование и обозначение марки топлива;
наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
дату выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт;
сведения о декларации соответствия;
сведения о наличии присадок в топливе.
4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах , а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.
Статья 6. Подтверждение соответствия
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме , утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или ;
для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д ;
для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д );
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.
Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схемам 4д и - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.
Статья 7. Защитительная оговорка
7.1. Государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
О принятом решении уведомляются другие государства - члены ТС.
7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 43 , от 02.12.2015 N 84 )
Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года;
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации - по 1 июля 2016 года.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 43 , от 02.12.2015 N 84 )
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Армения - со 2 января 2016 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Республики Казахстан - с 1 января 2018 года;
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Российской Федерации - с 1 января 2015 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2015 года;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ОБОЗНАЧЕНИЕ
МАРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43)
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 43)
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Приложение 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА
Характеристики автомобильного бензина
Единица измерения
Нормы в отношении экологического класса
К2
К3
К4
К5
Массовая доля серы, не более
мг/кг
500
150
50
10
Объемная доля бензола, не более
%
5
1
1
1
Массовая доля кислорода, не более
%
не определяется
2,7
2,7
2,7
Объемная доля углеводородов, не более:
%
ароматических
не определяется
42
35
35
олефиновых
не определяется
18
18
18
Октановое число:
-
по исследовательскому методу, не менее
80
80
80
80
по моторному методу, не менее
76
76
76
76
Давление насыщенных паров:
кПа
в летний период
35 - 80
35 - 80
35 - 80
35 - 80
в зимний период
35 - 100
35 - 100
35 - 100
35 - 100
Концентрация железа, не более
мг/дм3
отсутствие
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Концентрация марганца, не более
мг/дм3
отсутствие
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Концентрация свинца <*> , не более
мг/дм3
5
5
5
5
Объемная доля монометиланилина, не более
%
1,3
1,0
1,0
отсутствие
Объемная доля оксигенатов, не более:
%
метанола <**>
не определяется
1
1
1
этанола
не определяется
5
5
5
изопропанола
не определяется
10
10
10
третбутанола
не определяется
7
7
7
изобутанола
не определяется
10
10
10
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле
не определяется
15
15
15
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C)
не определяется
10
10
10
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие.
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.
Приложение 3
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43)
Характеристики дизельного топлива <*>
Единица измерения
Нормы в отношении экологического класса
К2
К3
К4
К5
Массовая доля серы, не более
мг/кг
500
350
50
10
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:
°C
для летнего и межсезонного дизельного топлива
40
40
55
55
для зимнего и арктического дизельного топлива
30
30
30
30
Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше
°C
360
360
360
360
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более
%
-
11
11
8
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее
-
45
51
51
51
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее
-
не определяется
47
47
47
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 43)
Смазывающая способность, не более
мкм
не определяется
460
460
460
Предельная температура фильтруемости, не выше:
°C
летнее дизельное топливо
не определяется
не определяется
не определяется
не определяется
дизельного топлива зимнего <**>
минус 20
минус 20
минус 20
минус 20
дизельного топлива арктического
минус 38
минус 38
минус 38
минус 38
дизельного топлива межсезонного <***>
минус 15
минус 15
минус 15
минус 15
<*> Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
<**> Для Республики Казахстан не более минус 15 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
<***> Для Республики Казахстан не более минус 5 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
Приложение 4
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ МАЗУТА
Список изменяющих документов
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43 , от 02.12.2015 N 84 )
Характеристика мазута
Единица измерения
Норма для флотского мазута
Норма для топочного мазута
Массовая доля серы, не более
%
2,0
3,5
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже
°C
-
90
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
80
-
Выход фракции, выкипающей до 350 °C, не более
% об.
Содержание сероводорода, не более
ppm
--------------------------------
<*> Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).
<**> Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.
(сноска в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 84)
Приложение 5
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ
К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.06.2014 N 43)
Характеристика топлива для реактивных двигателей
Единица измерения
Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета
Джет А-1
ТС-1
РТ
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C, не более
мм2/с
-
16
Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °C, не более
мм2/с
8
Температура начала кристаллизации, не выше
°C
-
минус 60 <***>
минус 60 <***>
Температура замерзания, не выше
°C
минус 47
-
-
Содержание механических примесей и воды
-
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Фракционный состав:
10% отгоняется при температуре не выше
°C
205
165
175
90% отгоняется при температуре не выше
°C
-
230
270
98% отгоняется при температуре не выше
°C
-
250
280
остаток от разгонки, не более
%
1,5
не нормируется
1,5
потери от разгонки, не более
%
1,5
не нормируется
1,5
Высота некоптящего пламени, не менее
мм
25
25
25
или
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менее
мм
19
-
-
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
38
28
28
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более
%
25
20 (22)
20 (22)
Концентрация фактических смол, не более
мг/100 см3
7
5
4
Массовая доля общей серы, не более
%
0,25
0,20
0,10
Массовая доля меркаптановой серы, не более
%
0,003
0,003
0,003
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже
°C
260
260
260 (275) <****>
Перепад давления на фильтре, не более
мм рт. ст.
25
25
25
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более
баллы по цветовой шкале
3
3
3
Удельная электрическая проводимость <*****> :
пСм/м
без антистатической присадки, не более
10
10
10
с антистатической присадкой
50 - 600
50 - 600
50 - 600
--------------------------------
<*> Норма устанавливается для Республики Казахстан.
<**> Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.
<***> Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °C, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.
<****> По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °C.
<*****> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 6
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА
Характеристики авиационного бензина
Единица измерения
Нормы
Октановое число по моторному методу, не менее
-
91
Сортность <*> (богатая смесь), не менее
-
115
Температура начала кристаллизации, не выше
°C
минус 60
Содержание механических примесей и воды
-
отсутствие
Давление насыщенных паров
кПа
29,3 - 49
Фракционный состав:
10 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
82
50 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
105
90 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
170
остаток от разгонки, не более
%
1,5
потери от разгонки, не более
%
1,5
Содержание фактических смол, не более
мг/100 см3
3
Массовая доля общей серы, не более
%
0,03
Цвет
-
зеленый
<*> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 7
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СУДОВОГО ТОПЛИВА
Список изменяющих документов
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии
от 19.12.2019 N 108 , от 24.11.2023 N 138 )
Характеристики судового топлива
Единица измерения
Нормы
Массовая доля серы, не более
%
3,5 (по 31 декабря 2011 г.)
2 (по 31 декабря 2012 г.)
1,5 (с 1 января 2013 г.)
0,5 (с 1 января 2020 г.)
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
61
Примечание. до 31 декабря 2026 г. для судов, участвующих во внутренних водных перевозках, допускаются производство и выпуск в обращение судового топлива с массовой долей серы не более 1,5%.
(примечание введено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.12.2019 N 108; в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 24.11.2023 N 138)
Приложение 8
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОПЛИВА <*>
Номер схемы
Элементы схемы
Применение
Документ, подтверждающий соответствие
испытания продукции, исследование типа
оценка производства
производственный контроль
Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
-
Для опытно-промышленной партии
Декларация о соответствии на партию продукции
Заявитель-изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
Производственный контроль осуществляет изготовитель
Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо
Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
-
Для партии топлива, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер
Декларация о соответствии на партию топлива
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента
Производственный контроль осуществляет изготовитель
Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо
Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
<*> Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.
Описание схем декларирования соответствия топлива
1. Схема декларирования
1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний опытно-промышленной партии;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
2. Схема декларирования
2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
3. Схема декларирования
3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний партии топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4. Схема декларирования
4.1. Схема декларирования включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостановить действие декларации о соответствии;
- отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем, вносится соответствующая запись.
5. Хранение технической документации
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
- выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826
ПЕРЕЧЕНЬ
СТАНДАРТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
(ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАВИЛА ОТБОРА
ОБРАЗЦОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
"О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ,
ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ" (ТР ТС 013/2011) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Утратил силу. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.08.2023 N 114.