СВЕДЕНИЯ О ДОКУМЕНТЕ
Источник публикации
"Официальные документы в образовании", N 30, октябрь, 2014 ("Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"),
"Официальные документы в образовании", N 31, ноябрь, 2014 ("Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)", "Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования")
"Вестник образования", N 20, октябрь, 2014,
"Администратор образования", N 22, ноябрь, 2014,
"Вестник образования России", N 21, ноябрь, 2014 ("Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)", "Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования")
"Вестник образования России", N 22, ноябрь, 2014 ("Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)")
Примечание к документу
Документ фактически утратил силу в связи с изданием письма Рособрнадзора от 27.11.2014 N 02-747, которым направлены новые методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

Письмом Рособрнадзора от 15.10.2014 N 02-674 направлены Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
Название документа
<Письмо> Рособрнадзора от 01.10.2014 N 02-651
<О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)>

<Письмо> Рособрнадзора от 01.10.2014 N 02-651
<О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)>

Оглавление
- рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
- технический регламент проведения итогового сочинения (изложения);
- бланки итогового сочинения (изложения);
- критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 1 октября 2014 г. N 02-651
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе следующие документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (прилагаются):
С.С.КРАВЦОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
1. Общие положения
1.1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (далее - Рекомендации) определяют категории участников, сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения), требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), сбор исходных сведений и подготовку к проведению итогового сочинения (изложения), порядок проверки итогового сочинения (изложения), порядок обработки результатов итогового сочинения (изложения).
2. Участники итогового сочинения (изложения)
2.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА ) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации);
- обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования.
2.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (среднего (полного) общего образования);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет).
2.3. Места регистрации лиц, указанных в пп. 2.2 , на сдачу итогового сочинения (изложения) определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования (далее - учредители), загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.
2.4. Изложение вправе писать:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки , подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Заявление на написание изложения подается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, за 2 недели до проведения изложения.
2.5. Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в образовательные организации, места проведения итогового сочинения (изложения), сочинение (изложение) организуется на дому. При этом указанная категория лиц предъявляет копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (с указанием необходимости проведения сочинения (изложения) на дому по медицинским показаниям).
3. Организация проведения итогового сочинения (изложения)
3.1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):
- устанавливает порядок разработки, использования и хранения тем (текстов);
- осуществляет методическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения);
- организует разработку тем (текстов) для проведения итогового сочинения (изложения), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) (далее - критерии оценивания);
- определяет единые форматы бланков итогового сочинения (изложения);
- обеспечивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителей, МИД России, загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами изложений);
- определяет сроки проведения итогового сочинения (изложения);
- рекомендует сроки проверки итоговых сочинений (изложений).
3.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредители, МИД России, загранучреждения обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения), в том числе:
- обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), в том числе определяют места хранения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) от разглашения содержащейся в них информации;
- определяют места регистрации на итоговое сочинение для выпускников прошлых лет;
- определяют специальные места проведения итогового сочинения и распределение между ними выпускников прошлых лет;
- организуют формирование и ведение сведений о проведении итогового сочинения (изложения) обучающихся в региональных информационных системах проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования (далее - региональные информационные системы), включая следующие сведения:
- об обучающихся, выпускниках прошлых лет, сдающих итоговое сочинение (изложение);
- о местах проведения итогового сочинения (изложения);
- о распределении обучающихся, выпускников прошлых лет по местам проведения итогового сочинения (изложения) - образовательным организациям;
- о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися, выпускниками прошлых лет;
- об изображении бланков регистрации и ответов обучающихся, выпускников прошлых лет.
- организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведению итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах;
- обеспечивают ознакомление обучающихся с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
- устанавливают порядок передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации, а также сроки передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации в случае невозможности доставки их по объективным причинам в день проведения итогового сочинения (изложения);
- обеспечивают передачу комплекта перечня тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации;
- обеспечивают техническую готовность образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения);
- обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;
- определяют организационную схему и схему технического проведения итогового сочинения (изложения), в том числе:
- места печати регистрационных бланков и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;
- места сканирования бланков регистрации и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;
- места проверки итоговых сочинений (изложений) - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;
3.3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего общего образования (далее - образовательные организации), в том числе комиссии образовательных организаций, осуществляют следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):
- предоставляют сведения для внесения в региональные информационные системы;
- информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о сроках проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения);
- формируют состав комиссии образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
- организуют проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;
- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии образовательных организаций и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;
- обеспечивают техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с требованиями Технического регламента проведения итогового сочинения (изложения);
- получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивают информационную безопасность;
- обеспечивают обучающихся, выпускников прошлых лет орфографическими словарями при проведении итогового сочинения (изложения);
- организуют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся.
3.4. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учредителей, загранучреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или специализированных сайтах не позднее чем за месяц до проведения итогового сочинения (изложения) публикуется следующая информация:
- о сроках проведения итогового сочинения (изложения);
- о местах проведения сочинения для выпускников прошлых лет;
- о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).
3.5. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации федеральной информационной системы осуществляется определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации организацией (далее - уполномоченная организация).
3.6. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействие с федеральной информационной системой, осуществляется определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями - региональными центрами обработки информации (далее - РЦОИ).
3.7. Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях.
3.8. Эксперты комиссии образовательной организации, члены экспертных комиссий, сформированных на региональном/муниципальном уровнях, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итоговых сочинений (изложений), должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:
- владение необходимой нормативной базой:
- федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089);
- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
- рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения);
- технический регламент проведения итогового сочинения;
- методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения);
- владение необходимыми предметными компетенциями:
- иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;
- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускном классе образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
- владеть содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089), примерных образовательных программах, учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;
- владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
- умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
- умение обобщать результаты.
3.9. Независимые эксперты - специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).
Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они привлекаются обязательно в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ выпускников.
Независимые эксперты приглашаются комиссией образовательной организацией, обеспечивающей проведение сочинения (изложения) на оговоренных с ним организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке сочинений (изложений).
3.10. Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек.
4. Сроки и продолжительность итогового сочинения (изложения)
4.1. Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут.
4.2. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).
4.3. Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.
4.4. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря для обучающихся, выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
4.5. Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.
4.6. Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), в случаях, предусмотренных настоящими Рекомендациями, предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) (первая среда февраля и первая рабочая среда мая).
5. Сбор исходных сведений и подготовка к проведению итогового сочинения (изложения)
5.1. Сведения об обучающихся, сдающих итоговое сочинение (изложение), вносятся РЦОИ в региональные информационные системы не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
5.2. Сведения об обучающихся, сдающих итоговое сочинение (изложение), предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и/или образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
5.3. Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) доставляются РЦОИ или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в образовательные организации или печатаются в образовательных организациях не позднее, чем за день до проведения итогового сочинения (изложения).
5.4. Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) передаются Рособрнадзором или уполномоченной организацией в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям, МИД России, загранучреждениям и образовательным организациям (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования) за 2 часа до проведения итогового сочинения (изложения) через специализированный портал. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, также вправе самостоятельно определить порядок доставки комплектов тем итогового сочинения (текстов изложения). Если по объективным причинам передача комплекта тем итогового сочинения (текстов изложений) за 2 часа до проведения итогового сочинения (изложения) невозможна, комплект тем итогового сочинения (текстов изложений) может быть передан в более ранние сроки.
5.5. Логины и пароли для авторизации на специализированном портале передаются Рособрнадзором или уполномоченной организацией в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям, МИД России, загранучреждениям и образовательным организациям (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования) не ранее чем за сутки до проведения итогового сочинения (изложения).
5.6. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудования для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с необходимым программным обеспечением, для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) через специализированный портал.
6. Проведение итогового сочинения (изложения)
6.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах, определенных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
6.2. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
6.3. Для выпускников прошлых лет проведение итогового сочинения возможно вне образовательных организаций, в специальных подготовленных местах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
6.4. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.5. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учредителей и загранучреждений места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
6.6. Обучающиеся, выпускники прошлых лет рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке.
6.7. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику).
6.8. До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе информируют о правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) также информируют о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
6.9. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет бланки регистрации, бланк записи, дополнительные бланки записи (при необходимости) для выполнения итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари.
6.10. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) ознакомляют обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений) и фиксируют их на доске (информационном стенде). По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения).
6.11. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей бланков.
6.12. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало проведения итогового сочинения (изложения) и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к написанию итогового сочинения (изложения).
6.13. В случае нехватки места в бланке записи для выполнения итогового сочинения (изложения) по запросу обучающегося, выпускника прошлых лет члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимости обучающимся, выпускникам выдаются черновики.
6.14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:
- ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
- документ , удостоверяющий личность;
- при необходимости лекарства и питание;
- орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
6.15. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
6.16. За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают обучающимся, выпускникам прошлых лет о скором завершении итогового сочинения (изложения).
6.17. По истечении времени итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации, бланки с итоговыми сочинениями (изложениями), черновики у обучающихся, выпускников прошлых лет.
6.18. Собранные бланки регистрации, бланки с итоговыми сочинениями (изложениями), черновики члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) передают руководителю образовательной организации.
6.19. Обучающиеся, выпускники прошлых лет, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают образовательную организацию, не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения).
7. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание
7.1. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание экспертами комиссии образовательной организации. При осуществлении проверки итоговых сочинений (изложений) и их оценивании персональные данные участников сочинений (изложений) могут быть доступны экспертам.
7.1.1. Технический специалист образовательной организации проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.1.2. Руководитель образовательной организации передает копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертам комиссии образовательной организации и независимым экспертам.
7.1.3. Эксперты комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
7.1.4. Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.
7.1.5. Копии бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет эксперты комиссии образовательной организации и независимые эксперты передают руководителю образовательной организации.
7.1.6. Ответственное лицо, определенное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.2. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание на муниципальном и/или региональном уровне. При осуществлении проверки итоговых сочинений (изложений) и их оценивании персональные данные участников сочинений (изложений) могут быть доступны экспертам.
7.2.1. Технический специалист проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.2.2. Ответственное лицо, определенное на муниципальном/региональном уровне, передает копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертной комиссии.
7.2.3. Экспертная комиссия осуществляет проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
7.2.4. Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.
7.2.5. Копии бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет экспертная комиссия передает ответственному лицу, определенному на муниципальном/региональном уровне.
7.2.6. Ответственное лицо, определенное на муниципальном/региональном уровне, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.3. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, муниципальными/региональными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).
8. Обработка результатов итогового сочинения (изложения)
8.1. Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет, с внесенными в них результатами проверки, доставляются руководителями образовательных организаций (или иных организаций муниципального или регионального уровней, в которых проводилась проверка) в РЦОИ для последующей обработки (за исключением образовательных организаций, в которых проводится сканирование оригиналов бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций).
8.2. Сканирование оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет в образовательных организациях после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций проводится техническим специалистом в присутствии руководителя образовательной организации. Отсканированные изображения бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет передаются в РЦОИ, уполномоченную организацию для последующей обработки.
8.3. Бумажные бланки итогового сочинения (изложения) направляются на хранение в РЦОИ или в места, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, МИД России, учредителю.
8.4. Сканирование бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет может проводиться в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с последующей передачей изображений бланков итоговых сочинений (изложений) в РЦОИ.
8.5. Сканирование бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет должно завершиться не позднее чем через три дня после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий образовательных организаций, экспертными комиссиями.
8.6. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств. Обработку бланков итогового сочинения (изложения), полученных при проведении итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, осуществляет уполномоченная организация.
8.7. Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:
8.7.1. сканирование проверенных бланков итогового сочинения (изложения);
8.7.2. распознавание информации, внесенной в проверенные бланки итогового сочинения (изложения);
8.7.3. сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные бланки итогового сочинения (изложения).
8.8. Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся РЦОИ вносит в региональные информационные системы. Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся, проходящих обучение за пределами территории Российской Федерации, вносит уполномоченная организация.
8.9. Изображения бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональных серверах. Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, проходящих обучение за пределами территории Российской Федерации, а также выпускников прошлых лет размещает уполномоченная организация.
8.10. Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.
9. Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)
9.1. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
- обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
9.2. В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации.
9.3. Порядок и процедура повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования самостоятельно.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
1. Архитектура и состав программного обеспечения
На следующем рисунке приведена схема программного обеспечения (далее - ПО), используемого для проведения итогового сочинения (изложения). На схеме приведены только новые или значительно модернизируемые, по сравнению со стандартной технологией проведения ЕГЭ, модули и подсистемы.
2. Требования к техническому и программному оснащению
2.1. Региональный уровень
В следующей таблице приведены требования к оборудованию, которое должно входить в состав рабочей станции регионального уровня (РУ).
Компонент
Конфигурация
Рабочая станция в РЦОИ
Наличие стабильного канала связи с выходом в Интернет.
Рабочая станция должна иметь устройство резервного копирования: внешний интерфейс: USB 2.0.
Дополнительных специальных требований к рабочей станции не предъявляется.
Лазерный принтер
Формат: A4.
Скорость черно-белой печати (обычный режим, A4): 30 стр./мин.
Качество черно-белой печати (режим наилучшего качества) не менее 600 x 600 точек на дюйм.
Технология печати: Лазерная.
Сканер
TWAIN - совместимый
Сервер для хранения изображений бланков
Сервер для хранения и управления БД РИС ГИА
В следующей таблице приведены требования к аппаратному обеспечению рабочей станции на региональном уровне.
Компонент
Конфигурация
Центральный процессор
Рекомендуется: Intel Pentium 4 2,4 ГГц, но не менее рекомендуемого для установленной ОС.
Оперативная память
Рекомендуемая: 2 Gb
Минимальная: 1 Gb
Дисковая подсистема
SATA (IDE), свободного места не менее 650 Mb.
Внешние интерфейсы и накопители
Устройство резервного копирования: ATAPI CD-RW
и
Внешний интерфейс: USB 2.0.
Видеоадаптер
Встроен в чипсет материнской платы, производительность не менее рекомендуемой для установленной ОС.
Клавиатура
Присутствует
Мышь
Присутствует
Монитор
SVGA разрешение не менее 1024 px по горизонтали.
Рекомендуемое разрешение: 1280 x 1024.
Сетевая плата
Ethernet 10/100 Мбит.
В следующей таблице приведены требования к конфигурации программного обеспечения (ПО) рабочей станции на региональном уровне (РУ).
Компонент
Конфигурация
Серверная операционная система
Серверная ОС семейства Windows не ниже Server 2000 SP4.
Для Windows Server 2000 SP4 должно быть установлено обновление безопасности (SecurityUpdateforMicrosoftWindows KB 835732, соответствующего языка ОС).
СУБД
Microsoft SQL Server 2008 Enterprise Edition.
Операционная система
Windows XP service pack 3 и выше.
Дополнительное ПО
Microsoft.NET Framework 3.5 и выше.
Интернет-браузер
Любой из браузеров:
- MozillaFirefox, версия не ниже 3,
- GoogleChrome, версия не ниже 18,
- Opera, версия не ниже 12,
- Microsoft Internet Explorer, версия не ниже 8.
ПО для сканирования
Специализированное ПО, обеспечивающее сканирование бланков итоговых сочинений.
ПО для распознавания
Специализированное ПО, обеспечивающее распознавание изображений бланков итоговых сочинений.
ПО для верификации
Специализированное ПО для проверки и коррекции результатов распознавания изображений бланков итогового сочинения (изложения).
2.2. Муниципальный уровень
В следующей таблице приведены требования к оборудованию, которое должно входить в состав рабочей станции на муниципальном уровне (МУ).
Компонент
Конфигурация
Рабочая станция на муниципальном уровне
Наличие стабильного канала связи с выходом в Интернет.
Рабочая станция должна иметь устройство резервного копирования: внешний интерфейс: USB 2.0.
Дополнительных специальных требований к рабочей станции не предъявляется.
Лазерный принтер
Формат: A4.
Скорость черно-белой печати (обычный режим, A4): 30 стр./мин.
Качество черно-белой печати (режим наилучшего качества) не менее 600 x 600 точек на дюйм.
Технология печати: Лазерная.
Сканер
TWAIN - совместимый.
В следующей таблице приведены требования к аппаратному обеспечению на муниципальном уровне.
Компонент
Конфигурация
Центральный процессор
Рекомендуется: Intel Pentium 4 2,4 ГГц, но не менее рекомендуемого для установленной ОС.
Оперативная память
Рекомендуемая: 2 Gb
Минимальная: 1 Gb
Дисковая подсистема
SATA (IDE), свободного места не менее 600 Mb.
Внешние интерфейсы и накопители
Устройство резервного копирования: ATAPI CD-RW
и
Внешний интерфейс: USB 2.0.
Видеоадаптер
встроен в чипсет материнской платы, производительность не менее рекомендуемой для установленной ОС.
Клавиатура
Присутствует
Мышь
Присутствует
Монитор
SVGA разрешение не менее 1024 px по горизонтали.
Рекомендуемое разрешение: 1280 x 1024.
Сетевая плата
Ethernet 10/100 Мбит.
В следующей таблице приведены требования к конфигурации программного обеспечения рабочей станции на муниципальном уровне.
Компонент
Конфигурация
Операционная система
Windows XP service pack 3 и выше.
Дополнительное ПО
Microsoft.NET Framework 3.5 и выше.
Интернет браузер
Любой из браузеров:
- MozillaFirefox, версия не ниже 3,
- GoogleChrome, версия не ниже 18,
- Opera, версия не ниже 12,
- Microsoft Internet Explorer, версия не ниже 8.
ПО для сканирования
Специализированное ПО, обеспечивающее сканирование бланков итогового сочинения (изложения)
2.3. Уровень образовательных организаций
В следующей таблице приведены требования к оборудованию, которое должно входить в состав рабочей станции на уровне образовательных организаций.
Компонент
Конфигурация
Рабочая станция на уровне
образовательных
организаций
Наличие стабильного канала связи с выходом в Интернет.
Рабочая станция должна иметь устройство резервного копирования: внешний интерфейс:
USB 2.0.
Дополнительных специальных требований к рабочей станции не предъявляется.
Лазерный принтер
Формат: A4.
Скорость черно-белой печати (обычный режим, A4): 30 стр./мин.
Качество черно-белой печати (режим наилучшего качества) не менее 600 x 600 точек на дюйм.
Технология печати: Лазерная.
Сканер
TWAIN - совместимый
В следующей таблице приведены требования к аппаратному обеспечению рабочей станции на уровне образовательных организаций.
Компонент
Конфигурация
Центральный процессор
Рекомендуется: Intel Pentium 4 2,4 ГГц, но не менее рекомендуемого для установленной ОС.
Оперативная память
Рекомендуемая: 2 Gb.
Минимальная: 1 Gb.
Дисковая подсистема
SATA (IDE), свободного места не менее 600 Mb.
Внешние интерфейсы и накопители
Устройство резервного копирования: ATAPI
CD-RW
и
Внешний интерфейс: USB 2.0.
Видеоадаптер
Встроен в чипсет материнской платы, производительность не менее рекомендуемой для установленной ОС.
Клавиатура
Присутствует.
Мышь
Присутствует.
Монитор
SVGA разрешение не менее 1024 px по горизонтали.
Рекомендуемое разрешение: 1280 x 1024.
Сетевая плата
Ethernet 10/100 Мбит.
Система бесперебойного питания (рекомендуется)
Выходная мощность, соответствующая потребляемой мощности подключенной рабочей станции.
Время работы при полной нагрузке не менее 15 мин.
В следующей таблице приведены требования к конфигурации программного обеспечения на уровне образовательных организаций.
Компонент
Конфигурация
Операционная система
Windows XP service pack 3 и выше.
Дополнительное ПО
Microsoft.NET Framework 3.5 и выше.
Интернет-браузер
Любой из браузеров:
- MozillaFirefox, версия не ниже 3,
- GoogleChrome, версия не ниже 18,
- Opera, версия не ниже 12,
- Microsoft Internet Explorer, версия не ниже 8.
ПО для сканирования
Специализированное ПО, обеспечивающее сканирование бланков итогового сочинения (изложения).
┌─┐ Итоговое сочинение (изложение) ┌─┐
│ │ ──── ──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │ │
└─┘ ──── Бланк └─┘
──── регистрации
──── ────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
──── Код Код образовательной Класс Место Номер Дата
──── региона организации Номер Буква проведения кабинета проведения
──── ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐
──── │ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ ││ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ ││ ││ ││ │ │Д││Д│-│М││М│-│Г││Г│
──── └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘
──── ────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
──── Код вида Наименование вида работы Номер темы Количество Код работы
──── работ листов
──── ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
──── │ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ ││ ││ │ │ ││ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
──── └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Заполнять гелевой или капиллярной ручкой ЧЕРНЫМИ чернилами ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ по следующим образцам:
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
│А│Б│В│Г│Д│Е│Ё│Ж│З│И│Й│К│Л│М│Н│О│П│Р│С│Т│У│Ф│Х│Ц│Ч│Ш│Щ│Ъ│Ы│Ь│Э│Ю│Я│1│2│3│4│5│6│7│8│9│0│X│V│I│L│-│
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─────────┐
│ВНИМАНИЕ!│ Все бланки рассматриваются в комплекте.
└─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Сведения об участнике
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
Фамилия │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
Имя │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
Отчество ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
(при │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
наличии) └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────
│ Пол
┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ │ ┌─┐ ┌─┐
Документ Серия │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ Номер │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ │ │ Ж │ │ М
└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ │ └─┘ └─┘
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────────
При написании сочинения (изложения) следует:
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌─┐
│X│ Заполнить регистрационную часть БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ и БЛАНКА ЗАПИСИ.
└─┘
┌─┐
│X│ После завершения работы вписать в поле Количество листов на БЛАНКЕ РЕГИСТРАЦИИ то количество листов
└─┘ БЛАНКОВ ЗАПИСИ, которое Вы использовали.
┌─┐
│X│ Сочинение (изложение) пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая разметку страницы БЛАНКА ЗАПИСИ.
└─┘
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌────────────────────────┐
│ │
С порядком проведения │Подпись участника строго│
сочинения (изложения) ознакомлен(-а). │ внутри окошка │
└────────────────────────┘
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Заполняется ответственным │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
┌─┐ │ Результаты оценивания сочинения (изложения) │ ┌─┐
│ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │
└─┘ │ Критерии 1 2 3 4 5 │ └─┘
│ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ │
│ Зачет │ ││ ││ ││ ││ │ │
│ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ │
│ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ │
│ Незачет │ ││ ││ ││ ││ │ │
│ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Результат проверки сочинения (изложения) │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ ┌────────────────────────┐ │
│ ┌─┐ ┌─┐ │ │ │
│ │ │ Зачет │ │ Незачет │Подпись участника строго│ │
│ └─┘ └─┘ │ внутри окошка │ │
┌─┐ │ └────────────────────────┘ │ ┌─┐
│ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │
└─┘ └─┘
┌─┐ Итоговое сочинение (изложение) ┌─┐
│ │ ──── ──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │ │
└─┘ ──── Бланк записи └─┘
──── ────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
──── Код Код вида Наименование вида работ Лист Код работы
──── региона работ N
──── ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
──── │ ││ │ │ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ ││ ││ │ │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
──── └─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
──── ────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
ФИО ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ┌─┐┌─┐┌─┐
участника │ │ Номер темы │ ││ ││ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ └─┘└─┘└─┘
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌─┐ Перепишите значения полей "Код региона", "Код вида работ", "Наименование вида работ", "Код ┌─┐
│ │ работы", "Номер темы" и ФИО из БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ. │ │
└─┘ Пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая разметку страницы. └─┘
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌─────────┐
│ВНИМАНИЕ!│ Все бланки рассматриваются в комплекте.
└─────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─┐ ┌─┐
│ │ При недостатке места для записи попросите Дополнительный бланк записи. │ │
└─┘ └─┘
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии N 1 и N 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев ( N 3 - N 5 ).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится "незачет". Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится "незачет".
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий N 1 "Соответствие теме"
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
"Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 2 "Аргументация. Привлечение
литературного материала"
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
"Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 3 "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 4 "Качество письменной речи"
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 5 "Грамотность"
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).